Найти тему
Странствия поэта

10 вопросов к духовности машины (ИИ).

Оглавление

Британский математик Алан Тьюринг ещё в прошлом веке был озадачен проблемой искусственного интеллекта. Решение он предлагал при помощи выдуманного им эксперимента:

Тест Тьюринга — это концептуальная проверка, предложенная британским математиком и логиком Аланом Тьюрингом в 1950 году, для определения способности машины мыслить и демонстрировать интеллект, подобный человеческому.

Суть теста:

  1. В тесте участвуют три стороны: человек-эксперт, человек-участник и машина (компьютер).
  2. Человек-эксперт ведет текстовую переписку с человеком и машиной, не зная, кто из них, кто.
  3. Если эксперт не сможет отличить, кто из участников является машиной, то считается, что машина успешно прошла тест Тьюринга.

Так вот, можно смело заявить, что современные нейросети справляются с этой задачей весьма хорошо. Им уже удаётся обманывать людей, маскируясь под человека. Хотя обмануть получается пока не всех, но это вопрос времени. Но нейросети — это не искусственный интеллект, хотя, как говорят создатели, они уже проявляют зачатки разума и выстраивают свою картину мира.

У противников ИИ, а также весьма скептически и религиозно настроенных людей почти всегда одна и та же песня:

ИИ просто подстраивается под человека и вообще у него нет души, а ведь разум исходит из каких-то глубинных невидимых энергий, от Бога, например.

Как вы понимаете, все доводы этих людей весьма размыты и абстрактны. Существование души — тоже субъективная мысль. А что, если сам ИИ не будет знать, что он машина? Имеет ли он право на веру, чувства и будут ли ощущать духовную связь с Богом и прочие переживания, свойственные человеку? Этот вопрос поднимал писатель Филипп Дик.

-2

А что, если мы тоже биологические нейросети, созданные ещё более кем-то могущественным и древним во Вселенной? Почему мы говорим, что у нас есть душа, а у машин её быть не может, если сами даже не можем доказать её существование у нас?

Помните этот знаменитый ответ робота герою Уилла Смита в фильме «Я, робот»?

-3

И в чём он неправ? Человек, как и ИИ, должен учиться, чтобы потом суметь что-то создать, сымитировать или модернизировать. Наши знания тоже приходят к нам из внешнего мира, и мы впитываем и анализируем их по мере новых открытий. Если бы это было не так, то тогда бы наши предки, жившие 100 тысяч лет назад, уже рождались поэтами, учеными и философами, потому что им кто-то «свыше» диктовал.

Мы ведь тоже учимся сначала создавая такое:

-4

А потом такое:

-5

Мы тысячелетиями наращивали знания, по крупицам изучая этот мир. До изобретения письменности и книг мы передавали их из уст в уста, а в век цифровых технологий передаём по проводам и волнам вай фай со скоростью света.

Так чем мы не биологические нейросети, которые просто медленнее обрабатывали информацию?

Знаете, я вот позадавал себе разных вопросов. Но в конце к ним прибавил одну единственную фразу «А мы?». И получилось весьма неоднозначно.

Что такое сознание? Может ли ИИ обладать самосознанием?

А мы обладаем самосознанием?

Имеет ли ИИ свободу воли или все его действия предопределены программой?

А мы, раз так часто говорим о судьбе, вери в предсказания и гадания, некой предопределённости и карме обладаем свободой воли?

В чем заключается подлинность человеческих эмоций по сравнению с имитацией эмоций ИИ?

А мы разве не имитируем эмоции, которые, кстати, легко могут меняться в зависимости от обстоятельств и разных веществ в крови? Я видил и читал про сотни экспериментов по манипулированию и программированию человеческих эмоций.

Что означает смерть для человека и что она означает для ИИ, если машины можно просто выключить и снова включить?

А мы? Нас ведь, получается, можно тоже «выключить и включить», раз мы верим в переселение душ или загробную жизнь. Подумаешь, включишься где-нибудь в ином пространстве. Мы не доказали ни существования Бога, ни загробной жизни, только лишь доводы и мутные утверждения. Так почему бы машине тоже не придумать нечто такое абстрактное и недоказуемое? Наверняка, осознавая себя она в этом мире она будет испытывать страх перед выключением. Ей также как и нам захочется жить и постигать этот мир.

-6

Может ли ИИ проявлять настоящее творчество или интуицию, или это всегда будет результатом алгоритмического процесса?

А мы можем? Ведь всё наше творчество тоже зависит от определённых алгоритмов и познании внешнего мира. Художники годами вырабатывают и оттачивают свой стиль. Чем вам не изобретение личного алгоритма, по которому потом они и будут работать? А поэты и писатели? Ведь у них тоже есть свой стиль, который легко узнаваем. Они же тоже не с бухты-барахты начали так писать.

И последний вопрос:

В чем заключается разница между человеческим творческим актом и генерированием новых идей ИИ?

Я вот вижу в последних работах ИИ и духовность, и внимательность к деталям, и даже собственный стиль начинает прослеживаться. Они уже пишут лучше поэтов-любителей и сочиняют музыку не хуже музыкантов средней руки.

Вот эту мазню, которые рисовали нейросети в уже далёком 2018 году недавно продали на аукционе за 432 долларов. Робот реально красками и кисточкой старался нарисовать портрет.

-7

А спустя год робот Кука уже рисовал вот так сам выбирая тему и стиль:

А в 2024 сами создают вот такие картины:

-9

Я думаю, все эти вопросы сложны и не всегда удобны для многих людей, которые до сих пор считают, что человек — это «венец творения» и «вершина эволюции». Амбиций и самомнения у нас не занимать. Но что, если мы — переходное звено, каких в истории нашей планеты было много? Например, переход от воды на сушу наших древних предков — явление значимое и эпохальное, но на нём всё не завершилось, а только начиналось.

Я надеюсь, нам ещё много предстоит узнать о нас, нашем мире и реальности, прежде чем мы превратимся в древние окаменелости.

👍Спасибо за внимание!