Найти тему

Магистерская диссертация на тему: "Региональная государственная молодежная политика в субъектах РФ (на примере Ульяновской области)".

Оглавление

Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления.

Введение 3

Глава 1. Институциональные основы государственной молодежной политики в современной России 8

1.1. Обзор действующего законодательства РФ в сфере молодежной политики: международные сопоставления, сильные и слабые стороны 8

1.2. Федеральное Агентство по делам молодежи: цели, задачи, организационная структура, полномочия и организация межведомственного взаимодействия с другими ИОГВ 16

1.3. Критерии эффективности государственной молодежной политики по достижению национальных целей РФ до 2030 года и методики их оценки 23

Глава 2. Анализ молодежи РФ, ПФО и Ульяновской области за 2010-2021 гг. 33

2.1. Демографический анализ состава, структуры и динамики молодежи 33

2.2. Демографические прогнозы численности и структуры молодежи на период до 2030 года 38

2.3. Социально-экономические проблемы российской молодежи, организация социологических обследований и мониторинга, обсуждение результатов, особенности регионов ПФО и Ульяновской области 52

Глава 3. Реализация государственной молодежной политики в субъектах РФ 60

3.1. "Молодежные" структуры в региональных ИОГВ и ОМСУ, их цели, задачи, полномочия 60

3.2. Государственные программы, национальные проекты, молодежные общественные движения, волонтерство и другие формы реализации молодежной политики в регионах России: систематизация и оценка эффективности 66

3.3. Оценка эффективности проведения региональной государственной молодежной политики в субъектах РФ (на примере Ульяновской области) 74

3.4. Направления совершенствования государственной молодежной политики в Ульяновской области (разработка и экономическое обоснование авторского проекта) 80

Заключение 105

Список использованных источников 111

Приложения 120

Введение

Актуальность темы. Основными ресурсами современного развития общества являются человеческие ресурсы. Молодежь, как наиболее социально активное и креативное звено формирует значительный потенциал для дальнейшего развития страны, в которой проживает. Именно молодые люди являются одним из основных генераторов устойчивого развития, социальных преобразований, экономического роста и внедрения инноваций.

Социально-экономическое и духовное возрождение России невозможно без концентрации внимания и усилий на решении проблем молодежи как будущего страны, гаранта общественно-экономического прогресса, ведь бесспорным является то, что дальнейшее развитие общества в наибольшей степени зависит от обеспечения достойных стартовых условий для жизнедеятельности молодых поколений. Невзирая на декларируемое осознание этой истины, в новое тысячелетие большинство стран мира вступили со значительным грузом нерешенных молодежных проблем, в частности неравенства молодежи, безработицы и маргинализации молодых людей, распространения неправовых социальных практик и асоциальных проявлений в молодежной среде, проблемы с состоянием здоровья молодежи и некоторые брачно-семейные проблемы и ряд других теперь демонстрируют тенденцию к обострению.

В условиях глубокого экономического и демографического кризиса, кризиса культуры и идеологии, в котором находятся страны постсоветского простора, включая и Россию, молодежные проблемы в разных сферах приобретают определенные специфические черты, отмечаются тяжелыми и долговременными последствиями, а следовательно, требуют углубленного анализа и регулирования, разработки реалистичной, сбалансированной, взвешенной государственной молодежной политики.

Традиции изучения молодежных проблем и молодежной политики являются достаточно богатыми и ведут свой отсчет еще от работ Пифагора и Гиппократа, которые занимались определением возрастных пределов молодежи. Опять таки, еще в Древней Греции было признано, что государство должно активно участвовать в социализации молодежи, в частности передачи ей жизненного опыта и формировании мировоззрения.

Молодежь – будущее России, ее количественный и качественный состав – основной ресурс для существования и устойчивого развития, поэтому молодежная политика на общегосударственном и региональном уровнях, процессы ее формирования и реализации является актуальным объектом научных исследований.

Степень разработанности темы. Проблемы реализации государственной молодежной политики, ее социальный, правовой, управленческий аспекты были освещены в значительном количестве научных трудов зарубежных и отечественных ученых. В частности, теоретические принципы функционирования молодежной политики исследовали: E. А. Астанина, В. В. Касьянов, М. Ю. Носик, Л. Г. Рудых, Г. Т. Сардарян, А. А. Федорина и др.; зарубежный опыт формирования и реализации молодежной политики : А. С. Кравченко, А. А. Оголь, Н. С. Сергиенко и др.; проблемы и возможные пути усовершенствования молодежной политики в РФ: Л. И. Газизова, Д. Д. Гурин, А. Р. Деревянкин, Е. Е. Ильина, М. В. Карпова, Б. Т. Пономаренко, А. С. Типунова, П. П. Щербинаи др. Кроме того, в ряде научных работ исследуются отдельные вопросы, касающиеся формирования и реализации государственной молодежной политики, социализации молодежи. Среди них стоит выделить работы А. И. Андриановой, А. Г. Волконской, С. М. Габиевой, А. С. Григорьева, С. Ю. Демиденко, А. Д. Николаева, Е. В. Семочкина, И. К. Тигиева, И. С. Шаповалова и др. В то же время, дальнейшее развитие молодежной политики требует разработки и научного обоснования программ ее реализации на уровне субъектов РФ, что обусловило выбор темы, цель и задачи магистерской диссертации.

Целью магистерской диссертации является теоретико– методологическое обоснование особенностей разработки и реализации молодежной политики в системе государственного управления субъекта РФ.

Для достижения поставленной цели были определены такие задачи:

- провести обзор действующего законодательства РФ в сфере молодежной политики;

- раскрыть цели, задачи, организационную структуру и полномочия Федерального Агентства по делам молодежи и особенности организация межведомственного взаимодействия с другими исполнительными органами государственной власти;

- описать критерии эффективности государственной молодежной политики по достижению национальных целей РФ до 2030 года и методики их оценки;

- провести демографический анализ состава, структуры и динамики молодежи Ульяновской области за 2012-2021 гг.;

- исследовать демографические прогнозы численности и структуры молодежи Ульяновской области на период до 2030 г.;

- выявить социально-экономические проблемы российской молодежи ПФО и Ульяновской области;

- ознакомиться с «молодежными» структурами в региональных ИОГВ и ОМСУ, их целями, задачами и полномочиями;

- изучить государственные программы, национальные проекты, молодежные общественные движения, волонтерство и другие формы реализации молодежной политики в Ульяновской области;

- оценить эффективность проведения региональной государственной молодежной политики в субъектах РФ (на примере Ульяновской области);

- определить направления совершенствования государственной молодежной политики в Ульяновской области.

Объект исследования – государственная молодежная политика субъекта РФ.

Предмет исследования – механизмы реализации молодежной политики в Ульяновской области.

Методы исследования. Для выполнения поставленных задач в магистерской диссертации использованы общенаучные и специальные методы: анализа и синтеза – для детализации объекта исследования; обобщения – для раскрытия институциональных основ государственной молодежной политики в современной России; сравнительный и систематизации – для проведения анализа молодежи РФ, ПФО и Ульяновской области за 2010-2021 гг.; системный – для изучения критериев эффективности государственной молодежной политики по достижению национальных целей РФ до 2030 года и методики их оценки; графический – для наглядного отображения данных; моделирования – для разработки направлений совершенствования государственной молодежной политики в Ульяновской области; абстрактно-логический – для теоретического обобщения и формулировки выводов и предложений.

Методологической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, в частности официальные публикации международных организаций.

Информационную и эмпирическую базу исследования составляют нормативные документы органов государственной и региональной власти, статистические и социологические данные, материалы, опубликованные в периодических изданиях и сети Интернет.

Научная новизна полученных результатов заключается в теоретико– методологическом обосновании особенностей формирования и реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ, а также разработке практических рекомендаций по совершенствованию государственной молодежной политики в Ульяновской области.

Результаты магистерской диссертации, содержащие научную новизну, конкретизированы в таких научных положениях:

1) Предложена методика анализа эффективности формирования и реализации государственной молодежной программы на основе авторской системы градации критериев определения эффективности формирования и реализации государственной молодежной программы.

2) В целях совершенствования ГМП Ульяновской области в магистерской диссертации разработан проект областной целевой программы "Молодежная политика Ульяновской области 2023-2027", который базируется на признании субъектности молодых людей, необходимости их самореализации и развития собственного потенциала в своей стране, повышении гражданских компетенций молодежи и ее участия во всех сферах общественной жизни. Целью Программы является расширение возможностей для самореализации и развития молодежи Ульяновской области, ее активного участия во всех сферах жизни области. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составляет 24055,4 тыс. руб., из них средств областного бюджета – 21757,0 тыс. руб.

Практическое значение полученных результатов заключается в том, что теоретические положения, выводы и рекомендации, разработанные автором и предложенные в магистерской диссертации, могут быть использованы для усовершенствования государственной молодежной политики в Ульяновской области. Кроме того, внедрение предложенных мероприятий позволит упростить процессы социализации молодежи.

Научные выводы и теоретические положения магистерской диссертации фактически доведены до уровня конкретных предложений и практических рекомендаций для использования в отрасли государственного управления.

Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1.3. Критерии эффективности государственной молодежной политики по достижению национальных целей РФ до 2030 года и методики их оценки

В целях осуществления прорывного развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека Указом Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены пять национальных целей развития РФ (далее – национальные цели) на период до 2030 года:

1) Сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

2) Возможности для самореализации и развития талантов;

3) Комфортная и безопасная среда для жизни;

4) Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

5) Цифровая трансформация.

Помимо непосредственно национальных целей до 2030 г., ГМП в РФ регулируется рядом государственных молодежных программ, действующих на территории субъектов РФ.

Методика оценки результатов формирования и реализации государственной молодежной программы – это механизм контроля за выполнением всех мероприятий реализации государственной молодежной программы с учетом такого ее конечного результата, как выполнение поставленных целей программы.

Методика состоит из следующих этапов:

- первый этап – оценка эффективности достижения ожидаемых результатов путем анализа целевых индикаторов (ключевых показателей эффективности);

- второй этап – оценка эффективности реализации государственной молодежной программы, путем конечной интегральной оценки эффективности ее реализации.

Структурообразующим элементам определения эффективности государственной молодежной программы на этапе ее формирования является цель данной программы и ее прогнозируемый возможный результат.

Критерием эффективности государственной молодежной программы на этапе формирования являются:

- соответствие цели государственной молодежной программы приоритетам общегосударственного уровня;

- соответствие государственной молодежной программы социально-экономическим приоритетам регионов ее реализации;

- степень охвата программными мероприятиями государственной молодежной программы проблемного направления (в зависимости от цели программы);

- уровень фактического финансового обеспечения государственной молодежной программы на момент начала ее реализации;

- уровень инвестиционных расходов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на реализацию государственной молодежной программы;

- наличие похожих завершенных государственных молодежных программ и связанных государственных программ молодежной политики и других направлений государственной политики;

- достаточный уровень прогнозируемого бюджетного и социального эффекта от реализации мероприятий государственной молодежной программы.

Критерии оценки эффективности реализации государственной молодежной программы зависят от поставленной цели, целей программы и конечного результата на который ориентирована данная программа. К критериям оценки эффективности государственной молодежной программы на этапе реализации, по нашему мнению, относятся:

- общая оценка работ по направлению реализации государственной молодежной программы;

- достижение запланированных целей государственной молодежной программы;

- выполнение или перевыполнение плана государственной молодежной программы; дополнительное (незапланированный) социальный эффект от реализации программы;

- уровень объективной фиксации результатов государственной молодежной программы;

- методика оценки результатов реализации государственной молодежной программы;

- уникальность результатов государственной молодежной программы;

- эффективность использования собственных ресурсов реализации государственной молодежной программы;

- эффективность использования привлеченных ресурсов реализации государственной молодежной программы (в том числе труд волонтеров, ресурсы общественных молодежных организаций и органов самоорганизации молодежи, инвестиции внебюджетных юридических лиц, участие международных фондов и организаций в сфере содействия молодежной политике государства);

- эффективность информационного обеспечения реализации государственной молодежной (например, эффективность использования различных видов социальной рекламы, уровень информированности молодежи и общества по реализации государственной молодежной программы);

- размер материальных затрат на одного получателя благ;

- соотношение количества привлеченных ресурсов к качественным результатам реализации государственной молодежной программы;

- уровень системности реализации государственной молодежной программы.

Итак, анализ эффективности формирования и реализации государственной молодежной программы можно осуществить с помощью предложенной нами системы градации критериев определения эффективности формирования (прил. В) и реализации государственной молодежной программы (прил. Г).

Результаты эффективности формирования и реализации государственной молодежной программы следует определять путем процентного соотношения позитивных и негативных ответов на каждый из критерии эффективности.

-2
-3

Глава 2. Анализ молодежи РФ, ПФО и Ульяновской области за 2010-2021 гг.

2.1. Демографический анализ состава, структуры и динамики молодежи

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями.

В России в 2010-2020 гг. группа "молодежь" включала лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, – до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники). В декабре 2020 г. принят Федеральный закон "О молодежной политике", согласно которому молодежью считаются люди в возрасте от 14 до 35 лет.

В целях сопоставимости данных, мы будем в нашем исследовании считать молодежью людей в возрасте от 14 до 30 лет.

-4

По данным Росстата, доля молодежи в возрасте 14-30 лет по отношению к общей численности населения Российской Федерации составила на начало: 2010 г. – 22,90%; 2011 г. – 22,80%; 2012 г. – 21,50%; 2013 г. – 20,20%; 2014 г. – 18,70%; 2015 г. – 17,40%; 2016 г. – 16,20%; 2017 г. – 15,20%; 2018 г. – 14,60%; 2019 г. – 14,40%; 2020 г. – 14,30%; 2021 г. – 14,10%. (рис. 1).

По полу распределение молодежи во всех возрастных группах приблизительно одинаковое.

В России продолжается урбанизация, проявляющаяся в концентрации молодежи преимущественно в городах. За последние десять лет в поселенческой структуре российской молодежи стабилизировалась и даже несколько возросла доля сельского населения (26% на 01.01.2022 г. против 25% на 01.01.2010 г.).

Образовательный уровень российской молодежи непрерывно растет и превышает среднероссийские показатели за счет высокого охвата общим и профессиональным образованием (рис. 2.2).

2.3. Социально-экономические проблемы российской молодежи, организация социологических обследований и мониторинга, обсуждение результатов, особенности регионов ПФО и Ульяновской области

Отдельного внимания заслуживает определение социально-экономических проблем российской молодежи. Бытует мнение, что социальные проблемы молодежи – это не любые противоречия ее жизнедеятельности, а только те, что углубляются и свидетельствуют о недостаточности существующих способов их решения, а, следовательно, приводят к появлению дезорганизующих процессов в системе "общество – молодежь" [25, стр. 120]. Молодежные проблемы делятся на два типа:

1) Возросшие требования общества к молодежи;

2) Личностные надежды и стремления молодых людей и трудности их реализации.

В рыночных условиях перед молодежью встало много новых проблем. Однако она, по сравнению с другими социальными группами, благодаря возрастному статусу имеет наибольшую социальную, профессиональную и жизненную перспективу. Благодаря своим психологическим особенностям молодежь способна быстрее, чем другие социальные группы, овладевать новыми знаниями, профессиями, необходимыми в период перехода к рыночным отношениям и другим процессам создания государства.

Молодежь – не только субъект, наследник материальных и духовных богатств общества, но и создатель новых, более прогрессивных политико-демократических общественных отношений.

-5

Глава 3. Реализация государственной молодежной политики в субъектах РФ

3.1. "Молодежные" структуры в региональных ИОГВ и ОМСУ, их цели, задачи, полномочия

Министерство молодежного развития Ульяновской области (далее – ММР УО) – исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, деятельность которого целиком сосредоточена на создании равных условий для самореализации подрастающего поколения.

Министерство действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июля 2017 года №16/354-П.

Организационная структура управления ММР УО представлена на рис. 3.1.

-6

Подберем и оформим материал к таким работам как: курсовая, дипломная работа, диссертация. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Сопровождение до полной защиты.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

-7
-8

Список использованных источников

1. Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне [Электронный ресурс]. – URL: https://vmo.rgub.ru/files/euro_hartiya_o_molodeji_v_dejstvii_2007-146-2.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // "Российская газета", 05.08.98, № 147.

3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Собрание законодательства РФ", 28.06.99, № 26, ст. 3177.

4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", № 40, 06.10.2003, ст. 3822.

5. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации, 30.12.2020.

6. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

7. Федеральный проект "Развитие системы поддержки молодежи ("Молодежь России")" [Электронный ресурс]. – URL: https://drr.avo.ru/documents/3278261/4060559/FP_Molodezh%27_Rossii.pdf/942fc936-2b3a-b87e-febb-f8e8bdbb32f5?t=1657713988525 (дата обращения: 10.11.2022).

8. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс]. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=395942&cwi=772 (дата обращения: 10.11.2022).

9. Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 "Об утверждении положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации" (ред. от 01.04.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации, 19.06.2018.

10. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 г. № 409 "О Федеральном агентстве по делам молодежи" (с изм. на 28.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2586; 2013, № 22, ст. 2813.

11. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-Р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года" // "Собрание законодательства РФ", № 50, 15.12.2014, ст. 7185.

12. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – URL: https://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

13. Постановление Правительства Ульяновской области от 13 июля 2015 года № 16/319-П "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года" (с изм. на 10.01.2022) [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/463710828 (дата обращения: 10.11.2022).

14. Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 21 января 2019 г. № 9 "Об утверждении Положения о кадровом резерве Федерального агентства по делам молодежи" [Электронный ресурс]. – Доступ из информ.-правовой системы "Консультант Плюс".

15. Абайханов, А. Е. Нормативно-правовые и организационные аспекты реализации государственной молодежной политики в современной России / А. Е. Абайханов // Экономика и социум. 2022. № 1-1 (92). С. 259-265.

16. Азаренко, А. А. Понятие и принципы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации / А. А. Азаренко // Студенческий. 2022. № 33-2 (203). С. 39-41.

17. Антонюк, В. С. Управление государственными программами : учебное пособие / В. С. Антонюк, Э. Р. Вансович, Н. А. Сигатова. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2022 (Челябинск). – 102, [1] с.

18. Астанина, Е. А. Государственная молодежная политика в деревне на юге Дальнего Востока РСФСР в конце 1920-х-1930-е гг. : монография / E. А. Астанина. – Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2021. – 163 с.

19. Бааль, Н. Б. Государственная молодежная политика как инструмент профилактики политического экстремизма в молодежной среде / Н. Б. Бааль // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2021. № 4 (58). С. 106-115.

20. Бедрик, А. В. и др. Молодежные общественные объединения в реализации государственной национальной политики на юге россии: субъектность и социальная эффективность / А. В. Бедрик, А. А. Зайцева, Ю. С. Панфилова, Е. Л. Щукина // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14. № 6. С. 32-43.

21. Бычкова, К. Ю. Государственная политика в сфере содействия международному молодежному сотрудничеству / К. Ю. Бычкова, К. А. Осипова // Традиции и инновации в государственном и муниципальном управлении: международное сотрудничество и добрососедство. 2021. С. 237-250.

22. Векшин, В. О. Сущность и роль государственной молодежной политики в Российской Федерации / В. О. Векшин // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. Т. 11. № 6 (75). С. 1897-1902.

23. Войнов, Д. И. Развитие гражданского общества на примере реализации государственной молодежной политики / Д. И. Войнов // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. № 8 (89). С. 2975-2989.

24. Волконская, А. Г. Проблемы реализации государственной политики в молодежной сфере / А. Г. Волконская // Современная экономика: обеспечение продовольственной безопасности. Сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции. Кинель, 2022. С. 100-104.

25. Габиева, С. М. Проблемы реализации государственной молодежной политики в России / С. М. Габиева // Евразийский юридический журнал. 2021. № 11 (162). С. 119-121.

26. Газизова, Л. И. Развитие государственной молодежной политики в России / Л. И. Газизова // Вестник магистратуры. 2021. № 8 (119). С. 26-28.

27. Годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Ульяновской области по итогам 2021 года [Электронный ресурс]. – URL: https://ulgov.ru/page/index/permlink/id/22687/ (дата обращения: 10.11.2022).

28. Государственное и муниципальное управление в современной России : монография / Н. В. Мирошниченко, В. Ю. Максимов, С. И. Луговской [и др.]. – Ставрополь : АГРУС, 2021 (Ставрополь). – 195 с

29. Григорьев, А. С. Реализация региональной государственной молодежной политики / А. С. Григорьев // Студенческий вестник. 2022. № 16-8 (208). С. 61-62.

30. Гурин, Д. Д. Развитие современной российской модели управления государственной молодежной политикой / Д. Д. Гурин // Новеллы права, экономики и управления 2020. Сборник научных трудов по материалам VI международной научно-практической конференции. 2021. С. 457-460.

31. Демиденко, С. Ю. Молодежь и общество: противоречия государственной молодежной политики в России / С. Ю. Демиденко // Социологические исследования. 2022. № 5. С. 155-158.