39,2K подписчиков

На чём я собираюсь покорить Монголию

316 прочитали

Долго подбирал лодку для дальней экспедиции "Два великих озера". Задача - на вёсельной лодке пройти по рекам 800 километров из озера Хубсугул в озеро Байкал. Из них 150 километров через всё монгольское озеро Хубсугул. Основная проблема - мелководье, а значит лодка должна быть с плоским дном и иметь хорошую скорость на вёслах, чтобы можно было пройти такое расстояние за 20 дней.

Озеро Хубсугул, Монголия. Нам предстоит пройти вдоль этих берегов на байдарке.
Озеро Хубсугул, Монголия. Нам предстоит пройти вдоль этих берегов на байдарке.

Сложность в выборе лодки. Почему не простая байдарка или надувная лодка?

Эгийн-Гол - единственная, вытекающая из озера Хубсугул река, растекается на множество мелких рукавов или течет по долине тонким потоком так, что и воробью становится по колено. Первые километров 15-20 по р.Эгийн-Гол нам придётся в буквальном смысле тащить лодку на верёвочке, бредя по реке. Далее, судя по спутниковой карте, река стекается в одно русло и станет проходимой для лодок.

Красота! Правда?
Красота! Правда?
Идем за солнцем.
Идем за солнцем.
Фото. Исток единственной река Эгийн-Гол вытекающая из озера Хубсугул. Фото сделано мной в августе 2016 года.  Первые километров 15 нам придётся тащить лодку на верёвочки.
Фото. Исток единственной река Эгийн-Гол вытекающая из озера Хубсугул. Фото сделано мной в августе 2016 года. Первые километров 15 нам придётся тащить лодку на верёвочки.
Исток реки Эгийн-Гол, Монголия. Здесь нам и предстоит идти на гребной лодке.
Исток реки Эгийн-Гол, Монголия. Здесь нам и предстоит идти на гребной лодке.
Фото в 8 километрах от истока. Эгийн-Гол несет свои воды из о.Хубсугул в о.Байкал. Фото Nikolay Ivanov.
Фото в 8 километрах от истока. Эгийн-Гол несет свои воды из о.Хубсугул в о.Байкал. Фото Nikolay Ivanov.

Протащить 15-20 километров лодку с припасами и снаряжением по мелям вдвоём непростая затея. В 2015 году ребята на байдарке "Таймень-2" не смогли этого сделать, уж больно глубоко сидит в воде килеватая байдарка, нужна лодка с плоским дном, которая будет иметь меньшую осадку.

Почему не надувная лодка?

Скорость на вёслах у надувной лодки слишком неспешная, реку переплыть с берега на берег можно, а вот пройти восемь сотен километров слишком утомительно.

Исходя их вышеизложенных критериев, я выбрал надувную лодку из материала AirDeck (аирдек). Достоинство - твёрдое и плоское дно, в лодке можно спокойно стоять. Борта так же из этого материала, длинна 5.2 метра, ширина кокпита 90 см. Вес 25 кг. У заводской лодки куча недостатков, которые мне ещё как-то исправить. Смотрите видео.

Почему не моторная лодка?

Во первых, это не спортивно, на моторе каждый может. Во вторых, негде брать топливо, а в третьих, слишком мелко, даже для байдарки "Таймень", протащить по мелям даже её было не возможно, а моторка с топливом - это не байдарка весом в 20 кг. Представляете сколько литров топлива нужно для лодки на 800 км?

Вместимость лодки?

Ещё один не маловажный критерий - вместимость. Наш поход по сути автономный, всё своё на 20 дней нужно тащить с собой. Основной вес - продукты. На фото наша лодка в походе.

Наша лодка в походном состоянии. В кормовой отсек помещаются: насос, сапоги и два бэга с одеждой. В центре два бэга со спальниками, одеждой, продовольствие, палатка, живёт дрон. В носовом отсеке - котелки. Места в обрез.
Наша лодка в походном состоянии. В кормовой отсек помещаются: насос, сапоги и два бэга с одеждой. В центре два бэга со спальниками, одеждой, продовольствие, палатка, живёт дрон. В носовом отсеке - котелки. Места в обрез.
Фото озера Хубсугул, 2016 г.
Фото озера Хубсугул, 2016 г.
Озеро Хубсугул, Монголия. Нам предстоит пройти на байдарке вдоль этих берегов.
Озеро Хубсугул, Монголия. Нам предстоит пройти на байдарке вдоль этих берегов.

Что мы будем делать, если пойдёт дождь?

Если время будет поджимать, придётся надевать плащи и идти. В дождливую погоду планируем пережидать на берегу, попивая чай у костра и слушая как капли стучат о тент.

Мой тент вместо палатки.
Мой тент вместо палатки.
Закат над Хубсугулом. Красота! Отсюда не хочется уходить!
Закат над Хубсугулом. Красота! Отсюда не хочется уходить!

Тяжело ли будет грести?

На удивление, грести не тяжело, мы же не на гонках, спешить некуда. Устал - отдохни. Большую часть маршрута мы пойдём по течению, скорость которого 5-6 км/час. Наша цель не рекорд скорости, а пройти никем не пройденный маршрут, получая удовольствие.

План экспедиции

Озеро Хубсугул протяженностью 150 км планируем пройти за 4-5 дней. Далее по течению по реке Эгийн-Гол почти 500 км до слияния с р.Селенга. По Селенге до Сухэ-Батора ещё примерно 250 км вниз по реке. В Сухэ-Баторе нам предстоит оставить гребные лодки, пересечь границу и в п.Наушках пересесть на моторные тримараны, чтобы продолжить наш путь по Селенге. На тримаранах пересечем Байкал и прибудем в Иркутск. Обязательно посетим столицу монголии Улан-Батор и знаменитый национальный исторический музей, проведём в столице несколько дней.

Проект лодки для мелководья

На фотографии проект катамарана для дальних переходов. К сожалению, так и не дошли руки воплотить его в жизнь.

Проект катамарана для дальних походов, 2018 год. Пока в жизнь не воплощен.
Проект катамарана для дальних походов, 2018 год. Пока в жизнь не воплощен.

Приглашаю желающих в это уникальное путешествие!
Если не сейчас, то когда!?

Желающих приглашаю в эту экспедицию. Старт 1 августа из Иркутска, финиш в Иркутске 25 августа. Если не сейчас, то когда!?

Анонс экспедиции "Два великих озера" из Хубсугула в Байкал, из Монголии в Сибирь по рекам. Присоединится!
Рудольф Кавчик18 августа 2022

Автор Рудольф Кавчик, июнь 2024

Однажды, я уже покорял Хубсугул в одиночку, обойдя озеро вокруг, преодолев 400 километров. Тогда-то и возникла идея экспедиции "Два великих озера" из Монголии в Байкал. Смотрите серию фильмов о моём путешествии.