Наставники играют ключевую роль в успешном обучении на платформе онлайн-школы. Они помогают студентам усваивать материал, мотивируют их и обеспечивают персонализированную поддержку. Однако управление работой наставников может представлять собой вызов для владельцев онлайн-школ. Рассмотрим, почему наставники так важны, какими компетенциями и правами они должны обладать, а также как эффективно организовать их работу и контроль.
Зачем нужны наставники в онлайн-школе?
В первую очередь работа ментора - это персонализированная поддержка каждого отдельного студента. Наставники предоставляют индивидуальную помощь ученикам, помогая им справляться с трудностями в обучении, могут объяснить материал, дать совет.
Это не просто помощь в обучении, но и вопрос поддержания мотивации и вовлеченности студента. Личное взаимодействие с реальным наставником (а не безликим искусственным интеллектом) помогает ученикам избавиться от эффекта социальной изоляции. А этот вопрос как никогда остро стоит при удаленном обучении.
Само собой, задача ментора - помощь в усвоении материала. Он разъясняет сложные темы, что способствует более глубокому пониманию урока. А хорошая успеваемость является вашей целью. Ведь успешное прохождение курса как можно большего количества студентов приводит к положительному имиджу онлайн-школы, возможностям допродаж, шансам на рекламу в виде “сарафанного радио”. Это в ваших интересах.
И в данном вопросе наставники тоже помогают - в их задачи входит контроль прогресса студентов. Они отслеживают успеваемость и имеют возможность своевременно вмешаться, если видят проблемы.
Каким должен быть ментор?
Для эффективного выполнения своих обязанностей наставники должны обладать рядом компетенций и прав.
Если говорить о требованиях, которые предъявляются к ментору, то можно выделить несколько основных аспектах. Именно их вы можете вставлять в описание вакансии или просто отталкиваться от этого перечня при поиске кандидатов:
- Экспертные знания: для наставничества необходимо уверенное знание преподаваемого предмета. Очень желателен также практический и актуальный опыт - если наставник не работал в сфере или это было очень давно, то его советы могут быть не совсем релевантными.
- Умение объяснять: иногда требуется рассказать про сложные концепции простым языком, понятным новичку.
- Коммуникативные навыки: сложно быть ментором, если человек нелюдим, замкнут и не умеет находить общий язык с самыми разными студентами.
- Педагогические навыки: способность мотивировать студентов, оценивать их прогресс и адаптировать методы обучения к индивидуальным потребностям.
- Эмоциональный интеллект: умение создавать позитивную учебную атмосферу, прислушиваться к настроению студентов, эмпатичность.
- Технические навыки: как говорится - “уверенный пользователь ПК”. То есть, необходимы навыки работы с онлайн-платформами и инструментами для выполнения обязанностей.
На многих платформах есть интересная и удобная практика - брать в качестве менторов своих же выпускников. Но не сразу, а после получения некоторого опыта в профессии. Это удобно. Такие люди уже в курсе всех процессов, знакомы с программой обучения непосредственно, прекрасно понимают студентов, ведь сами были на их месте не так давно. Этот подход также может помочь улучшить некоторые аспекты обучения, учитывая мнения и советы менторов.
Обратный подход - брать в наставники экспертов, которые ранее не сталкивались с вашей онлайн-школой. Это позволяет получить новое экспертное мнение, взгляд со стороны, привнести нечто качественно новое в процесс обучения. Такие сотрудники могут дополнять программу кейсами из собственного опыта, что не будет лишним.
Права наставников
Рассмотрим права наставников на примере платформы для онлайн-школ Антитренинги. Здесь собрана практика лучших онлайн-школ, поэтому принцип и методы работы можно смело брать в пример.
Итак, какими правами обладают менторы:
Доступ к учебным материалам. Конечно же, наставники могут просматривать все материалы курса, чтобы лучше понимать, что студенты изучают. Им необходима эта информация для углубления в уроки и задачи, которые стоят перед учениками. Иначе помочь им будет невероятно сложно.
Ведение коммуникации. На платформе предоставляется возможность общения со студентами через внутренний чат. Это удобно, ведь при возникновении вопросов ученик может сразу обратиться к ментору, не покидая ресурс. Также есть доступ к проведению видеоконференций, что может быть полезным в случаях, когда требуется демонстрация выполнения заданий или групповое обсуждение.
Оценка заданий. На Антитренингах хорошо настроена система автоматической проверки домашних заданий, что сильно ускоряет и облегчает работу преподавателей. Но всегда бывают спорные моменты или ситуации, когда нужно предоставлять обратную связь и рекомендации.
Отчеты и статистика. Некоторые аналитические функции также доступны менторам. Как минимум это статистика успеваемости. Это помогает отслеживать прогресс учеников и своевременно выявлять проблемные зоны.
Такой перечень прав подразумевает, что наставник должен быть надежным сотрудником, который не будет пользоваться информацией в корыстных целях. Для этого важно прописывать в договоре условия работы и подписывать NDA.
Проблемы при контроле наставников и их решение
Управление работой наставников может быть сложным из-за различных факторов. Одним из них может быть несогласованность в методах преподавания. Разные наставники могут использовать разные подходы. Чтобы исключить противоречия важно изначально понимать методы работы сотрудника. И хотя бы на первых порах следить за его работой.
Бывает трудно контролировать, насколько эффективно наставники выполняют свои обязанности без чётких метрик и отчетности. Поэтому нужно грамотно организовать процесс и ставить понятные достижимые цели.
Организация и контроль работы наставников - вопрос тонкий. Чтобы прийти к нужному решению требуется опыт и практика. На Антитренингах мы используем следующий рабочий концепт организации работы рнаставников. Например:
- единые стандарты и процедуры для всех наставников, что помогает обеспечить согласованность в методах преподавания;
- регулярная отчетность для наставников о своей работе, включая прогресс студентов, количество проведенных консультаций и результаты оценок;
- аналитика и статистика - платформа предоставляет детализированную аналитику по каждому наставнику, включая показатели успеваемости студентов, их вовлеченность и обратную связь.
- мотивационные программы - возможность для онлайн-школ введения бонусных систем и поощрений за высокие результаты и активное участие в жизни онлайн-школы.
Помните, что наставник - это не просто помощник на курсе. Часто это человек, который представляет ваш бренд, если студенты общаются вживую только с преподавателем и наставником. И здесь очень важно подбирать людей, разделяющих ценности онлайн-школы. Они должны вести диалог в нужном вам tone of voice, причем делать это непринужденно - заставить кого-то сменить привычный стиль общения сложно, рано или поздно его обычная манера проявится.
Один из методов контроля - анализ обратной связи. Обязательно спрашивайте студентов, как им работается с тем или иным наставником. Просите развернутые ответы и желательно анонимно. А еще лучше после завершения курса, когда студент уже не боится попасть в немилость и может честно рассказать о своем опыте. В то же время данная статистика должна влиять на мотивацию наставника, например, в размере премий или штрафов. Им придется стараться ради своего рейтинга, быть отзывчивыми и ответственными.
Наставники являются неотъемлемой частью успешной онлайн-школы. Обеспечение их компетентности и эффективный контроль их работы позволяют создать качественное образовательное пространство, где студенты получают максимальную поддержку и мотивацию для достижения своих целей. Подходите к выбору ответственно. И пользуйтесь наработками платформ - это проверенный метод!
Статью для вас подготовила команда платформы для онлайн-школ Антитренинги