Найти в Дзене

Русский код дизайнера через призму итальянского опыта: обзор трендов ISaloni 2024

Оглавление

Новости из весенней итальянской столицы дизайна до сих будоражат публику. А вам хватило впечатлений? В следующем году, несмотря и вопреки, запланируете личный визит? Или достаточно поскроллить паблики?

В том числе и об этом говорили на плодотворной встрече, которая прошла в рамках клуба Pro Design Club в конце мая. В дизайн-пространстве Hauska (Pohjanmaan) и Piterra при поддержке компании Academy развернулась жаркая дискуссия, ведь нашими спикерами были дизайнеры, которые лично побывали в этом году на одной из главных выставок года — Salone del Mobile.Milano — 2024.

Фото Марии Бекешевой
Фото Марии Бекешевой

Сколько ни читай о миланской неделе, всё будет свежо и оригинально, так как выставка была по-настоящему яркой, насыщенной и позитивной: в отличие от прошлого года, читался явный оптимистический настрой и посыл в будущее.

Фото из открытых источников: экспозиция выставки в 2024-м
Фото из открытых источников: экспозиция выставки в 2024-м

Мы уже давали небольшой обзор прошедшей в этом году итальянской недели дизайна. Но большое, как говорится, видится на расстоянии. Оказалось ли полезным вернуться спустя время к основным идеям выставки? Давайте посмотрим!

Спикеры: взгляд профессионала

Когда собираются вместе сразу несколько независимых экспертов, высказываются разноплановые оценки одного события, то у слушателя формируется целостное представление и объемная картина события. В этот раз получился живой диалог, так как в одной точке пространства и времени оказались четыре гуру своего дела, которые поделились отточенным мнением из первых рук.

Три дизайнера на встрече в Pro Design Club. Фото Марии Бекешевой
Три дизайнера на встрече в Pro Design Club. Фото Марии Бекешевой

Каждый из спикеров показал то, что ему показалось наиболее актуальным и востребованным. Зоркий профессиональный взгляд оценивал новинки от заморских коллег, материалы, фактуры и идеи. Дизайнеры предлагали слушателям лайфхаки, которые пригодятся в профессиональной сфере; представляли тренды и антитренды, а также охотно участвовали в дискуссии, которая неизменно разгоралась после каждого выступления.

Неоренессанс: биофильность и чувственность

Открывала вечер Марина Александрова — руководитель интерьерной студии FORMOZA, практикующий дизайнер интерьеров, декоратор-стилист, преподаватель Международной школы дизайна IDS-Петербург.

-4

Обзоры Миланской выставки от Марины стало уже доброй традицией в рамках Pro Design Club. Обзор прошлого года читайте здесь.

В этом году Марина широкими мазками определила несколько трендовых тенденций:

  • чувственный эмоциональный дизайн,
  • инновационные материалы и технологии,
  • биофильность,
  • культурные коды и handmade.

Многое из перечисленного уже не первый год на дизайнерской повестке. Так, о стремлении к гармоничным и уютным биофильным пространствам, вдохновленным природой, человечество говорит не первый год.

По-прежнему актуальны натуральные или вторично переработанные материалы, которые позволяют экономить ресурсы всей планеты и облегчить производственные процессы. А также освоение экзотических материалов, об использовании которых еще лет десять назад никто даже не подозревал. Например, компания Mycotex заявляет о разработке уникального метода создания одежды и предметов для дома из специально выращенного мицелия грибов.

Что касается отличий от предыдущей выставки, то Марина обратила особое внимание на ассортимент кухонь, которые в Милане экспонируются раз в два года. Так, всё больше завоевывают позиции механизмы и умная техника. Используется много различных пород дерева, но встречается, к примеру, камень, керамогранит и даже нержавеющая сталь (один из островов выполнен полностью из стали).

-6
-7

Обращают внимание обилие рифленых фасадов из различных материалов: дерева и шпона, стекла и композитных материалов.

Философскую нотку вносит стенд Smeg: майолика total отсылает к культурному наследию и предлагает оригинальное решение.

-9

Стремление к минимализму и приятная цветовая палитра — продолжение уже устоявшихся трендов. А вот появление легкого глянца в кухне может вас удивить.

Марина Александрова на выставке в Милане
Марина Александрова на выставке в Милане

Среди любимых — зелёные, болотные, шалфейные оттенки, по-прежнему привлекает терракотовый, то есть в цветовой палитре преобладает всё та же биофильность — повсюду теплые, природные цвета: светлый песок, сливочный, охра, тауп, грейдж, серо-зелёный, сложный розовый.

Однако встречаются и радикальные решения. Например, появляется черный, неоновые оттенки, яркий красный, синий электрик, черный и цветной металл, матовое золото. Есть и монохромные, и тотал лук цветовые решения.

-13
-14

Можно ограничиться цветовыми акцентами, например вкраплением красного винного цвета или яркого синего в аксессуарах и мелких деталях.

Варочные панели стремятся к оригинальности: отдельные блины конфорок можно хаотично расположить на столешнице.

-16

Если говорить о ванных комнатах, то здесь Марина выделила следующие тенденции:

  • Округлые формы и ручная работа.
  • Рифленые фасады и деревянный декор.
  • Акцентные винный и ярко-синий в трендовых цветах сантехники. Необычные смесители: черный, матовая сталь, золото.
  • Отдельно стоящие ванны и раковины.
  • Натуральное дерево и камень. Использование растений.

Концепты и смыслы

Заявленная на выставке концепция — в духе неоренессанса: в центре дизайна — Человек. Поэтому вся мебель словно создана для комфорта и удобства. Здесь и округлые гармоничные формы, и «пухленькая» бодипозитивная мебель, в которой утопаешь, словно в облаках, и ставка на трансформацию пространства под нужды и удобства человека.

Среди незабываемых решений — разнообразие светильников: в стиле джапанди, из поликарбоната, те, которые можно завязывать как угодно.

Оригинальным решением стали шторы из металла и цементная плитка на полу, а также комоды, выполненные одновременно из экопластика и дерева.

-21

И финальным аккордом в выступлении Марины стал обзор новинок от прославленных брендов и всемирно известных дизайнеров — трендсеттеров индустрии: Kartell, Poltrona Frau, Moooi, Cassina, Baxter, Edra etc.

Ферруччо Лавиани
Ферруччо Лавиани

Эстетическая изысканность и возврат к истокам

Следующим спикером на встрече стала Наталья Чабина — руководитель студии CNDesign, председатель Союза дизайнеров и архитекторов Санкт-Петербурга, которая входит в «Золотую сотню самых развивающихся дизайнеров России» по версии Союза дизайнеров и архитекторов и является MBA в дизайне от Европейской Школы Дизайна.

-24

Наталья подчеркнула, что в этом году на выставке мы увидели много интересных работ итальянских умельцев. Их непревзойденный почерк берет истоки в фамильном производстве, связан с многовековой историей и национальным кодом. Как мы помним, родиной Возрождения была Италия, неслучайно она до сей поры задает тренды в гуманизме, подчеркивая достижения и саму суть человека как вершины природы.

Итальянский бренд Lago покоряет обилием стекла, парящими конструкциями и глубокими оттенками. Асимметрия в мебели напоминает о том, что в природе нет идеальных конструкций, в ней всё неровно. Таким образом подчеркивается тренд на естественно-жизненное.

В целом много стекла, в том числе для изготовления мебели. Стекло цветное и фактурное.

Еще один итальянский бренд Cimento представил уникальный материал, в котором используется более 90% натуральных минеральных заполнителей, смешанных с цементом. «Этот материал способен удивить своей чрезвычайной легкостью», — подчеркивает Наталья.

-27
-28

Не только итальянцы покоряли своими творениями. Так, бельгийские мастера компании по производству элитной мебели Evolution 21 предлагали сложные формы, много бамбука, соломы, дерева, тактильного текстиля. Ощутите всю невероятную мягкость и роскошь диванов и стульев:

Диван Zenith

-29

«Вдохновленный «cenit» (от латинского термина, обозначающего вершину), диван Zenith сочетает в себе плавные изгибы и открытую спинку, которую можно персонализировать с использованием различных тканей, что обеспечивает непревзойденный комфорт, — рассказывает Наталья. — Его модульная конструкция легко вписывается в любое пространство, позволяя адаптировать его к своему стилю».

Столы Luna от дизайнера Карин Бонжан

-31

«Смелое заявление в формате боковых и обеденных столов, которое стирает границы между мебелью и скульптурой. Эти столы, изготовленные из трех цельных блоков мрамора, демонстрируют лучшее из бельгийского дизайна, привнося свежий взгляд в любую комнату».

-32

Кресло Dome

-33

Решение вдохновлено колоннами ионического ордера и элегантно сочетается с вневременным дизайном. Это творение является результатом совместных усилий Карин Бонжан и Дриса Де Мальше.

«Созданный с особым вниманием к эстетической изысканности, — рассказывает Наталья, — стул имеет мягкие элементы, которые изящно обрамляют прочную деревянную раму. Мастерство Evolution 21 проявляется в каждом аспекте конструкции стула, от выбора материалов до исполнения его дизайна».

Возврат к истокам и природным ценностям органично проявлялся в потрясающих светильниках. Обратите внимание на ротанговые изделия от промышленного дизайнера из Филиппин Кеннета Кобонпью, получившего за свою тридцатилетнюю творческую деятельность множество наград.

Или на свет от итальянского бренда Foscarini. Здесь и металл, и стекло, и работа с цветом. «Светильники Foscarini задуманы как дизайнерские объекты, которые преображают пространство: мы привносим красоту, пробуждаем эмоции».

Арт-объекты в доме — оригинальность и вариативность

Еще один дизайнер, который делился впечатлениями после живого знакомства с итальянской выставкой, — Ольга Холодова. Ольга — практикующий хоумстэйджер, член Ассоциации хоумстэйджеров, рантье с опытом упаковки квартир под посуточную и долгосрочную аренду, флиппер, победитель конкурса Scandic Style Awards 2023.

-37

Взгляд хоумстейджера — это акцент на декорировании интерьера, поэтому Ольга обратила внимание публики на этот аспект дизайна и предложила свою версию семи топовых идей из Милана:

Место 7. Тактильность во всем, фактурные поверхности и ткани

«Уже не первый год, — рассказывает Ольга, — производители мебели уделяют внимание фактурным материалам и их сочетаниям: столы, стекло, дерево, ткани — всё это хотелось трогать, было тактильно приятным и интересным, имело нестандартную обработку».

-38

Итак, фактуры перешли с обивок на твердые поверхности, столешницы и фасады мебели, даже если поверхности гладкие, они текстурные. Это забота о психофизическом комфорте человека.

Место 6. Лампы-грибы захватили выставку: не только свет, но и лаконичный декор

«Эффектные, графичные лампы-грибы в стиле баухауз отмечены на многих стендах. Такие лампы становятся не только источником света, но и стильным акцентом в интерьере».

-39

Место 5. Журнальные столы образуют группировки

«Вместо одного большого журнального столика мы видим группировки нескольких небольших. Это позволяет более гибко использовать пространство и придает интерьеру динамичность. Такие группировки могут состоять из столиков разной формы, высоты и материала, что создает интересные визуальные композиции».

-40

Место 4. Эффектный прием развески картин

«Развеска на уровне глаз сидящего словно приглашает устроиться поудобнее на диване и намекает о том, что здесь место для отдыха и расслабления».

-41

Место 3. Ковры по-другому: многослойность, сложные формы, рельеф и цвет

-42

Забытые ковры возвращаются в интерьеры и работают уже по-новому: здесь и многослойность, и сложность, и рельеф. Прослеживается культурный код в формах и цветах, ярко проявляется геометрия, эффектно работает ворс разной высоты.

-43

Ковры предлагают сделать центральным акцентом в комнате: насыщенные цвета, нестандартные формы создают эффектный визуальный фокус.

-44

Место 2. Рисунки. На мебели, текстиле и стенах

В моде вручную разрисованные шторы, фрески, художественные композиции на мебели и коврах. Вы уже слышали про стиль порно-шик? Наблюдали интерьерные сексуальные сцены в рисунках?

-45
«Рисунки и узоры на мебели, стенах и текстиле — самый запоминающийся тренд 2024 года. Они могут быть выполнены в виде ручной росписи, граффити или сложных орнаментов. Такие элементы придают интерьеру уникальность и индивидуальность, создавая яркие акценты и оживляя пространство».
-46

Место 1. Зеркала как арт-объект

-47

«Зеркала в 2024 году становятся не просто функциональным элементом, а настоящими арт-объектами.

Фото: www.casaricca.ru
Фото: www.casaricca.ru

Они могут иметь необычные формы, рамы с оригинальными украшениями или быть выполнены в виде композиций из нескольких зеркальных элементов».

-49

А так как эргономика и функциональность должны учитываться в числе первых факторов, то и зеркала приносят пользу: они становятся и полками, и вешалками.

-50
Фото: www.casaricca.ru
Фото: www.casaricca.ru

Стенды под грифом «самые»

Модератором дискуссии была Татьяна Петрова — историк искусства, архитектурный журналист, лектор, автор курсов по истории стилей, истории и теории дизайна, эксперт по культурным ценностям Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников и культуры в области декоративно-прикладного искусства и дизайна, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров России, преподаватель и заведующая учебной частью Новой школы дизайна и искусства.

-52

Татьяна не только ловко направляла развитие логики вечера, но и сама представила полезный обзор: она отметила самые интересные стенды по версии самого организатора выставки (salonemilano.it).

Самый «циркулярный стенд»: экономия ресурсов

Very Simple: Kitchen. Стенд был выполнен студией Давиде Фабио Колачи, которая повторно использовала элементы мебели из выставочного зала компании в Болонье.

-53

Этот стенд отражает все более распространенное явление: воспроизводство инсталляций, участвующих в прошедших кампаниях. Это свидетельствует о желании брендов переключить внимание на вопросы переработки и устойчивого развития, включая экономическую устойчивость.

Самый «театральный стенд»: Normal для компании Gufram

-54

-55
-56

Большая лестница, демонстрирующая культовые произведения пьемонтской компании Gufram SRL, была обрамлена очень высокими оцинкованными листами, диагонально размещенными так, чтобы за ними открывались две комнаты, освещенные в красный и лиловый цвета.

-57

Самый «успокаивающий стенд»

Создала студия дизайна DWA для Pedrali. Здесь материалы и цвета давали посетителям ощущение покоя, идеально подходящее для того, чтобы отвлечься от суеты выставки.

-58

Стенд «душа продукта»

Подготовлен миланской студией Calvi Brambilla для Door. Здесь душа представленной продукции была ключом к концепции пространства: несколько ненавязчивых элементов создавали впечатление полного погружения и безупречного дизайна.

-59

Стенд «обращаясь к прошлому»

Дизайнер Донателло Д’Анджело спроектировал инсталляцию Hiper Poltronova, вдохновленную выставкой 1973 года, в которой принимали участие дизайнеры радикального толка.

-60

Стенд «между прошлым и будущим»

Винсент ван Дуйсен для Мolteni&С предложил домашнюю атмосферу с отсылом к прошлому. Эта инсталляция вдохновлена 1930-ми.

-61

Самый «фотографируемый стенд»

-62

100 % японская инсталляция, разработанная дизайнером Taiju Yamashita, в которой пространство было заполнено плотной трехмерной сеткой из подвешенных стеклянных сфер, создающих различные фрактальные эффекты в зависимости от точки наблюдения.

Эстетика по-русски

Основной вопрос, который возникал у зрителей в нашем зале и, в общем, волнует всех дизайнеров России, остается про себя любимых: что из этого всего попадет в русский дизайн? Насколько актуально всё представленное звучит сегодня в нашем дискурсе?

62 года существует миланская выставка, и каждый год итальянские производители удивляют мастеров всего мира. Конечно, нам надо учиться работать, как итальянцы, и удивлять новинками каждый год. И мы стремительно развиваемся в этом направлении. Так, продолжает успешно развиваться глобальный проект MosBuild, недавно успешно прошедший в Москве (смотрите обзор здесь).

Посмотрим, к примеру, что предложит нам грядущая выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», которая пройдет осенью. Организаторы позиционируют ее таким событием, в рамках которого происходят поиски русского кода через современные предметы интерьера.

Каким он будет, наш самобытный культурный русский код? Каким мы хотим его видеть? На эти вопросы нам предстоит искать ответы. И найти их всем вместе.

Фото Марии Бекешевой
Фото Марии Бекешевой

Осмысление событий, поиск всего лучшего, интерпретации увиденного для создания оригинального — вот ключевые выводы из профессиональных встреч такого плана. И Pro Design Club в этом смысле остается открытой площадкой для встреч и мозгового штурма: присоединяйтесь, если вы еще не с нами!

(P. S. Все неподписанные фотографии предоставлены спикерами.)

#Prodesignclub

#piterra

#isaloni2024

#русскийкод

#трендыдизайна2024