Найти в Дзене

Устное собеседование. 2025год.6 класс. Сборник заданий для устной работы на уроках русского языка

Готовься заранее!
Готовься заранее!

Сборник заданий для устной работы на уроках русского языка. 6 класс

Аннотация

Итоговое собеседование по русскому языку – на первый взгляд простой экзамен, не требующий никакой особенной подготовки. Однако на практике далеко не у всех детей получается легко и непринужденно выполнить определенные задания, а ведь показать нужно навыки спонтанной речи.

Данный сборник составлен с учетом возрастных особенностей учащихся 6 класса, в нем представлены задания, которые помогут сформировать у них к окончанию основной школы навыки коммуникативной компетенции.

В связи с возникающими трудностями в процессе подготовки обучающихся возникает острая необходимость в разработке методических материалов для организации устной работы на уроках русского языка в 5-7

классах.

Главной методической целью данной работы можно считать составление заданий для устной работы учащихся, которое помогут к 9 классу сформировать у учащегося навыки коммуникативной компетенции.

В данном сборнике учебный материал рассчитан на 36 учебных занятий. На выполнение заданий в рамках одного занятия дается 15 минут.

Все занятия с нечетными номерами построены единообразно, например:

Занятие 1

1. Прочитай текст и вставь пропущенные буквы.

Мороженое «эскимо»

В 1920 год_ амер_канец Кристиан Кент Нельсон увид_л ребёнка, который ст_ял у в_трины маг_зина и долго (не)мог решить, что(же) ему выбрать – мороженое или ш_коладный батонч_к.

И тогда пр_дпр_имчивый Нельсон решил облить мороженое ш_коладом, что после (не)скольких экспер_ментов ему уд_лось.

Полученное лак_мство из_бретатель назвал «Пирог эск_моса», а поз_нее оно стало называт_ся просто «эскимо».

2. Выпиши ключевые слова из текста

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Прочитай текст выразительно, соблюдая необходимые паузы и соответствующий темп.

4. Ответь на вопросы, правильно строя фразы:

1) Кто придумал мороженое «эскимо»?

2) Какой случай помог Кристиану Нельсону создать это замечательное лакомство?

3) Как называется мороженое, облитое шоколадом?

5. Перескажи текст, используя выписанные ключевые слова.

6. Расскажи о том, какое у тебя любимое блюдо, по плану:

1) Кулинария – искусство приготовления блюд.

2) Кто в твоей семье главный кулинар?

3) Любишь ли ты готовить?

4) Какое твое любимое блюдо и почему?

5) Знаешь ли ты секрет его приготовления?

Тексты к первому заданию (ориентировочно по 100 слов) подобраны с учетом нарастающей сложности. Тематика их достаточно разнообразна: «Окружающий мир», «Наука – это интересно», «Россия – Родина моя», «Великие личности», «Героическое прошлое моей страны».

Первичное чтение дополнено заданием по орфографии, что дает дополнительную возможность ребенку зафиксировать в памяти большее количество конкретных слов, а учителю – еще раз отработать навыки правильного письма.

Второе заданиеориентировано на осознанное чтение текста – выписать ключевые слова из текста – в дальнейшем они помогут учащемуся при пересказе.

Третье заданиеспособствует формированию навыков выразительного чтения.

Четвертое задание- ответь на вопросы, правильно строя фразы – является не только достаточно важным, но и одним из самых сложных. Здесь ребенку необходимо вспомнить текст, дать четкий и правильный ответ, используя даты, термины и непривычные имена героев или географических названий. Правильное и полное построение фразы – отсылка к грамматическим и речевым навыкам ученика.

Подходя к пятому заданию, обучающиеся уже должны достаточно подробно знать содержание текста, поэтому не всегда стоит ориентировать детей на использование ключевых слов при пересказе.

Шестое задание, как правило, тематически связано с изученным текстом. Для первого занятия оно звучит так: «Расскажи о том, какое у тебя любимое блюдо, по плану». План в данном случае – не единственно верное решение, хорошо успевающий ребенок может выполнить это задание и в соответствии со своими представлениями о рассказе, не стоит загонять его в строго определенные рамки. Тем более, что тематика рассказов иногда дает возможность вариативного рассуждения (нравится – не нравится что-либо) и отражает интересы детей указанного возраста.

Задания для занятий с четными номерами несколько отличаются друг от друга:

2 – 10 следующего типа:

Занятие 2

1. Прочитай текст и вставь пропущенные буквы.

Мастер полёта

Стрек_за с ле_костью ре_ко взмывает (в)верх или зам_рает в воздухе. А л_тает со скоростью авт_мобиля – до 90 км/ч. Она способна л_тать без о_дыха в течение (не)скольких часов.

Потр_сающую скор_сть и прод_лжительность полета обеспечивают четыр_ крыла стрек_зы. Они кажут_ся круж_вными или хрустальными, с уд_вительными радужными пер_ливами. Каждая пара крыльев действует сам_стоятельн_, но при этом уд_вительно слаженно. (Во)время п_лета насекомые производят 100-150 взмахов в секунду.

С наступлением вечера стр_коза усаж_вает_ся на какое(нибудь) р_стение и о_дыхает до следу_щего утра.

2. Выпиши ключевые слова из текста

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Прочитай текст выразительно, соблюдая необходимые паузы и соответствующий темп.

4. Расскажи, что ты видишь на картинке.

Кто на картинке изображен?

Где она находится?

Как выглядит?

В каком настроении?

Что у нее в руках?

Как ты думаешь, чем закончится ее попытка поймать бабочку?

1- 3 заданияуже нам знакомы, а вот четвертое - расскажи, что ты видишь на картинке - готовит учащихся работе во время ОГЭ.

Тематика картинок соответствует возрастным особенностям учащихся среднего звена и дает возможность не только точно описывать представленное, но и передавать свое отношение к изображенному, строить предположения о том, что случилось до того или случится после.

Пять вспомогательных вопросов ориентируют учащихся в выборе направления для своего повествования. Однако так же, как и в 6 задании занятий с нечетными номерами, их не стоит воспринимать, как единственно правильные и возможные.

Занятия 1 - 12

13 – 36 следующего типа:

Занятие 34

1. Монологическое высказывание. Расскажи, что ты видишь на

картинке.

2. Диалог.

Составь пять вопросов по картинке. Старайся строить фразы правильно

и корректно.

1) ________________________________________________________

2) ________________________________________________________

3) ________________________________________________________

4) ________________________________________________________

5) ________________________________________________________

3. Поучаствуй в диалоге с одноклассником. Пожалуйста, давай полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Задание 1.Монологическое высказывание. Расскажи, что ты видишь на картинке – задание выполняется без опорных вопросов. Поскольку дети уже

выполняли подобные работы, они уже должны понимать, что рассказ строится по определенным правилам: вступление, основная часть и заключение. Предполагается, что именно после отмены вопросов-помощников речь детей станет свободнее, легче. Вариативность рассуждений станет очевидна. Обучающимся будет интересно послушать не однотипно построенные рассказы, а созданные по вдохновению.

Было бы замечательно, если бы завязалась дискуссия, ведь тогда вопросы, которые нужно составить во втором задании, были бы осознаннее и не носили бы формальный характер. Количество вопросов (5) не так уж и мало, оно позволяет переходить от простого описания увиденного к аналитическому.

Последнее задание, предусматривающее участие в диалоге, можно выполнять сначала в паре с учителем (так удобнее регулировать направление мысли ученика и правильность составляемых им фраз), потом перейти к парам «ученик – ученик».

Занятия 13 - 36

В заключение хотелось бы отметить, что преподаватели, изучив материалы данного сборника, смогут создать собственную систему устной работы на уроках русского языка в 6 классе.

Библиографический список

1. Нормативно-правовые документы - http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/normativno-pravovye-dokumenty

2. Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе: требования,

подготовка, условия - https://rosuchebnik.ru/material/sobesedovanie-po-russkomu-yazyku-2018-varianty/

3. НАШ ФИЛИППОК, детский журнал. - http://www.filipoc.ru/

Что еще можно добавить к данным рекомендациям? Подписывайся и пиши в комментариях!