Не столько обидно, сколько удивительно, что российский зритель не заметил итальянский фильм «Дым над городом». Сие обстоятельство вызывает легкое недоумение, так как лента обладает ошеломительной социальной остротой, что всегда ценилось у нас в стране.
По крайней мере, это было учтено «локализаторами», которые пустили в прокат фильм не под безликим названием «Особняк», но как «Дым на городом». Что является указанием на идейную перекличку с творчеством Франческо Рози, который в 1963 году создал «социалистический нуар» «Руки над городом».
В хотя в случае с рекомендуемом нами фильмом на уровне интонаций больше неявных аллюзий к антикапиталистическому импульсу «Манилы в объятиях ночи», созданной в 1975 году Лино Брока. «Дым» менее плакатен, но более иносказателен, местами даже напоминает творения Джованни Бокаччо.
В неком итальянском городе есть индустриальное предприятие, переживающее «реорганизацию», что на «практике» многих стран мира означает сокращение штата сотрудников и урезание зарплат. И это отнюдь не вынужденная мера, просто новые владельцы завода – барыги по своей природе, что есть, наверное, оскорбление природы в её высоком значении.
В любом случае всех неугодных и несогласных «ссылают» в «Особняк» - особое административное здание, стоящее несколько в стороне от заводских корпусов. И об этом месте ходят нехорошие слухи. Вам кажется, что там творятся какие-то мерзкие и страшные вещи в духе «колонии Дигндидат», однако на практике «сосланных» изматывают бездельем.
Круглые сутки ничегонеделания, на протяжении многих рабочих недель. У вас всегда остается выбор: либо уволиться, либо вернуться на завод с понижением зарплаты. Отказался прибыть в «Особняк» – это повод расторгнуть с тобой трудовой контракт и выбросить на улицу без «выходного пособия».
Для действительного трудяги подобное испытание – хуже любой пытки. Впрочем, Катерино (это мужское имя), специально засланный в эту «унылую локацию», чтобы шпионить за потенциальными «заговорщиками», «бунтовщиками» и бастующими, полагает, что ему очень повезло – целый день ничего не делать и получать за это деньги!!!
В итоге фильм повествует вам о человеческой деградации. А иные из негативных типов легко узнаются в нашей, далеко не-итальянской жизни (у нас почти каждый второй «работодатель» полагает, что его подопечные могут вкалывать без отпусков; была бы его воля - и без выходных). В итоге получился очень убедительный режиссерский дебют Микеле Риондино, который в первую очередь известен как актер (вспоминайте комедию «Останемся друзьями»)