Так сложилась жизнь, что я часто езжу в поездах. Попала по распределению в другую область, но на Родину тянет.
Поэтому, два раза в год -в отпуске и в зимние каникулы, ездила домой.
Понятно, что очень много было встреч с незнакомыми людьми и разговоров по душам.
Такие разные встречи.
Здесь часто срабатывает "эффект случайного попутчика", когда человек носит что-то в себе, а вот в поезде может раскрыться чужому человеку.
Не потому, что не было психологов в те времена, а потому что надо выговориться. Хотя бы в поезде.
Особенно, если спрашивают с участием и желанием выслушать.
Ты просто знаешь, что с этим попутчиком больше не встретишься. Так и бывает. Не помню уже лица всех этих соседей по купе, но помню разговоры и многие ситуации.
Помню мам с детьми, которые ехали на отдых. Командировочных, их сразу видно.
Пожилых людей, которые шутили и подтрунивали друг над другом. С ними легко и весело общалось всё купе.
Дедушка рассказывал анекдоты и интересные истории, а бабушка над ним подтрунивала.
Но они поднимали настроение всем, и кажется, что с ними общался весь вагон, как с родными.
Мы даже сфотографировались все вместе в конце поездки.
Это очень хорошо, когда незнакомые люди становятся тебе знакомыми. Особенно, если едешь не один день.
Люди любят общаться. А это небольшое замкнутое пространство поезда объединяет.
Но кроме таких простых и приятных моментов были и другие. От которых на сердце остаётся осадок. Неприятный.
Особенно, если это касается детей.
Да, я понимаю, что не очень хорошо, когда к тебе лезут с вопросами. Но ведь всегда есть выбор. Не хочешь, не отвечай. Никто не будет приставать с разговорами, ведь так?
Итак, история Настеньки.
Это было уже лет пять тому назад или немного больше.
Я зашла в поезд, как сейчас помню, это был плацкартный вагон.
Купе было свободно. Стоянка поезда была минут 30-40.
А в купе сидела маленькая девочка. Одна. И рисовала.
Мы сразу познакомились.
Когда я зашла, то родители вышли на улицу, поскольку остановка была большая.
Причём они даже не сказали присмотреть за их вещами. Просто вышли молча.
Их долго не было, и девочка начала переживать,-Когда они придут?
Я спросила, -А ты дома одна остаёшься? Я имела в виду, что если да, то она не будет бояться. Ведь в поезде много людей.
Настенька сказала, что родители часто оставляют её одну и куда-то уходят.
-Они позвонят мне, что скоро придут, а самих долго нет. А я боюсь одна. Особенно в темноте.
-Сижу одна и плачу,-сказала девочка.
Я как-то напряглась от этих слов.
Потом родители всё-таки пришли, они были с хорошим запахом табака, чему я опять удивилась, всё-таки мама беременна.
Но девочка обрадовалась, ворковала возле матери, и всё ей что-то говорила.
Женщина говорила девочке заняться своими делами, поиграть-порисовать и не приставать со своими вопросами.
Этот момент тоже меня как-то напряг, потому как я встречаю в дороге других родителей, которые просто постоянно чем-то заняты с ребёнком.
Надо сказать, что девочка несмотря на возраст, была всё время чем-то занята.
Она всё время что-то делала- собирала пазлы, рисовала, разукрашивала, играла с куклой.
И всё время прижималась к матери. Та её одёргивала, на вопросы отвечала неохотно. Больше общалась с мужчиной.
Девочка читала книжку и спрашивала у мамы про картинки что-то.
Когда у Настеньки закончились игры, я предложила ей поиграть в слова. Помните, их много таких игр. Именно для поездки.
" Я знаю 5 имён мальчиков", "я знаю 5 имён девочек". "Я знаю пять животных", "Я знаю пять игр- цветов-растений" итд.
Мы поиграли.
Потом я вижу, что ей понравилась игра.
Говорю,-Давай придумывать новое слово на последнюю букву.
И мы начали придумывать слова.
Настенька играла с таким азАртом!
Когда слов не хватало, мы стали спрашивать у соседей по купе, и они тоже включились в игру.
Мужчина с верхней полки стал сыпать именами из мультиков.
Мы говорим:
-Откуда вы всё это знаете?
-Да у меня маленькая дочка. Мы смотрим мультики вместе.
Подключился другой сосед со словами "коллайдер" и "синхрофазатрон".
Настенька громко смеялась, что не знает таких слов.
Тут взрослый не каждый понимает что это такое, тем более ребёнок.
А я ей говорю,-Узнаешь, тебе ещё учиться долго.
Все смеются, шум, гам, азарт. Одно слово-игра.
И вдруг.
И вот в разгар веселья с верхней полки слетает "папаша" и набрасывается на девочку с криками.
Он орёт на всё купе:
-Закрой рот, дура. Ещё будешь так хохотать, не знаю, что я тебе сделаю.
Далее была немая сцена, как в "Ревизоре".
Девочка поникла и прижалась ко мне.
А я сказала:
-А что мы такого делаем, и посмотрела ему в глаза.
Я увидела там всё. Гнев, злость, раздражение.
Видимо, его это ситуация давно напрягала, а тут не утерпел, прорвало.
Мы продолжили игру. Но уже играли потише, и скоро игра затухла.
Да и настроение было окончательно испорчено.
И тут у меня вопрос.
Если ты сам не обращаешь внимания на ребёнка своего или приёмного, то почему ты против его игр и хорошего настроения, которое ему создали другие люди?
Девочка мне запомнилась очень хорошей и милой.
Но этот папаша. Это нечто.
Когда я выходила на своей станции, то подарила Настеньке какую-то безделицу. А родителям сказала, я не могла промолчать:
-У вас хороший ребёнок. Постарайтесь не испортить её своим воспитанием.
Попрощалась с Настенькой и вышла.
Вот такие случаи бывают в поезде. Эту встречу я запомнила на всю жизнь.
Когда мы играли, мы с ней сфотографировались.
Девочка смеялась и была просто красоткой))
Эта фотография долго хранилась у меня в старом телефоне.
Я рассматривала Настеньку и думала, как сложилась её судьба.
Даже сейчас, когда снова вспомнила про эту девочку, слёзы наворачиваются на глаза. Жалко девочку до слёз.
Я не знаю, может быть, у неё была бабушка. Мы про это не говорили. Тогда бы ей было полегче жить.
Такая история.
Спасибо за внимание.
Ответила на просьбу читателя написать про эту девочку.
Спасибо вам, читатель под ником Родина, за доброе сердце.
Жду ваших комментариев, если захотите обсудить ситуацию))