Найти тему

Броня союзников: самоходная артиллерийская установка М7 "Прист"

Оглавление

Бронетанковые Силы США к началу Второй Мировой войны не имели на вооружении самоходной артиллерийской платформы для поддержки своих сил. Одной из первых и самых удачных установок стала 105мм гаубица М7 "Прист". С апреля 1942 по февраль 1945 года успели изготовить 4 316 самоходных артиллерийских установок в двух основных модификациях: базовый вариант — M7 и модификации М7В1. В этой статье поговорим о проектировании, техническом оснащении и боевом применении самоходки.

М7 "Прист"
М7 "Прист"

История разработки и описание конструкции.

Свою историю самоходная артиллерийская установка M7 начала в октябре 1941 года. Толчком для начала работ стала рекомендация генерал-майора Дж. Деверса, главы Бронетанковых войск, разработать 105-миллиметровую самоходную гаубицу на базе нового среднего танка M3, который начали серийно выпускать всего три месяца назад.

Джейкоб Лоукс Деверс ( 8 сентября 1887 – 15 октября 1979)
Джейкоб Лоукс Деверс ( 8 сентября 1887 – 15 октября 1979)

Прототипы получили обозначение 105mm Howitzer Motor Carriage T32. За производство отвечала компания Baldwin Locomotive Works. Испытания проходили в два этапа: на Абердинском полигоне и в Форт-Нокс.

105mm Howitzer Motor Carriage T32 на втором этапе испытаний в Форт-Нокс
105mm Howitzer Motor Carriage T32 на втором этапе испытаний в Форт-Нокс

5 февраля 1942 года, завершили первый этапа и машину перевели в Форт-Нокс. Там САУ испытывали еще три дня. Бронетанковый комитет Армии США по результатам испытаний заключил, что T32 требует доработок, после которых будет отвечать выдвинутым армией требованиям.

Что же пришлось переделать:

  • толщину брони рубки уменьшили до 13 мм; г
  • гаубицу сдвинули вправо для обеспечения сектора горизонтального наведения в 45 градусов.
  • Бронетанковый комитет разрешил уменьшить максимальный угол возвышения до 35 градусов вместо 65, которые требовали в изначальном ТЗ. Эта мера нужна была для уменьшения общей высоты САУ.
  • пришлось дополнить вооружение САУ 12,7-миллиметровой зенитной пулеметной установкой. Основных вариантов было 2: разместить складную вертлюжную установку над моторным отделением или использовать турельную установку в углу рубки. Предпочтение отдали второму варианту, из-за этого возникли изменения в конфигурацию лобовой части.
  • высоту кормы и бортов рубки уменьшили на 280 мм, лобовой части — увеличили на 76 мм.
  • возимый боекомплект увеличили до 57 выстрелов благодаря изменению боеукладок.

Во второй половине феврале 1942 года на Абердинском полигоне рекомендации внесли во второй прототип T32 и отправили его на завод American Locomotive Company в качестве образца во время серийного производства.

T32 в апреле 1942 года приняли на вооружение под обозначением 105mm Howitzer Motor Carriage M7.

105mm Howitzer Motor Carriage M7
105mm Howitzer Motor Carriage M7

САУ M7 сохранила компоновку базового танка М3. В кормовой части располагалось моторное отделение, в средней части в открытой сверху неподвижной рубке — боевое отделение, во лобу — отделение управления и трансмиссионное. Экипаж самоходки состоял из 7 человек: командир отделения, механик-водитель, наводчик и четыре номера расчета. Кроме этого, в состав отделения M7 входили механик-водитель машины снабжения и двое подносчиков боеприпасов.

Дифференцированная бронезащита серийной самоходной артиллерийской установки M7 была рассчитана на защиту от огня стрелкового оружия и осколков. На машинах ранних выпусков нижняя часть корпуса состояла из литой трехсекционной лобовой детали цилиндрической формы. Толщина — от 51 до 108 мм, углы наклона — от 0 до 56 градусов. Толщина катаных вертикальных бортовых листов составляла 38 мм, кормового листа — 13 мм. Углы наклона — от 0 до 10 градусов. В районе моторно-трансмиссионного отделения толщина днища составляла 13 мм, в лобовой части — 25 мм. При производстве первых самоходок для сборки нижней части корпуса использовали заклепки, которые позже заменила сварка. Кроме того, на машинах поздних выпусков трехсекционную лобовую деталь заменили цельной. Начиная с 1944 года на M7 нижнюю часть корпуса изготавливали из неброневой стали (толщина 13 и 25 мм), а цилиндрическую лобовую заменили деталью клиновидной формы.

На всех серийных M7 верхняя часть корпуса и пространство над моторным отделением собирали из 13-мм катаных листов гомогенной брони, которая в лобовой части имела наклон 30 градусов. Борта и корма устанавливали вертикально, а 13-мм листы крыши моторного отделения - под углом 83 градуса. По сравнению с лбом, корма и борта рубки были ниже, на поздних выпусках разницу компенсировали за счет откидных панелей.

М7 "Прист" на марше
М7 "Прист" на марше

В правом борту сделали цилиндрический спонсон для кольцевой пулеметной турели, в лобовой части — орудийная амбразура, закрываемая изнутри подвижным щитом. Для защиты боевого отделения от непогоды использовали брезентовый тент. Посадка/высадка экипажа происходила через верх рубки. Доступ к трансмиссии и агрегатам двигателя обеспечивался через люки в корме и крыше моторного отделения, а также съемную лобовую деталь корпуса.

радиальный авиационный 9-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением компании "Континенталь", модели R975 C1.
радиальный авиационный 9-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением компании "Континенталь", модели R975 C1.

На базовой модификации САУ M7 стоял радиальный авиационный 9-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением компании "Континенталь", модели R975 C1. При рабочем объеме 15945 см³, он развивал мощность 350 л.с., максимальные 400 л.с. при 2400 об/мин. Четыре топливных бака (общий объемом 662 литра) устанавливались в моторном отделении: два вертикальных 112-литровых бака — у перегородки между боевым и моторным отделениями, два бака емкостью 219 литров — в спонсонах корпуса. В качества топлива использовал бензин с октановым числом более 80.

8-цилиндровый V-образный авиационный четырехтактный карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением компании «Форд», модели GAA
8-цилиндровый V-образный авиационный четырехтактный карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением компании «Форд», модели GAA

Силовой установкой для модификации M7B1 служил 8-цилиндровый V-образный авиационный четырехтактный карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением компании «Форд», модели GAA. Рабочий объем 18026 см³. При 2600 об/мин двигатель GAA развивал мощность в 450 л.с. и максимальную 500 л.с. Требования к топливу были аналогичны требований к двигателю R975. Общий объем топливных баков уменьшили до 636 литров.

Трансмиссия САУ M7 состояла из: двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (тип D78123), карданного вала, механической пятискоростной (5+1) коробки передач, механизма поворота по типу двойного дифференциала, ленточных бортовых тормозов, однорядных бортовых передач типа с шевронными шестернями (передаточное число 2,84:1).

с этого ракурса хорошо видны
с этого ракурса хорошо видны

С каждого борта ходовая часть самоходной установки M7 состояла из 6 обрезиненных односкатных опорных катков (диаметр 508 мм), 3 поддерживающих обрезиненных катков, ленивца и ведущего колеса оснащенного съемными зубчатыми венцами. Подвеску опорных катков типа VVSS попарно сблокировали. Два балансира с опорными катками, закрепленными на них, шарнирно соединенные с корпусом тележки подвески, связываются через скользящие опоры с коромыслом, через буферную площадку соединенным с упругим элементом в виде двух конических рессор расположенных вдоль оси танка. На корпусе тележки подвески крепился поддерживающий каток. Балансир при работе подвески через скользящую площадку поднимает конец коромысла, через сжимающую рессоры буферную площадку и равномерно распределяющего на оба катка нагрузку. На первых M7 устанавливались тележки подвески D37893, однако в декабре 1942 года самоходные артиллерийские установки начали оборудоваться усиленными тележками типа D47527. Главное отличие — расположение поддерживающего катка не над центром тележки, а над задним опорным катком.

М7 "Прист " ведет огонь
М7 "Прист " ведет огонь

Основным оружием САУ M7 была модифицированная 105-мм гаубица M2A1 с длиной ствола 22,5 калибра. Орудие имело гидропневматические противооткатные устройства и ручной горизонтальный клиновой затвор. Длина отката гаубицы составляла 1066 мм. Пушку разместили в лобовой части корпуса (с легким смещением к правому борту) на стандартном лафете полевого орудия. Такое положение орудия ограничивало вертикальные углы наведения до −5…+35 градусов и в горизонтальной плоскости по левому борту до 15 градусов и по правому до 30 градусов. Наводку осуществляли с помощью ручных винтовых механизмов. При стрельбе прямой наводкой прицеливались с помощью перископического оптического прицела M16, стрельба с закрытых позиций осуществлялась и помощью квадранта M4 и артиллерийской панорамы M12A2.

При ведении огня функции экипажа распределялись следующим образом: общее руководство расчетом осуществлял командир, механик-водитель удерживал тормоза самоходки при выстреле, наведение по горизонтали и внесение поправок осуществлял наводчик, № 1 расчета оперировал вертикальным наведением орудия и затвором, № 2 заряжал орудие, №№ 3 и 4 устанавливали взрыватель и изменяли заряд, а также производили стрельбу с помощью перископического прицела при стрельбе прямой наводкой.

на фото один из заряжающих М7 подают снярды
на фото один из заряжающих М7 подают снярды

При непрерывной стрельбе скорострельность орудия в первые полторы минуты составляла 8 выстрелов в мин. В течение часа САУ могла произвести до 100 выстрелов. Максимальная дальность стрельбы дымовыми и осколочно-фугасными снарядами - 10 424 м.

На ранних САУ M7 боекомплект состоял из 57, а на последующих — 69 выстрелов. В боекомплект входили дымовые и осколочно-фугасные снаряды, а также кумулятивные снаряды, которые пробивали 102-мм гомогенную стальную броню. Для гаубицы M2A1 использовались полуунитарные выстрелы для различных типов боеприпасов, кроме кумулятивного, в котором использовались унитарные выстрелы с фиксированным зарядом. Из 69 выстрелов 19 и 17 размещались в левом и правом спонсонах корпуса, остальные 33 — под полом боевого отделения в ящиках.

 компоновочная схема САУ М7 "Прист"
компоновочная схема САУ М7 "Прист"

В качестве вспомогательного вооружения САУ M7 использовался 12,7-мм зенитный пулемет M2HB, размещенный в турельной кольцевой установке, которая обеспечивала круговой обстрел. Боекомплект пулемёта — 300 патронов размещавшихся в 6 снаряженных в магазин-коробки лентах. Первоначально ленты снаряжались 90 % бронебойных и 10 % трассирующих пуль. В дальнейшем данное соотношение изменили на 80/20 процентам. Для самообороны экипажа имелось три 11,43-мм пистолета-пулемета M1928A1 или M3 с 1620 патронами в 54 коробчатых магазинах. Кроме этого имелись ручные гранаты: две осколочные Mk.II и шесть дымовых.

M7 для тушения пожаров имела стационарную углекислотную ручную противопожарную систему однократного действия, которая состояла из двух 5,9-литровых баллонов, установленных в боевом отделении под полом и соединенных трубами с соплами находящимися в моторном отделении. Дополнительно самоходку комплектовали двумя переносными огнетушителями, которые содержали по 1,8 кг углекислоты и размещались в спонсонах корпуса.

Боевое применение.

M7 стала основной САУ Соединенных Штатов Америки во Второй мировой войне. САУ M7 была стандартной артиллерией танковых дивизий, использовалась корпусной артиллерией и пехотными частями.

Американский войска использовали M7 на всех театрах военных действий. В первую очередь на Западноевропейском, где действовало множество танковых дивизий. Кроме того, более 1000 САУ передали по программе ленд-лиза Франции и Великобритании. Главной задачей "Priest" была огневая поддержка с удаленных позиций наступающей пехоты и бронетехники.

М7 "Прист" в Северной Африке
М7 "Прист" в Северной Африке

В ноябре 1942 самоходки М7 из состава пятого полка Королевской конной артиллерии участвовали в сражении у Эль-Аламейна.

В 1943 г. машины в составе 8-й армии участвовали в высадке в Италии. Британская армия к этому времени получила еще 700 машин, часть из которых использовали для операций в Нормандии.

канадская М7 "Прист", 1944 год
канадская М7 "Прист", 1944 год

После окончания Второй Мировой М7 стояли на вооружении американской армии и некоторых других государств. "Прист" принимали участие в корейской войне, в арабо-израильской войне 1967 года, в Битве за воду 1964-1965 годов, Шестидневной войне 1967 года и Войне на истощение 1969-1970 годов.

М7 "Прист" во время войны в Корее
М7 "Прист" во время войны в Корее

Мнение.

М7 "Прист" стала верным спутников вооруженных сил Америки и Великобритании, ее боевой путь не закончился с окончанием Второй Мировой войны. САУ получилась более чем удачная, не смотря на то, что в ее основе лежит не самый лучший танк - М3 "генерал Ли".

М7 "Прист" в музее
М7 "Прист" в музее

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!