И снова на нашем канале гений мировой фотографии при взгляде на работы которого у многих в голове возникнет одна простая фраза — «Да ему лечиться нужно!» С этим утверждением сложно поспорить. Нобуёси Араки явно не от мира сего, но, пожалуй, обычный здравомыслящий человек вряд ли снискал бы столь скандальную известность и стал предметом столь ожесточенных споров.
И хотя, мне пришлось выбрать для данной платформы самые благопристойные из его работ, поверьте, их вполне достаточно для понимания творчества Араки.
Я далеко не ханжа, но мне, подобный взгляд на прекрасную половину кажется неподобающим. В его работах, женщина, предстаёт в образе Ёкай (демона, сверхъестественного существа японской мифологии). Обесчеловеченная, таким образом она оправдывает творческие эксперименты Нобуёси.
Итак, непостоянная рубрика «Этим восхищается мир?». В центре внимания Нобуеси Араки, которого часто называют просто Араки — известный японский фотограф и современный художник, чьи провокационные и плодотворные работы сделали его одной из центральных фигур в современной фотографии.
Ранние годы и биография Нобуеси Араки
Нобуеси родился 25 мая 1940 года в Токио, Япония. Он вырос в оживленном районе Асакуса, известном своей историей развлечений и культуры. Это место впоследствии повлияло на его художественные вкусы. Интерес Араки к фото возник в раннем возрасте под влиянием отца, работавшем в киноиндустрии.
Образование и начало карьеры
Араки изучал фотографию и киноискусство в университете Тиба, который окончил в 1963 году. После завершения образования он работал в рекламном агентстве Dentsu. Именно здесь он познакомился со своей будущей женой Йоко Аоки. Пара поженилась в 1971 году, и Йоко стала важной музой и объектом для творчества Араки. К сожалению, Йоко скончалась в 1990 году, и эта потеря глубоко затронула Араки и повлияла на его последующее творчество.
Художественный стиль и тематика
Фотографии Араки известны своей откровенностью, эмоциональной глубиной и часто противоречивыми сюжетами. В его работах часто стираются границы между искусством и фильмами для взрослых. Одна из самых известных его серий — «Сентиментальное путешествие», фотохроника его медового месяца с Йоко. В этой серии сочетаются интимные, личные моменты с чувством повествования и эмоциями.
Еще одной отличительной чертой творчества Араки является его исследование японского искусства кинбаку-би, или бондажа. На его фотографиях часто изображены женщины, связанные замысловатыми узорами из веревок, которые он представляет со смесью эстетической красоты и чувственного напряжения.
Несмотря на провокационный характер этих изображений, Араки подчеркивает художественные аспекты своих работ, стремясь передать взаимодействие силы, уязвимости и интимности.
Основные работы и проекты
За свою плодотворную деятельность Араки опубликовал более 500 книг, что делает его одним из самых публикуемых фотографов в истории. Среди его выдающихся работ можно отметить:
«Токийская счастливая дыра» (1990): грубая и откровенная документация о подпольной индустрии для взрослых Токио в 1980-х годах.
«Эротос» (1993): коллекция абстрактных изображений крупным планом, фокусирующихся на частях тела и предметах, исследующих темы телесности и смертности.
«Зимнее путешествие» (1991): трогательное продолжение «Сентиментального путешествия», запечатлевшее болезнь и возможную смерть его жены.
Влияние и наследие
Творчество Араки оказало значительное влияние на современную фотографию и визуальное искусство. Его откровенное исследование телесности в сочетании с умением запечатлеть мимолетные моменты повседневной жизни вдохновило бесчисленное множество художников. Подход Араки бросает вызов общепринятым границам и приглашает зрителей взглянуть в лицо своим представлениям о красоте, желании и смертности.
Несмотря на цензуру и споры, особенно в Японии, Араки остается ключевой фигурой в мире искусства. Его выставки были представлены на международном уровне, а его работы продолжают вызывать бурную реакцию, как положительную, так и отрицательную.
Личная жизнь и последующие годы
В дополнение к своей фотографии, Араки исследовал другие области, в том числе кино и литературу. Его личная жизнь, отмеченная потерей жены и борьбой с раком предстательной железы в последующие годы, оказала глубокое влияние на его творчество, наполнив его темами любви, потерь и течения времени.
Непредвзятый подход Араки к жизни и искусству, пожалуй, лучше всего выражен в его собственных словах: «Я фотографирую так, как будто веду дневник. Моя жизнь запечатлена на фотографиях». Его стремление передать суть своего опыта и эмоций гарантирует, что его работы будут по-прежнему изучаться и цениться грядущими поколениями.
Критик Simon Baker о творчестве Нобуёси Араки
Хороший переводчик объяснил бы, что когда Араки говорит одно, он подразумевает как минимум три других смысла. Его ранние работы, которые часто представляют собой дневники или «псевдорепортажи», позволяют нам погрузиться в мир и мышление одного из самых необычных, креативных и неординарных фотографов Японии.
Особенно примечательно в визуальном творчестве Араки то, как он играет между повседневным и тщательно продуманным, между реальной жизнью и художественной. Это можно увидеть в его длинной серии «Ши Никки» («Личный дневник») для Роберта Франка.
Нигде это не проявляется так ярко, как в его желании фотографировать женские формы, как в ситуациях предполагаемой интимности, так и с крайним и часто явной искусственностью. Араки, чьё сердце переполнено любовью к своей жене Йоко, запечатлел как счастье их медового месяца, так и трагедию её смерти. Он также является фотографом, связанным с съёмкой кинбаку — традиционной и высокоритуализированной формы японского бондажа.
Логика западных востоковедов часто предполагает, что этот вид фетишизма присущ японской морали. Однако, чтобы понять, как и почему Араки создаёт такие образы, нам следует обратить внимание на сами фотографии — на их графическую композицию, их формальную направленность, на логику серийности и порядка, в котором они появляются.
Араки постоянно возвращается к одним и тем же сценам, сюжетам и местам: своему району, своей кошке, коллекции пластиковых динозавров, любимым интерьерам, барам и моделям. Однажды он признался, что почти каждое его утро начинается с вида неба с балкона: «Ты чистишь зубы, а я умываю глаза».
«Ши Никки» может показаться бессвязной работой, скорее компиляцией всевозможных вещей и мест, чем однородной серией. Однако, учитывая, что она была создана художником, для которого даже простые слова имеют скользкий смысл, здесь уместно сказать, представьте себе этот набор изображений как ещё один вид псевдожурнала, как фотографическое исследование пространства между реальным и всеми его потенциальными противоположностями.
В этом контексте полезно напомнить, что именно Араки ввёл в обиход (на японском языке) термин «Я-фотография», отсылая к «Я-романам» — японскому литературному жанру, основанному на исповеди, который намеренно устраняет всякое ощущение правдивости, раскрывая и признавая, что это также могут быть тщательно продуманные выдумки.
Критик Mathieu Humery о творчестве Нобуёси Араки
Творчество Араки тесно связано с его личным опытом и восприятием мира. Он не просто наблюдает и описывает реальность, как репортёр, а превращает её в художественное произведение. Араки близок к таким известным американским писателям и журналистам, как Джоан Дидион, Том Вулф и Норман Мейлер, которые активно работали в 1960-х и 1970-х годах. Они перешли от субъективного репортажа к художественной литературе и создали стиль, известный как «новая журналистика».
Возможно, Араки идёт ещё дальше, используя свою индивидуальность как основу для творчества. Его фотографическая мозаика отражает сложное мышление художника, его чувства, импульсы и размышления. Каждое изображение, от самых простых до самых глубоких, находит своё место в его повествовании о времени.
«Ши-Никки» Роберта Франка, также известный как «101 работа Роберта Франка», представляет собой коллекцию из 101 фотографии, посвящённую культовому автору «Американцев». Серия была опубликована Робертом Дельпиром в 1958 году. Несмотря на свою фактологичность и множество изображений, она кажется ясной, даже слишком. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается двойной смысл и вопросы.
Число 101 часто используется в сфере продаж или маркетинга, создавая ощущение изобилия. Это идея выхода за пределы возможного, как если бы работа открывалась чему-то большему, даже чему-то безграничному. Число 101 также может напомнить о библейском псалме 101, который говорит о верности и лжи.
Портфолио было создано через три года после смерти его жены Йоко Аоки. Оно несёт в себе рану и тьму, которые ознаменовали поворотный момент в творчестве художника. Рассмотрев контекст, в котором оно было создано, мы можем задаться вопросом о симметрии числа 101. Это палиндромное число, состоящее из двух одинаковых единиц, разделённых нулём. Возможно, это метафора пустоты, образовавшейся в результате потери возлюбленной.
Сила сериала заключается в его эмоциональном повествовании, где одна фигура сменяет другую. Диалоги и темы работ взаимосвязаны: чувственность, отсутствие, отвращение, город, бесконечность.
Банальное соседствует с явным, вечным и эфемерным. Это путешествие фотографа без своей музы — воображаемое путешествие, пути которого пересекаются и неизменно возвращают к одиночеству и пустоте.
На этом, наше знакомство с творчеством Араки заканчивается. Комментарии приветствуются, спасибо за внимание!