Найти в Дзене

Рассказываем об учителе Александровской школы Надежде Сергеевне Водолазко

В Александровской школе хранится книга выдачи аттестатов не существующей ныне Ново-Печерской основной школы. В поисках каких-либо сведений о выпускниках прошлых лет взгляд цепляется за два дорогих моей памяти почерка: один принадлежит моей маме, а другой – моему учителю, Надежде Сергеевне Водолазко.

26 апреля 2024 года она покинула этот мир. Надежда Сергеевна, приехав из Одессы в Сибирь, сначала работала некоторое время в Рыбинской школе, а потом – директором Ново-Печерской школы.

От Надежды Сергеевны исходила нескончаемая и распространяемая во все стороны положительная энергия. Она была источником добра в вопросах воспитания молодого поколения, направления его по нужному пути.

Уроки физики преподавала интересно, непременно с наличием на партах у ребят физических приборов так, чтобы ученики всё могли попробовать сделать своими руками и выполнить необходимые измерения. Будучи директором школы, учила молодых коллег преподавать, вести диалог со старшеклассниками на равных и правильно ругать детей за проступки (так, чтобы не перегнуть палку). С учениками-старшеклассниками разговаривала индивидуально, давала установки профессионального развития (особенно если видела, что ученик из неблагополучной семьи и, кроме учителя, некому посоветовать, как поступить). В учениках она хотела видеть в будущем только достойных людей. Она и моей маме говорила, когда я училась еще в девятом классе: «Вот посмотрите, Ольга Андреевна, Лариса будет учителем. Она очень серьезно относится к учебе».

Для жителей Новой Печеры Надежда Сергеевна была выручкой во всем: она могла выслушать и дать совет, помочь по хозяйству, организовать детей на полезное дело, занять денег до зарплаты. В деревне ее называли просто – Сергеевна. И все знали, что Сергеевна – это она, Н.С. Водолазко, наш директор школы, учитель физики, уважаемый в селе и Рыбинском районе человек.

Она была активным членом Компартии, собирала экспонаты для школьного музея, бережно хранила знамена, вымпелы, горн, портреты Ленина и привлекала учеников к краеведческой работе. С учениками собирала сведения о жителях Новой Печеры (многие знают, что большая часть новопечерцев имеют эстонские корни). Очень ценила вклад советского народа в Великую Отечественную войну. Это под ее руководством мы убирали территорию памятника, проводили митинг 9 Мая и знали тексты песен «Священная война» и «Ехал я из Берлина».

Она подарила миру двух детей: сына, Сергея Александровича, который получил образование учителя географии и тоже трудится в сфере образования; и дочь – Алену Александровну, окончившую теплоэнергетический факультет политехнического института, работающую на Красноярской ТЭЦ. Если мама, Надежда Сергеевна, привозила в квартиру дочери в Красноярск группу из 12 детей, чтобы устроить им экскурсию по Красноярску, это воспринималось нормально. Всем хватало места в квартире, чтобы переночевать. Днем организовывалась экскурсия по городу. Никогда дочь Надежды Сергеевны не высказывала ей замечаний. Дети понимали, что мама – сельский учитель, она хочет показать деревенским ребятам другой мир – мир городской и техногенный, чтобы у них была мотивация к учебе, к знаниям.

Это с ее подачи я горжусь достижениями Советского Союза: первым спутником и первым полетом человека в космос, огромными гидроэлектростанциями на великих реках страны, металлургическими и машиностроительными заводами, уникальным подъемником для судов при Красноярской ГЭС, мемориалом Победы в Волгограде, при виде которого захватывает дух. Она умела пробудить интерес ученика к тому грандиозному, что было создано трудом и интеллектом человека. А еще она читала много стихотворений выразительно, наизусть. Самое любимое ее стихотворение – «Заболела мать» Аалы Токомбаева. А цель у нее была одна – учительская: чтобы хорошо учились в школе и оканчивали вузы.

Никогда в голове Надежды Сергеевны не водились меркантильные мысли. Когда мою маму назначили директором Ново-Печерской школы, она учила директорствовать и её: «Ольга Андреевна, называйте работников только по имени и отчеству, даже если они сильно молоды или из техперсонала. Чтобы по ночам спать спокойно, делайте все дела так, как положено. Как не положено – не поступайте!» Надежда Сергеевна призывала всё делать честно. Она обладала деловыми качествами и могла договориться с людьми по любым вопросам. А период её директорства был непростым: Советский Союз развалился, развалился и совхоз, а хозяйственно-бытовые школьные вопросы никуда не исчезали, в непростых экономических условиях их нужно было как-то решать.

Уехав из Новой Печеры и поселившись в благоустроенной квартире в Рыбном, она хотела коротать старость, но и здесь было не до отдыха. Пришлось еще несколько лет преподавать физику в Рыбинской школе. Иногда репетировала учеников, но не ради денег, а ради того, чтобы выпускник поступил в вуз и его судьба сложилась успешно. Родители спрашивали: «Что мы должны Вам, ведь Вы готовили нашего ребенка по предмету?» А она отвечала просто: «Если будет все хорошо и он поступит в вуз, то купите мне килограмм яблок и принесете их».
Да, Надежда Сергеевна любила яблоки… Она ведь была родом из Одессы, а там яблоки растут так же хорошо, как у нас картофель. Иногда складывалось впечатление, что яблоко есть у нее в кармане всегда. И после затянувшейся беседы на обочине сельской дороги, прощаясь, она всегда угощала яблоком.

Те, кто имел счастье общаться с Надеждой Сергеевной, согласятся: именно таким человеком она была.

Лариса Манузина, учитель Александровской школы