Специалисты Минздрава, пульмонологи и общественники рассказали «Московской газете» о том, почему хроническая обструктивная болезнь лёгких в России начинает приобретать черты социально значимого заболевания, влияя на качество жизни и трудоспособность россиян. Собеседники издания отмечают проблемы с лекарственным обеспечением для пациентов с ХОБЛ. В DSM Group поделились аналитикой, демонстрирующей снижение закупок препаратов для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей во многих регионах России
ХОБЛ — хроническая обструктивная болезнь лёгких, прогрессирующее и угрожающее жизни заболевание лёгких с воспалением дыхательных путей и отёком бронхов, известное как «болезнь курильщика». По данным Минздрава РФ, с 1 января по 14 марта 2024 года в России среди умерших от болезней органов дыхания вне стационара было 42,5% пациентов с ХОБЛ, то есть, 8 617 человек. В стационаре от ХОБЛ за этот период умерло 11 653 человека.
Перед системой здравоохранения сегодня стоит серьезный вызов — увеличить продолжительность жизни в России до 78 лет к 2030 г. и до 81 года — к 2036 г., прокомментировал ситуацию «Московской газете» сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв.
«Для достижения этой цели, а также повышения качества жизни и профессионального долголетия россиян, требуются усилия, направленные на раннюю диагностику таких заболеваний, как ХОБЛ, повышение доступности и качества медицинской помощи для данной группы пациентов как в амбулаторных, так и в стационарных условиях, совершенствование программ реабилитации, — рассказал Юрий Жулёв. — Но одним из важных приоритетов в этом направлении является расширение программы льготного лекарственного обеспечения пациентов с ХОБЛ, которая бы предусматривала возможность получения необходимой терапии до оформления инвалидности — по факту установления диагноза. Профилактировать осложнения этого жизнеугрожающего заболевания, которым сегодня только по официальным данным страдает около 2 млн россиян, возможно, если государство примет комплекс первоочередных мер, направленных на совершенствование доступности медицинской помощи. Надеемся, что они найдут свое отражение в новом национальном проекте «Продолжительная и активная жизнь».
Сегодня ХОБЛ — одна из самых сложных проблем в пульмонологии в плане диагностики, лекарственного обеспечения, качества жизни пациентов и летальности от этого заболевания, сообщил «Московской газете» главный внештатный специалист-пульмонолог Минздрава РФ Сергей Авдеев.
«Хотя это заболевание во многом связано с курением, есть и другие профессиональные, экологические, генетические факторы. Пациент с ХОБЛ — это не только курильщик, поэтому диагностика ХОБЛ сегодня должна быть грамотной», — отметил Сергей Авдеев.
По официальной статистике в России около 2% взрослого населения — 20 человек на 100 тысяч населения — болеет ХОБЛ, заметил пульмонолог.
«ХОБЛ на 4 месте по смертности от заболеваний в мире после ковида, инсульта и ишемической болезни сердца. В России она диагностирована у 6,8% взрослого населения, это около 12 миллионов человек. Болезнь зачастую протекает с обострениями при госпитализации. Каждое обострение для пациента — это риск потери функции дыхания, а восстановление требует нескольких месяцев. Люди с опасной формой заболевания теряют 8-9 лет жизни. При этом после тяжёлого обострения в горизонте 5 лет выживает только около 40% пациентов. От бронхиальной астмы людей умирает в 30 раз меньше. Дело в том, что больные астмой обеспечиваются лекарствами на должном уровне. А для пациентов с ХОБЛ это болезненный вопрос. Хотя в последние годы лекарственная терапия ХОБЛ значительно продвинулась вперед и может уменьшить обострения или полностью избежать их. По всем параметрам ХОБЛ должна быть социально-значимым заболеванием, планы по борьбе с которым должны быть прописаны в стратегических документах страны, посвящённых продолжительности жизни населения», — подчеркнул главный внештатный специалист-пульмонолог Минздрава.
ХОБЛ – не только медицинская проблема, но и профессиональное заболевание, сказал «Московской газете» главный внештатный специалист-профпатолог Минздрава РФ Игорь Бухтияров:
«Среди хронических легочных патологий в числе профессиональных заболеваний ХОБЛ стабильно занимает второе место (24%) и является наиболее инвалидизирующим, вызывающим раннюю профессиональную непригодность. Для многих пациентов она становится причиной потери заработка. Каждый год регистрируется около 300-400 новых случаев «профессионального» ХОБЛ. Это не так много, но заболевание характеризуется высоким уровнем смертности, поэтому привлекает особенного внимание профпатологов. Мы считаем эту проблему недооцененной».
Такое заболевание, как ХОБЛ требует большего внимания, чем оно имеет сегодня, отметил в беседе с изданием профессор кафедры пульмонологии ФДПО, ФГАОУ ВО РНИ МУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, д.м.н. Заурбек Айсанов:
«За рубежом эта болезнь давно известна. Чаще всего этот диагноз связывают с курением, но последние данные говорят о том, что это гетерогенное по своему происхождению заболевание и вызывать его может множество факторов, поэтому важно дестигматизитровать эту болезнь. Из-за стигматизации курения, люди чувствуют себя социально отверженными, они стыдятся заболевания, что мешает своевременной диагностике лечения и реабилитации пациентов с ХОБЛ. Во многом тот неуспех, который мы сегодня имеем в борьбе с ХОБЛ, связан с поздней диагностикой и поздним обращением за медицинской помощью. У пациентов с ХОБЛ зачастую есть сопутствующие заболевания, которые вносят существенный вклад в рост смертности от ХОБЛ: около 40% пациентов с ХОБЛ страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, около 10% – сахарным диабетом, 17-42% – гипертонической болезнью».
Респираторные заболевания, в частности ХОБЛ, приводят к большим тратам для экономики государства, сообщила заместитель директора ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России по научной и аналитической работе Анна Концевая.
«Компенсация ущерба здоровью пациентов с ХОБЛ может быть в 40 раз дороже, чем профилактика заболевания, — говорит Анна Концевая. — Из-за ХОБЛ Россия ежегодно теряет около 500 миллионов рублей в год или 0,3% ВВП: люди трудоспособного возраста умирают или становятся инвалидами. Но эти траты могут быть и больше, поскольку далеко не все пациенты официально зарегистрированы. И чем тяжелее и острее протекает болезнь у всех этих людей, тем больше экономический ущерб. Чтобы улучшить качество жизни пациентов и минимизировать экономический ущерб, необходимо оперативное и полноценное лечение».
По словам члена комитета Госдумы по охране здоровья Михаила Кизеева, «сохранение здоровья населения — в приоритете нашей страны, и к проблеме ХОБЛ нужно относиться сегодня более пристально как со стороны законодателей, так и со стороны нормативно-правового регулирования, чтобы находить те решения, которые позволят регистрировать пациентов с данным заболеванием, выстраивать правильные модели его профилактирования и лечения».
«Я могу с уверенностью сказать, что все члены комитета занимают принципиальную «антиникотиновую» позицию, — отметил Михаил Кизеев. — В последние годы принято множество норм, и мы планомерно движемся к ужесточению подходов по распространению табакосодержащей продукции. Стимулируют к этому цифры: сегодня 10% от охваченных диспансеризацией жителей нашей страны, а это порядка 3,5 млн человек, страдают курением. Если брать легочные заболевания, то это сотни тысяч, поэтому вопросом нужно заниматься системно. В последние годы у нас активно развиваются методы медицинской реабилитации, как в стационарных условиях, так и в амбулаторном звене. Глядя на статистику Минздрава, мы можем с уверенностью сказать, что регионы научились выстраивать правильные модели. Но остается открытом вопрос, какие пациенты попадают на реабилитацию, и назначают ли врачи реабилитацию при ХОБЛ? Мы пока видим не совсем те результаты, которые хотели бы. Хотя в системе ОМС выделено порядка 65 млрд рублей на лечение пациентов с разными патологиями, и порядка 500 тыс. пациентов могут претендовать на амбулаторную реабилитацию. Ее нужно вписывать к клинические рекомендации, в план лечения, в другие документы, по которым будут работать врачи, и не только пульмонологи».
В DSM Group поделились с «Московской газетой» данными по закупкам препаратов для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей. Почти все регионы-лидеры закупок в 2023 году показали снижение по количеству приобретённых упаковок этих препаратов. Рост наблюдался только в Татарстане (22%), Иркутской области (8%), Челябинской области (4%), Московской области (2%), Кемеровской области (2%) и Красноярском крае (1%). А вот в Москве закупки упали на 14%, в Свердловской области — на 23%, в Санкт-Петербурге — на 19%, в Новосибирской области — на 38% и в Тюменской области — на 70%.
В регионах-аутсайдерах в 2023 году наблюдался в основном рост закупок: в Камчатском крае (35%), Калмыкии (22%), Смоленской области (19%), Карачаево-Черкессии (15%), Магаданской области (12%). А вот в Тыве закупки рухнули на 53%, в Алтае и Севастополе — на 13%, в Новгородской области — на 7%.
Между «лидерами» и «аутсайдерами» поместились такие промышленные регионы со скромными закупками препаратов для лечения ХОБЛ, как Вологодская область (355 тыс. упаковок в 2023 году), Липецкая область (438 тыс. упаковок в 2023 году), Забайкальский край (408 тыс. упаковок в 2023 году) и ХМАО (657 тыс. упаковок в 2023 году).