Найти тему
Sputnik Грузия

Шавуот 2024: традиции и обычаи еврейского праздника дарования Торы

Оглавление
© photo: Sputnik / Stringer
© photo: Sputnik / Stringer

Шавуот, или еврейский праздник дарования Торы, в 2024-м начнут отмечать 11 июня, после захода солнца

Шавуот – один из трех главных еврейских храмовых праздников - именно в этот день, по преданию, Моисей получил скрижали Завета с десятью заповедями от Бога на горе Синай.

Как празднуют Шавуот - какие традиции и обычаи связаны с еврейским праздником дарования Торы, читайте в Sputnik Грузия.

Как отмечают Шавуот

Главная традиция Шавуот – слушать, после утренней молитвы, десять заповедей. Все присутствующие при этом встают, заново переживая тот благоговейный трепет, который впервые испытали евреи у горы Синай.

Очень важно присутствовать во время чтения свитка Торы, поэтому все евреи, в том числе и младенцы в это время должны быть в синагоге и, слышать, как и три тысячи лет назад, слова десяти заповедей.

В синагогах в праздник дарования Торы с утра читают Книгу Рут (Руфь) - знаменитой праведницы, прабабушки царя Давида. По рождению Рут была моавитянка – она вышла замуж за еврея, а после смерти супруга осталась со свекровью и приняла иудаизм.

Принятие ею иудаизма, подобно принятию еврейским народом Торы, потому в Шавуот и читают книгу Рут. Также, считается, что ее правнук - царь Давид родился и умер в день, когда евреям была дарована Тора.

В торжество из синагоги выносят свиток Торы и читают праздничные молитвы, которые рассказывают, как были дарованы скрижали еврейскому народу. Верующие в Шавуот приходят к иерусалимской Стене плача, чтобы поблагодарить Бога за полученные заповеди.

Праздник дарования Торы объявлен в Израиле выходным днем. В Шавуот все веселятся - в больших городах, по традиции, проводят парады и выступают самодеятельные коллективы.

Традиции праздника

Праздничную ночь евреи обязаны изучать Тору - эта традиции напоминает ту далекую тревожную ночь около горы Синай, которая предшествовала получению десяти заповедей.

По традиции, в Шавуот маленьких детей начинают обучать Торе - для первого урока, по обычаю, пекут сладкое печенье в форме еврейских букв, которые обмакивая в мед, предлагают юным ученикам съесть, предварительно прочитав ее.

В Шавуот запрещено не только работать, но зажигать огонь. Поэтому, евреи оставляют горящую горелку в праздник, чтобы употреблять огонь на кухне, а также для зажигания праздничных свечей и других нужд, так как спички в Шавуот использовать нельзя.

Также в праздник дарования Торы нельзя пользоваться транспортом и брать деньги в руки.

Существует традиция погружаться в канун праздника дарования Торы в микву (ритуальный бассейн), поскольку все евреи должны перед торжеством очиститься. Очистительное погружение совершают и в праздник утром.

Дома и синагоги в Шавуот украшают различными гирляндами из растений и красивыми бумажными аппликациями. Эта традиция напоминает евреям о том, что в день получения Торы их далекие предки настолько обрадовались, что украсили свои шалаши, расположенные у горы Синай, тем, что у них там было под рукой.

Шавуот начинают отмечать накануне, после захода солнца - в доме зажигают свечи, а в синагоге читают вечернюю праздничную молитву.

Вернувшись из синагоги дома устраивают праздничную трапезу. В Шавуот проводят две праздничные трапезы - вечернюю и утреннюю, и каждую из них начинают с кидуша – это еврейский обряд освящения, который производят над бокалом вина.

В праздничную трапезу, по традиции, обязательно включают молочные и мучные блюда - это напоминает евреям, что в день дарования Торы, их предки из-за данных им законов кошерности не могли использовать свою кухонную утварь.

По еврейской традиции в Шавуот хотя бы две трапезы должны быть мясными, чтобы воплотить заповедь "Радуйся в свои праздники".

Однако смешивать мясные блюда с молочными по законам кошерности нельзя. Сначала завершают молочную трапезу, а после часового перерыва, расстилают на стол новую скатерть и подают мясные блюда.

В Шавуот, по традиции, едят пироги, испеченные на меду – этот обычай напоминает евреям о том, что Тора для тех, кто ее учит, воспринимается как мед и молоко.

Материал подготовлен на основе открытых источников