Бронетанковые Силы США к началу Второй Мировой войны не имели на вооружении самоходной артиллерийской платформы для поддержки своих сил. Одной из первых и самых удачных установок стала 105мм гаубица М7 "Прист". С апреля 1942 по февраль 1945 года успели изготовить 4 316 самоходных артиллерийских установок в двух основных модификациях: базовый вариант — M7 и модификации М7В1. В этой статье поговорим о проектировании, техническом оснащении и боевом применении самоходки.
История разработки и описание конструкции.
Свою историю самоходная артиллерийская установка M7 начала в октябре 1941 года. Толчком для начала работ стала рекомендация генерал-майора Дж. Деверса, главы Бронетанковых войск, разработать 105-миллиметровую самоходную гаубицу на базе нового среднего танка M3, который начали серийно выпускать всего три месяца назад.
Прототипы получили обозначение 105mm Howitzer Motor Carriage T32. За производство отвечала компания Baldwin Locomotive Works. Испытания проходили в два этапа: на Абердинском полигоне и в Форт-Нокс.
5 февраля 1942 года, завершили первый этапа и машину перевели в Форт-Нокс. Там САУ испытывали еще три дня. Бронетанковый комитет Армии США по результатам испытаний заключил, что T32 требует доработок, после которых будет отвечать выдвинутым армией требованиям.
Что же пришлось переделать:
- толщину брони рубки уменьшили до 13 мм; г
- гаубицу сдвинули вправо для обеспечения сектора горизонтального наведения в 45 градусов.
- Бронетанковый комитет разрешил уменьшить максимальный угол возвышения до 35 градусов вместо 65, которые требовали в изначальном ТЗ. Эта мера нужна была для уменьшения общей высоты САУ.
- пришлось дополнить вооружение САУ 12,7-миллиметровой зенитной пулеметной установкой. Основных вариантов было 2: разместить складную вертлюжную установку над моторным отделением или использовать турельную установку в углу рубки. Предпочтение отдали второму варианту, из-за этого возникли изменения в конфигурацию лобовой части.
- высоту кормы и бортов рубки уменьшили на 280 мм, лобовой части — увеличили на 76 мм.
- возимый боекомплект увеличили до 57 выстрелов благодаря изменению боеукладок.
Во второй половине феврале 1942 года на Абердинском полигоне рекомендации внесли во второй прототип T32 и отправили его на завод American Locomotive Company в качестве образца во время серийного производства.
T32 в апреле 1942 года приняли на вооружение под обозначением 105mm Howitzer Motor Carriage M7.
САУ M7 сохранила компоновку базового танка М3. В кормовой части располагалось моторное отделение, в средней части в открытой сверху неподвижной рубке — боевое отделение, во лобу — отделение управления и трансмиссионное. Экипаж самоходки состоял из 7 человек: командир отделения, механик-водитель, наводчик и четыре номера расчета. Кроме этого, в состав отделения M7 входили механик-водитель машины снабжения и двое подносчиков боеприпасов.
Дифференцированная бронезащита серийной самоходной артиллерийской установки M7 была рассчитана на защиту от огня стрелкового оружия и осколков. На машинах ранних выпусков нижняя часть корпуса состояла из литой трехсекционной лобовой детали цилиндрической формы. Толщина — от 51 до 108 мм, углы наклона — от 0 до 56 градусов. Толщина катаных вертикальных бортовых листов составляла 38 мм, кормового листа — 13 мм. Углы наклона — от 0 до 10 градусов. В районе моторно-трансмиссионного отделения толщина днища составляла 13 мм, в лобовой части — 25 мм. При производстве первых самоходок для сборки нижней части корпуса использовали заклепки, которые позже заменила сварка. Кроме того, на машинах поздних выпусков трехсекционную лобовую деталь заменили цельной. Начиная с 1944 года на M7 нижнюю часть корпуса изготавливали из неброневой стали (толщина 13 и 25 мм), а цилиндрическую лобовую заменили деталью клиновидной формы.
На всех серийных M7 верхняя часть корпуса и пространство над моторным отделением собирали из 13-мм катаных листов гомогенной брони, которая в лобовой части имела наклон 30 градусов. Борта и корма устанавливали вертикально, а 13-мм листы крыши моторного отделения - под углом 83 градуса. По сравнению с лбом, корма и борта рубки были ниже, на поздних выпусках разницу компенсировали за счет откидных панелей.
В правом борту сделали цилиндрический спонсон для кольцевой пулеметной турели, в лобовой части — орудийная амбразура, закрываемая изнутри подвижным щитом. Для защиты боевого отделения от непогоды использовали брезентовый тент. Посадка/высадка экипажа происходила через верх рубки. Доступ к трансмиссии и агрегатам двигателя обеспечивался через люки в корме и крыше моторного отделения, а также съемную лобовую деталь корпуса.
На базовой модификации САУ M7 стоял радиальный авиационный 9-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением компании "Континенталь", модели R975 C1. При рабочем объеме 15945 см³, он развивал мощность 350 л.с., максимальные 400 л.с. при 2400 об/мин. Четыре топливных бака (общий объемом 662 литра) устанавливались в моторном отделении: два вертикальных 112-литровых бака — у перегородки между боевым и моторным отделениями, два бака емкостью 219 литров — в спонсонах корпуса. В качества топлива использовал бензин с октановым числом более 80.
Силовой установкой для модификации M7B1 служил 8-цилиндровый V-образный авиационный четырехтактный карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением компании «Форд», модели GAA. Рабочий объем 18026 см³. При 2600 об/мин двигатель GAA развивал мощность в 450 л.с. и максимальную 500 л.с. Требования к топливу были аналогичны требований к двигателю R975. Общий объем топливных баков уменьшили до 636 литров.
Трансмиссия САУ M7 состояла из: двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (тип D78123), карданного вала, механической пятискоростной (5+1) коробки передач, механизма поворота по типу двойного дифференциала, ленточных бортовых тормозов, однорядных бортовых передач типа с шевронными шестернями (передаточное число 2,84:1).
С каждого борта ходовая часть самоходной установки M7 состояла из 6 обрезиненных односкатных опорных катков (диаметр 508 мм), 3 поддерживающих обрезиненных катков, ленивца и ведущего колеса оснащенного съемными зубчатыми венцами. Подвеску опорных катков типа VVSS попарно сблокировали. Два балансира с опорными катками, закрепленными на них, шарнирно соединенные с корпусом тележки подвески, связываются через скользящие опоры с коромыслом, через буферную площадку соединенным с упругим элементом в виде двух конических рессор расположенных вдоль оси танка. На корпусе тележки подвески крепился поддерживающий каток. Балансир при работе подвески через скользящую площадку поднимает конец коромысла, через сжимающую рессоры буферную площадку и равномерно распределяющего на оба катка нагрузку. На первых M7 устанавливались тележки подвески D37893, однако в декабре 1942 года самоходные артиллерийские установки начали оборудоваться усиленными тележками типа D47527. Главное отличие — расположение поддерживающего катка не над центром тележки, а над задним опорным катком.
Основным оружием САУ M7 была модифицированная 105-мм гаубица M2A1 с длиной ствола 22,5 калибра. Орудие имело гидропневматические противооткатные устройства и ручной горизонтальный клиновой затвор. Длина отката гаубицы составляла 1066 мм. Пушку разместили в лобовой части корпуса (с легким смещением к правому борту) на стандартном лафете полевого орудия. Такое положение орудия ограничивало вертикальные углы наведения до −5…+35 градусов и в горизонтальной плоскости по левому борту до 15 градусов и по правому до 30 градусов. Наводку осуществляли с помощью ручных винтовых механизмов. При стрельбе прямой наводкой прицеливались с помощью перископического оптического прицела M16, стрельба с закрытых позиций осуществлялась и помощью квадранта M4 и артиллерийской панорамы M12A2.
При ведении огня функции экипажа распределялись следующим образом: общее руководство расчетом осуществлял командир, механик-водитель удерживал тормоза самоходки при выстреле, наведение по горизонтали и внесение поправок осуществлял наводчик, № 1 расчета оперировал вертикальным наведением орудия и затвором, № 2 заряжал орудие, №№ 3 и 4 устанавливали взрыватель и изменяли заряд, а также производили стрельбу с помощью перископического прицела при стрельбе прямой наводкой.
При непрерывной стрельбе скорострельность орудия в первые полторы минуты составляла 8 выстрелов в мин. В течение часа САУ могла произвести до 100 выстрелов. Максимальная дальность стрельбы дымовыми и осколочно-фугасными снарядами - 10 424 м.
На ранних САУ M7 боекомплект состоял из 57, а на последующих — 69 выстрелов. В боекомплект входили дымовые и осколочно-фугасные снаряды, а также кумулятивные снаряды, которые пробивали 102-мм гомогенную стальную броню. Для гаубицы M2A1 использовались полуунитарные выстрелы для различных типов боеприпасов, кроме кумулятивного, в котором использовались унитарные выстрелы с фиксированным зарядом. Из 69 выстрелов 19 и 17 размещались в левом и правом спонсонах корпуса, остальные 33 — под полом боевого отделения в ящиках.
В качестве вспомогательного вооружения САУ M7 использовался 12,7-мм зенитный пулемет M2HB, размещенный в турельной кольцевой установке, которая обеспечивала круговой обстрел. Боекомплект пулемёта — 300 патронов размещавшихся в 6 снаряженных в магазин-коробки лентах. Первоначально ленты снаряжались 90 % бронебойных и 10 % трассирующих пуль. В дальнейшем данное соотношение изменили на 80/20 процентам. Для самообороны экипажа имелось три 11,43-мм пистолета-пулемета M1928A1 или M3 с 1620 патронами в 54 коробчатых магазинах. Кроме этого имелись ручные гранаты: две осколочные Mk.II и шесть дымовых.
M7 для тушения пожаров имела стационарную углекислотную ручную противопожарную систему однократного действия, которая состояла из двух 5,9-литровых баллонов, установленных в боевом отделении под полом и соединенных трубами с соплами находящимися в моторном отделении. Дополнительно самоходку комплектовали двумя переносными огнетушителями, которые содержали по 1,8 кг углекислоты и размещались в спонсонах корпуса.
Боевое применение.
M7 стала основной САУ Соединенных Штатов Америки во Второй мировой войне. САУ M7 была стандартной артиллерией танковых дивизий, использовалась корпусной артиллерией и пехотными частями.
Американский войска использовали M7 на всех театрах военных действий. В первую очередь на Западноевропейском, где действовало множество танковых дивизий. Кроме того, более 1000 САУ передали по программе ленд-лиза Франции и Великобритании. Главной задачей "Priest" была огневая поддержка с удаленных позиций наступающей пехоты и бронетехники.
В ноябре 1942 самоходки М7 из состава пятого полка Королевской конной артиллерии участвовали в сражении у Эль-Аламейна.
В 1943 г. машины в составе 8-й армии участвовали в высадке в Италии. Британская армия к этому времени получила еще 700 машин, часть из которых использовали для операций в Нормандии.
После окончания Второй Мировой М7 стояли на вооружении американской армии и некоторых других государств. "Прист" принимали участие в корейской войне, в арабо-израильской войне 1967 года, в Битве за воду 1964-1965 годов, Шестидневной войне 1967 года и Войне на истощение 1969-1970 годов.
Мнение.
М7 "Прист" стала верным спутников вооруженных сил Америки и Великобритании, ее боевой путь не закончился с окончанием Второй Мировой войны. САУ получилась более чем удачная, не смотря на то, что в ее основе лежит не самый лучший танк - М3 "генерал Ли".
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!