«Весь мир — не театр. Весь мир — цирк!» — так в этом году организаторы «Маршрута Старухи» определили его тему. Абсурдистский фестиваль памяти Даниила Хармса и других обэриутов пройдёт в городе уже в 12-й раз.
Он будет посвящён цирку, а основной площадкой станет «Упсала цирк» у Свердловской набережной. Но кто-то встретит «Старуху» на площадях, в палатках или в электричке.
В трамвае свой эпизод-сюрприз представит режиссёр Борис Павлович, известный своими инклюзивными проектами, поддержкой обвиняемой в «оправдании терроризма» Евгении Беркович* и оказавшийся в прошлом году замешанным в скандале, когда театр имени Ленсовета снял с показов его спектакль «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Борис Павлович продолжает работать в Петербурге. Участникам маршрута «Старухи» включат альбом из 13 записей в жанре spoken word — фрагментов из социально-художественного проекта «Закрытый показ», в котором режиссёры, в том числе Павлович, и педагоги работают с пациентами психиатрической клиники и обсуждают в том числе произведения Хармса, ставят на их основе спектакли. Абсурдное совпадение или нет, но работают режиссёры в той больнице, где в 1942-м умер сам Хармс. Поэт попал в психиатрическую тюремную больницу, стараясь избежать высшей меры наказания — расстрела по суду за распространение «клеветнических и пораженческих настроений». Но в блокаду скончался от голода в камере-палате.
Прогулки-перформансы «Маршрут Старухи» год за годом напоминают петербуржцам о судьбе поэта. Этот проект придумал историк театра, педагог Константин Учитель. С 1998-го он преподавал в Институте сценических искусств на Моховой, откуда был вынужден уйти в 2023-м. Хармс — один из главных «персонажей» в творческой деятельности Учителя. Константин продюсировал фестивали и концерты «Часы Хармса», «Хармс в филармонии», а также «Александр Введенский. Опыт взирания».
В «Маршруте Старухи» принимают участие многие ученики Учителя, близкие по духу режиссёры.
Кстати, почему— «Маршрут Старухи»? Это отсылка к повести Хармса «Старуха». Многие маршруты — прогулки-перформансы проходили в местах, близких к тем, что упоминаются в произведении и, по сути, тех, где жил и работал сам Хармс в Ленинграде.
Основному «Маршруту» предшествует «развеска досок» — ещё одно действо-отсылка к поэту. В какие-то годы по ночам участники проекта развешивали в центре города таблички с цитатами их Хармса. В этом году «доски» превратились в афиши. Их можно увидеть у нескольких книжных и возле баров. Организаторы так хотели «прогреть» публику, заманить из центра, где обычно водят по «маршруту» в свои шатры, и в Упсала-цирк, куда переместился фестиваль.
Сама развеска 9 июня, кстати, тоже превратилась в небольшой «маршрут», собрала пару десятков зрителей, ставших зрителями коротких театральных эпизодов.
«Четыре тысячи петухов
И четыре тысячи индюков
Разом
Выскочат
Из четырех сундуков», — начали актёры в одном из книжных, немало удивив неподготовленных покупателей.
А затем были ещё и ещё стихи, немного песен, конкурс на лучшее задирание ноги и коллективные подписи на афишах. Абсурд? Полный! Цирк? Настоящий!
*внесена в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга