Найти тему
Советская Эра

Как ГАЗ-52-04 сумел удивить СССР: Забытые секреты легендарного грузовика

Кто бы мог подумать, что смена модели на конвейере в Горьковском автомобильном заводе вызовет такой резонанс? В далеком 1975 году легендарный ГАЗ-51А уступает место ГАЗ-52-04, грузовику, который стал символом целой эпохи. Эти годы принесли множество новшеств и усовершенствований, позволяя модели ГАЗ-52-04 удивить даже самых искушенных фанатов ретро-автомобилей.

В апреле 1975 года Горьковский автомобильный завод завершил производство легендарного грузовика ГАЗ-51А, уступив место на конвейере новой модели - ГАЗ-52-04. Этот компактный грузовик, созданный на базе широкой унификации с более тяжелым ГАЗ-53А, стал востребованным и оставался в производстве почти 14 лет.

Опытный образец ГАЗ-52-04 на испытаниях в совхозе, 1974 г.
Опытный образец ГАЗ-52-04 на испытаниях в совхозе, 1974 г.

Конструкция и инновации

Модель ГАЗ-52-04 была спроектирована из существующих компонентов, словно собранная из пазлов. Раму, грузовую платформу, трансмиссию и подвеску почти без изменений взяли от ГАЗ-51А. Кабина, мосты, рулевое управление и тормоза были заимствованы от ГАЗ-53А. Двигатель модернизировали на базе нижнеклапанной бензиновой «шестерки» ГАЗ-51А, улучшив систему смазки и использовав более износостойкие материалы. В результате удалось увеличить мощность до 75 лошадиных сил.

ГАЗ-52-04 позднего выпуска с облицовкой радиатора нового образца (фото 1985 года)
ГАЗ-52-04 позднего выпуска с облицовкой радиатора нового образца (фото 1985 года)

Надежность и ресурс

Одним из главных преимуществ ГАЗ-52-04 стала его повышенная надежность. Если двигатель ГАЗ-51А требовал капитального ремонта через 80 тысяч километров, то модернизированный двигатель ГАЗ-52-04 мог проехать без расточки блока цилиндров от 100 до 120 тысяч километров. Общий ресурс автомобиля также вырос благодаря использованию узлов от ГАЗ-53А, что позволило грузовику прослужить до первого капитального ремонта не менее 175 тысяч километров.

Универсальность и удобство

ГАЗ-52-04 отличался грузоподъемностью в 2,5 тонны, которая сохранялась для любых типов дорог. В отличие от него, ГАЗ-51А мог транспортировать такой вес только по асфальту, а по грунтовым дорогам - не более 2 тонн. Улучшение условий труда водителя стало возможным благодаря увеличенной площади остекления, что повысило обзорность, а также усовершенствованной вентиляции и отоплению кабины. В салоне были установлены стеклоомыватель и правое зеркало заднего вида. Тормозная система с усилителем повысила эффективность торможения и снизила усилия, необходимые для нажатия на педаль. Более широкая колея и пониженный центр тяжести способствовали большей устойчивости ГАЗ-52-04 на поворотах.

Модификации и экспорт

Одной из ключевых модификаций ГАЗ-52-04 являлось одноимённое шасси, способное выдерживать полезную нагрузку в 2,84 тонны. На этой базе изготавливались автофургоны, передвижные мастерские, топливозаправщики и дезинфекционные установки. Экспортные версии включали модели ГАЗ-52-74 и ГАЗ-52-54, адаптированные соответственно для умеренного и тропического климата. Для осуществления грузопассажирских перевозок была создана модель ГАЗ-52-05, оборудованная высокой бортовой платформой и откидными скамейками.

Дезинфекционная душевая установка на шасси ГАЗ-52-04
Дезинфекционная душевая установка на шасси ГАЗ-52-04
Грузопассажирский ГАЗ-52-05 с платформой, адаптированной для перевозки людей на откидных скамейках
Грузопассажирский ГАЗ-52-05 с платформой, адаптированной для перевозки людей на откидных скамейках

Специальные версии

Горьковский завод продолжал выпуск специальных исполнений шасси для монтажа самосвальных надстроек, таких как ГАЗ-52-02 для внутреннего рынка и ГАЗ-52-52 и ГАЗ-52-72 для экспорта. Эти модели служили базой для автосамосвалов САЗ-3503 и САЗ-3504.

Самосвал САЗ-3503 на шасси ГАЗ-52-02
Самосвал САЗ-3503 на шасси ГАЗ-52-02
Самосвал САЗ-3504 на шасси ГАЗ-52-02
Самосвал САЗ-3504 на шасси ГАЗ-52-02

Газобаллонные модификации

В 1976 и 1977 годах были разработаны газобаллонные модификации ГАЗ-52-07 и ГАЗ-52-09, предназначенные для эксплуатации на сжиженном нефтяном газе. Эти модели оснащались двигателем с повышенной степенью сжатия, при этом сохраняя мощность на уровне ГАЗ-52-04. Начиная с 1984 года, выпускалась версия ГАЗ-52-27, которая функционировала на сжатом природном газе и достигала мощности в 65 лошадиных сил.

Газобаллонный ГАЗ-52-05
Газобаллонный ГАЗ-52-05
Автофургон на газобаллонном шасси ГАЗ-52-27
Автофургон на газобаллонном шасси ГАЗ-52-27

Седельные тягачи

С 1978 года начался выпуск седельных тягачей ГАЗ-52-06 для буксировки низкорамных полуприцепов-контейнеровозов, использовавшихся в СССР для внутригородских перевозок. Эти модели производились небольшими партиями и поставлялись в автотранспортные предприятия для замены устаревших ГАЗ-51П.

Седельный тягач ГАЗ-52-06 с классическим низкорамным полуприцепом-контейнеровозом полной массой 6 т
Седельный тягач ГАЗ-52-06 с классическим низкорамным полуприцепом-контейнеровозом полной массой 6 т

Завершение производства

Производство автомобилей семейства ГАЗ-52-04 завершилось в декабре 1988 года, а последние три экземпляра попали в статистику товарного выпуска в январе 1989 года. Всего Горьковский автозавод изготовил более миллиона автомобилей ГАЗ-52-04, включая все модификации. Новым этапом стало увеличение выпуска длиннобазных шасси ГАЗ-52-01 и запуск грузовиков семейства ГАЗ-3307.