Нивхов сегодня насчитывается около 4-5 тысяч человек. Большинство из них живет на севере Сахалина, где расположена неофициальная нивхская столица - Ноглики. Именно тут живет более всего нивхов - около 600 человек.
Нивх - это самоназвание народа, идет от слова "человек". Прежде нивхов русские звали гиляками от тунгусского гилэ - "люди с лодок". Именно под таким названием ("ги-лэ") нивхи упоминаются еще в китайских хрониках XIV-го столетия н.э.
Однако сами нивхи такое наименование сочли обидным - за его употребление на севере Сахалина по лицу можно от местных пацанов выхватить. И добились, что их звали именно самоназванием.
Первая встреча русских казаков-первопроходцев и нивхов состоялась уже позже - в середине XVII-го столетия. Однако территории нивских, Сахалин и брега Амура, вошли в состав России лишь в середине XIX-го века.
Нивхи - не единственный коренной народ Сахалина. Есть и другие - насчитывающие около 300 душ тунгусы-оленеводы уйлта (ороки), живущие тут отдельными общинами эвенки, нанайцы. Прежде были на юге еще и айны, ушедшие в 1945-м году с японцами.
Отмечу, что нивхи всегда мирно жили с другими народами Сахалина, их старейшины быстро находили общий язык. Исключением стал разве что конец XIII-го века, когда на Сахалин вторглись монголы империи Юань. Нивхи тогда приняли сторону захватчиков, а вот айны предпочли с монголами и, стало быть, нивхами, вдоволь повоевать. Впрочем, затем нивхи и айны все равно по-доброму договорились - первые взяли себе север острова, вторые - юг.
Нивхи сегодня именно самый крупный автохтонный этнос Сахалина. Хотя живут нивхи не только здесь. Но и в устье Амура, на берегах Охотского моря в соседнем Хабаровском крае, с чьей территории их предки сюда около 14 тысяч лет назад и пришли скорее всего. Откуда точно пришли никому доподлинно неизвестно - по одной из версий, прямиком с Алтая. Так собственно и делятся нивхи на 2 группы - сахалинских и амурских.
Около 100 южносахалинских нивхов также ушла в 1945-м году на японский остров Хоккайдо. И смешавшись там с японцами, перестала существовать. Японцы строго запрещали нивхские язык, культуру, обычаи. Лишь немногие нивхи смогли вернуться домой...
Нивхов отличает особый тип внешности. Низкий или средний рост, плотное сложение, широкие лица и выпуклые пухлые губы, темные глаза и волосы, вздернутые носы. А также крайне нехарактерный для других монголоидов рост бороды - явно айнское влияние.
Официально считается, что родной язык нивхов - изолированный. То бишь, не имеет живой родни среди прочих наречий мира. Хотя нивхский обычно лингвисты пытаются отправить в палеоазиатскую группу - к чукчам, корякам, юкагирам. Есть мнение, что они - палеоазиаты, испытавшие сильное влияние тунгусо-маньчжуров. Тех же нанайцев, народа знаменитого певца Кола Бельды.
Нивхов часто связывают с древней Охотской археологической культурой, что существовала около 1-1,5 тысяч лет назад. Представители этой исчезнувшей культуры заселяли огромные территории - от Курильских островов и японского Хоккайдо до Амура и до самой до Камчатки. Оставили несколько слов-заимствований в японском языке. И были существенно потеснены айнами уже в средние века, которых в свою очередь толкали на север японцы.
Как и кеты, другой сибирский народ, о котором я уже подробно рассказывал недавно, нивхи также выступают главными кандидатами в предки американских индейцев. Но только если от кетов скорее всего произошли атабаски (навахо, апачи), то нивхи по своим языку да культуре кажутся более близким к индейцам-алгонкинам да вакашам: могиканам и иже с ними. Мне лично, как этнографу, именно эта теория наиболее близка.
Нивхи, как мне говорили - истинные дети моря, искусные рыболовы. Никогда не знали земледелия, считая возделывание земли греховным занятием (как и многие американские индейцы, кстати). Но испокон века ловят в небольших заливах у берегов Сахалина разнообразную рыбу: тайменя, камбалу, горбушу, лосося, кету. Рыба - главная пища нивхов - ее парят, жарят, солят. Из рыбьей кожи нивхи шили себе одежду и обувь.
А также нивхи готовят из рыбы свое любимое лакомство - юколу. То есть, сушенную на ветру рыбу, на которую не должна попасть ни капля дождя. Иначе юккола невкусной получится.
Нивхи используют и головы да кости рыбьи - готовят из них особую костную муку, что идет на корм ездовым собакам.
Впрочем, ни рыболовством единым живет товарищ нивх. Нивхи еще и отличные таежные охотники. Запросто могут уложить сразу 1-2 медведей, да тут же на месте косолапых разделать, чтоб легче мясо-шкуры домой нести было. Охотников с медвежатиной гордо возвращающихся потом вся деревня нивхская торжественно встречает - ударами по особому бревну.
Оленей нивхи никогда не держали, предпочитая передвигаться на запряженных ездовыми собаками легких нартах. Зажиточная гиляцкая семья еще сто лет назад могла держать у себя до полусотни псов породы особых сахалинских хаски. Они же - карафуто-кен на японском. Именно на этих хаски была освоена в 1930-е годы советская Арктика.
Нивхи, как и многие другие народы Севера, те же кеты, строили 2 типа жилищ. Летние свайные деревянные домики (ке-раф) на берегу моря, с очагом и всего двумя комнатами.
Либо же капитальные крупные зимние дома-полуземлянки (тыв) на 2-3 семьи, с несколькими очагами, с длинным нарами вдоль стен - вместе веселее зиму холодную коротать!
- Нивхи делились на роды - кхалы. Каждый род состоял из примерно 8-10 семей. Кстати, отнюдь не только нивхских - эти ребята охотно включали в свой состав тех же нанайцев женясь на их девушках.
Нивхи известны своей невероятною любовью к песням - известны тысячи нивхских песен, рассказывающих о родине, традициях, обычаях, подвигах охотников. Известны и нивхские сказки (тылгунд) о лесных зверях - грозном сильном медведе, хитрой лисе. А еще нивхи те еще танцоры - у них имеется собственный хореографический ансамбль "Ари-ла-миф".
Побывавший в конце XIX-го столетия на Сахалине Антон Палыч Чехов описывал нивхов как ребят довольно дружелюбных, не терпящих грамма лжи, удивительно чистых душой. Достаточно посмотреть на лица нивхов столетней давности.
Нивхи - анимисты. То есть, следуют особой вере предков, обожествляющей природу. Причем одного главного бога у нивхов нет - на каждую стихию свою хозяин: являвшийся в виде косатки владыка моря (Тол Ыз), в виде медведя - хозяин тайги (Пал-Ызнг)...
Каждого бога или духа нужно особым образом задобрить, проведя специальный обряд кормления воды или леса. Например, опустив в прорубь или в дупло дерева еду. Капитальных храмов нивхи никогда не знали. Вся природа - их огромное святилище.
Именно о нивхах написан знаменитый роман Чингиза Айтматова "Пегий пёс, бегущий краем моря". Впрочем, имеется у нивхов и собственная крайне богатая для такого небольшого народа литература.
В общем, такие они, нивхи, живущие у самого синего моря русские предки коренных жителей Нового света. Отразившие, словно в зеркале, в бескрайних просторах российской Евразии американские индейцы. Увы, сегодня нивхский язык пребывает под угрозой полного исчезновения - владеют им как родным всего полсотни человек, в основном - пожилых.