Несмотря на огромное количество разнообразных статей, достоверной информации о танке Т-95 имеется мало. Неизвестны даже такие детали как название боевой машины и годы её разработки.
Впрочем, официального названия танк вроде как и не имел. По всем документам проектируемая боевая машина проходила как «Объект 195». Что касается времени разработки, то и тут информация разнится. В ряде источников упоминается, что работа над Т-95 началась ещё при Союзе, в рамках программы опытно-конструкторских работ (ОКР) «Совершенство-88». В других статьях упоминается 1995 год. Якобы именно тогда в конструкторском бюро нижнетагильского «Уралвагонзавода» начали проектировать новый основной боевой танк (ОБТ) российской армии. Третьи эксперты дают, пожалуй, наиболее корректную точку отсчёта – ноябрь 2000-го, когда Правительство заявило о крайней необходимости создания современного танка. После этого в рамках всё той же ОКР и было разработано новое тактико-техническое задание (ТТЗ).
Последняя дата и в самом деле выглядит наиболее правдоподобной. В период развала СССР, вероятно, только ТТЗ и было продумано. Не вериться и в том, что нечто путное было придумано в середине 90-х, когда в стране царил хаос. А вот в начале XXI века дело с мёртвой точки могло и сдвинуться. Но это всего лишь мысли вслух.
Теперь о самом танке. Приведя к общему знаменателю данные из массы разных источников, можно более-менее точно предположить, каким виделся конструкторам будущий Т-95. Впрочем, пишут все в основном одно и тоже.
На что в первую очередь все эксперты обращают внимание, так это на «лафетную» компоновку и на мощное орудие калибра 152 мм.
Сначала о компоновке. В данном случае речь идёт о размещении экипажа, который должен был состоять из 3-х человек. Помещался он в специальной бронированной капсуле, отделённой от боевого и двигательного отсеков. Считается, что такая компоновка наилучшим образом защищает танкистов.
Массивное 152-мм орудие танка располагалось в необитаемой башне. Из-за величины пушки башня получилась достаточно высокой, что многие эксперты отметили как преимущество. Любопытно, что при этом общая высота танка предполагалась даже чуть ниже чем у Т-80 (2190 мм) и Т-90 (2230 мм).
Боекомплект пушки, ввиду большого калибра, насчитывал всего 40 снарядов. Хотя в совокупности с современной системой управления огнём, предполагающей «один снаряд – одно поражение», этого количества считалось более чем достаточно. Поскольку крупнокалиберное орудие танка во многих случаях можно было считать избыточным, Т-95 вооружили ещё и 30-ти миллиметровой пушкой. Кстати, ряд источников утверждает, что маленькую пушку установили вместо дистанционно управляемого пулемёта, другие же – что вместе с ним.
Новый ОБТ должен был быть неплохо защищён. Проект предусматривал несколько уровней защиты:
различные маскирующие покрытия;
комплекс активной защиты (утверждается, что специально для Т-95 велись разработки нового КАЗ «Штандарт»);
комплекс динамической защиты «Реликт»;
непосредственно броня из разных видов материалов, включая композиты и спецсплавы;
броня капсулы экипажа (предположительно, из броневого титана).
Предполагалось, что танк будет обладать весьма неплохими ходовыми характеристиками. Все источники сходятся во мнении, что оснащён Т-95 был дизельным двигателем А-85-3, мощностью в 1650 л.с., который позволял разогнать машину весом в 55 тонн по шоссе до 75 км/ч.
В целом, согласно проекту, танк выглядел достаточно перспективно. И только проектом дело не закончилось. «Уралмашзавод» выпустил 3 экземпляра новое боевой машины – опытный заводской образец и два танка для государственных ходовых испытании. Испытания, состоявшиеся в 2008 году, прошли весьма неплохо. Высокой комиссии машина понравилась, хотя разработчикам и был передан длинный перечень необходимых доработок. Однако в апреле 2010 года тогдашний замминистра обороны Владимир Александрович Поповкин заявил, что Т-95 «морально устарел» и финансирование проекта закрывается. И злые языки до сих пор называют остановку работ над «Объектом 195» чуть ли не диверсией, но…
Если сравнить так и не ушедший в серию Т-95 и активно рекламируемый с 2015 года Т-14 («Армата»), то можно обнаружить массу общих черт. Более того, некоторые эксперты даже считают, что «Армата» – продукт эволюции Т-95. Впрочем, есть и противоположные мнения, мол Т-14 – это деградация «Объекта 195».
Как это ни парадоксально, но правы и те, и другие. Конечно же, Т-95 был лучше «Арматы». Но не стоит забывать, что это всего лишь прототип. На бумаге и в виде единичных образцов любой проект выглядит замечательно. Другое дело – серийное производство. «Объект 195», как высказался один из экспертов, был «танком предельных параметров», т.е. машина с огромными возможностями, вряд ли применимыми в реальных условиях. К тому же танк получился дорогим в производстве. А ряд источников вообще утверждает, что большая часть электроники, которой «напичкали» новую боевую машину, в нашей стране не производилась (да и сейчас не производится).
В тоже время разработчикам удалось создать неплохую платформу для новых перспективных машин. Легко предположить, что при работе над «Арматой» конструкторы взяли за основу Т-95 и, как хорошие скульпторы, «отсекли» от него всё лишнее.
Кстати, о том, что «Объект 195» не был заброшен, а лишь перешёл в новую, не особо афишируемую фазу, косвенно говорит один факт. В июле 2010 года, т.е. уже после объявления разрабатываемого ОБТ морально устаревшим, Т-95 был представлен на закрытом показе в рамках выставки «Оборона и защита – 2010». Ведь зачем-то это было нужно…