Новости из весенней итальянской столицы дизайна до сих будоражат публику. А вам хватило впечатлений? В следующем году, несмотря и вопреки, запланируете личный визит? Или достаточно поскроллить паблики?
В том числе и об этом говорили на плодотворной встрече, которая прошла в рамках клуба Pro Design Club в конце мая. В дизайн-пространстве Hauska (Pohjanmaan) и Piterra при поддержке компании Academy развернулась жаркая дискуссия, ведь нашими спикерами были дизайнеры, которые лично побывали в этом году на одной из главных выставок года — Salone del Mobile.Milano — 2024.
Сколько ни читай о миланской неделе, всё будет свежо и оригинально, так как выставка была по-настоящему яркой, насыщенной и позитивной: в отличие от прошлого года, читался явный оптимистический настрой и посыл в будущее.
Мы уже давали небольшой обзор прошедшей в этом году итальянской недели дизайна. Но большое, как говорится, видится на расстоянии. Оказалось ли полезным вернуться спустя время к основным идеям выставки? Давайте посмотрим!
Спикеры: взгляд профессионала
Когда собираются вместе сразу несколько независимых экспертов, высказываются разноплановые оценки одного события, то у слушателя формируется целостное представление и объемная картина события. В этот раз получился живой диалог, так как в одной точке пространства и времени оказались четыре гуру своего дела, которые поделились отточенным мнением из первых рук.
Каждый из спикеров показал то, что ему показалось наиболее актуальным и востребованным. Зоркий профессиональный взгляд оценивал новинки от заморских коллег, материалы, фактуры и идеи. Дизайнеры предлагали слушателям лайфхаки, которые пригодятся в профессиональной сфере; представляли тренды и антитренды, а также охотно участвовали в дискуссии, которая неизменно разгоралась после каждого выступления.
Неоренессанс: биофильность и чувственность
Открывала вечер Марина Александрова — руководитель интерьерной студии FORMOZA, практикующий дизайнер интерьеров, декоратор-стилист, преподаватель Международной школы дизайна IDS-Петербург.
Обзоры Миланской выставки от Марины стало уже доброй традицией в рамках Pro Design Club. Обзор прошлого года читайте здесь.
В этом году Марина широкими мазками определила несколько трендовых тенденций:
- чувственный эмоциональный дизайн,
- инновационные материалы и технологии,
- биофильность,
- культурные коды и handmade.
Многое из перечисленного уже не первый год на дизайнерской повестке. Так, о стремлении к гармоничным и уютным биофильным пространствам, вдохновленным природой, человечество говорит не первый год.
По-прежнему актуальны натуральные или вторично переработанные материалы, которые позволяют экономить ресурсы всей планеты и облегчить производственные процессы. А также освоение экзотических материалов, об использовании которых еще лет десять назад никто даже не подозревал. Например, компания Mycotex заявляет о разработке уникального метода создания одежды и предметов для дома из специально выращенного мицелия грибов.
Что касается отличий от предыдущей выставки, то Марина обратила особое внимание на ассортимент кухонь, которые в Милане экспонируются раз в два года. Так, всё больше завоевывают позиции механизмы и умная техника. Используется много различных пород дерева, но встречается, к примеру, камень, керамогранит и даже нержавеющая сталь (один из островов выполнен полностью из стали).
Обращают внимание обилие рифленых фасадов из различных материалов: дерева и шпона, стекла и композитных материалов.
Философскую нотку вносит стенд Smeg: майолика total отсылает к культурному наследию и предлагает оригинальное решение.
Стремление к минимализму и приятная цветовая палитра — продолжение уже устоявшихся трендов. А вот появление легкого глянца в кухне может вас удивить.
Среди любимых — зелёные, болотные, шалфейные оттенки, по-прежнему привлекает терракотовый, то есть в цветовой палитре преобладает всё та же биофильность — повсюду теплые, природные цвета: светлый песок, сливочный, охра, тауп, грейдж, серо-зелёный, сложный розовый.
Однако встречаются и радикальные решения. Например, появляется черный, неоновые оттенки, яркий красный, синий электрик, черный и цветной металл, матовое золото. Есть и монохромные, и тотал лук цветовые решения.
Можно ограничиться цветовыми акцентами, например вкраплением красного винного цвета или яркого синего в аксессуарах и мелких деталях.
Варочные панели стремятся к оригинальности: отдельные блины конфорок можно хаотично расположить на столешнице.
Если говорить о ванных комнатах, то здесь Марина выделила следующие тенденции:
- Округлые формы и ручная работа.
- Рифленые фасады и деревянный декор.
- Акцентные винный и ярко-синий в трендовых цветах сантехники. Необычные смесители: черный, матовая сталь, золото.
- Отдельно стоящие ванны и раковины.
- Натуральное дерево и камень. Использование растений.
Концепты и смыслы
Заявленная на выставке концепция — в духе неоренессанса: в центре дизайна — Человек. Поэтому вся мебель словно создана для комфорта и удобства. Здесь и округлые гармоничные формы, и «пухленькая» бодипозитивная мебель, в которой утопаешь, словно в облаках, и ставка на трансформацию пространства под нужды и удобства человека.
Среди незабываемых решений — разнообразие светильников: в стиле джапанди, из поликарбоната, те, которые можно завязывать как угодно.
Оригинальным решением стали шторы из металла и цементная плитка на полу, а также комоды, выполненные одновременно из экопластика и дерева.
И финальным аккордом в выступлении Марины стал обзор новинок от прославленных брендов и всемирно известных дизайнеров — трендсеттеров индустрии: Kartell, Poltrona Frau, Moooi, Cassina, Baxter, Edra etc.
Эстетическая изысканность и возврат к истокам
Следующим спикером на встрече стала Наталья Чабина — руководитель студии CNDesign, председатель Союза дизайнеров и архитекторов Санкт-Петербурга, которая входит в «Золотую сотню самых развивающихся дизайнеров России» по версии Союза дизайнеров и архитекторов и является MBA в дизайне от Европейской Школы Дизайна.
Наталья подчеркнула, что в этом году на выставке мы увидели много интересных работ итальянских умельцев. Их непревзойденный почерк берет истоки в фамильном производстве, связан с многовековой историей и национальным кодом. Как мы помним, родиной Возрождения была Италия, неслучайно она до сей поры задает тренды в гуманизме, подчеркивая достижения и саму суть человека как вершины природы.
Итальянский бренд Lago покоряет обилием стекла, парящими конструкциями и глубокими оттенками. Асимметрия в мебели напоминает о том, что в природе нет идеальных конструкций, в ней всё неровно. Таким образом подчеркивается тренд на естественно-жизненное.
В целом много стекла, в том числе для изготовления мебели. Стекло цветное и фактурное.
Еще один итальянский бренд Cimento представил уникальный материал, в котором используется более 90% натуральных минеральных заполнителей, смешанных с цементом. «Этот материал способен удивить своей чрезвычайной легкостью», — подчеркивает Наталья.
Не только итальянцы покоряли своими творениями. Так, бельгийские мастера компании по производству элитной мебели Evolution 21 предлагали сложные формы, много бамбука, соломы, дерева, тактильного текстиля. Ощутите всю невероятную мягкость и роскошь диванов и стульев:
Диван Zenith
«Вдохновленный «cenit» (от латинского термина, обозначающего вершину), диван Zenith сочетает в себе плавные изгибы и открытую спинку, которую можно персонализировать с использованием различных тканей, что обеспечивает непревзойденный комфорт, — рассказывает Наталья. — Его модульная конструкция легко вписывается в любое пространство, позволяя адаптировать его к своему стилю».
Столы Luna от дизайнера Карин Бонжан
«Смелое заявление в формате боковых и обеденных столов, которое стирает границы между мебелью и скульптурой. Эти столы, изготовленные из трех цельных блоков мрамора, демонстрируют лучшее из бельгийского дизайна, привнося свежий взгляд в любую комнату».
Кресло Dome
Решение вдохновлено колоннами ионического ордера и элегантно сочетается с вневременным дизайном. Это творение является результатом совместных усилий Карин Бонжан и Дриса Де Мальше.
«Созданный с особым вниманием к эстетической изысканности, — рассказывает Наталья, — стул имеет мягкие элементы, которые изящно обрамляют прочную деревянную раму. Мастерство Evolution 21 проявляется в каждом аспекте конструкции стула, от выбора материалов до исполнения его дизайна».
Возврат к истокам и природным ценностям органично проявлялся в потрясающих светильниках. Обратите внимание на ротанговые изделия от промышленного дизайнера из Филиппин Кеннета Кобонпью, получившего за свою тридцатилетнюю творческую деятельность множество наград.
Или на свет от итальянского бренда Foscarini. Здесь и металл, и стекло, и работа с цветом. «Светильники Foscarini задуманы как дизайнерские объекты, которые преображают пространство: мы привносим красоту, пробуждаем эмоции».
Арт-объекты в доме — оригинальность и вариативность
Еще один дизайнер, который делился впечатлениями после живого знакомства с итальянской выставкой, — Ольга Холодова. Ольга — практикующий хоумстэйджер, член Ассоциации хоумстэйджеров, рантье с опытом упаковки квартир под посуточную и долгосрочную аренду, флиппер, победитель конкурса Scandic Style Awards 2023.
Взгляд хоумстейджера — это акцент на декорировании интерьера, поэтому Ольга обратила внимание публики на этот аспект дизайна и предложила свою версию семи топовых идей из Милана:
Место 7. Тактильность во всем, фактурные поверхности и ткани
«Уже не первый год, — рассказывает Ольга, — производители мебели уделяют внимание фактурным материалам и их сочетаниям: столы, стекло, дерево, ткани — всё это хотелось трогать, было тактильно приятным и интересным, имело нестандартную обработку».
Итак, фактуры перешли с обивок на твердые поверхности, столешницы и фасады мебели, даже если поверхности гладкие, они текстурные. Это забота о психофизическом комфорте человека.
Место 6. Лампы-грибы захватили выставку: не только свет, но и лаконичный декор
«Эффектные, графичные лампы-грибы в стиле баухауз отмечены на многих стендах. Такие лампы становятся не только источником света, но и стильным акцентом в интерьере».
Место 5. Журнальные столы образуют группировки
«Вместо одного большого журнального столика мы видим группировки нескольких небольших. Это позволяет более гибко использовать пространство и придает интерьеру динамичность. Такие группировки могут состоять из столиков разной формы, высоты и материала, что создает интересные визуальные композиции».
Место 4. Эффектный прием развески картин
«Развеска на уровне глаз сидящего словно приглашает устроиться поудобнее на диване и намекает о том, что здесь место для отдыха и расслабления».
Место 3. Ковры по-другому: многослойность, сложные формы, рельеф и цвет
Забытые ковры возвращаются в интерьеры и работают уже по-новому: здесь и многослойность, и сложность, и рельеф. Прослеживается культурный код в формах и цветах, ярко проявляется геометрия, эффектно работает ворс разной высоты.
Ковры предлагают сделать центральным акцентом в комнате: насыщенные цвета, нестандартные формы создают эффектный визуальный фокус.
Место 2. Рисунки. На мебели, текстиле и стенах
В моде вручную разрисованные шторы, фрески, художественные композиции на мебели и коврах. Вы уже слышали про стиль порно-шик? Наблюдали интерьерные сексуальные сцены в рисунках?
«Рисунки и узоры на мебели, стенах и текстиле — самый запоминающийся тренд 2024 года. Они могут быть выполнены в виде ручной росписи, граффити или сложных орнаментов. Такие элементы придают интерьеру уникальность и индивидуальность, создавая яркие акценты и оживляя пространство».
Место 1. Зеркала как арт-объект
«Зеркала в 2024 году становятся не просто функциональным элементом, а настоящими арт-объектами.
Они могут иметь необычные формы, рамы с оригинальными украшениями или быть выполнены в виде композиций из нескольких зеркальных элементов».
А так как эргономика и функциональность должны учитываться в числе первых факторов, то и зеркала приносят пользу: они становятся и полками, и вешалками.
Стенды под грифом «самые»
Модератором дискуссии была Татьяна Петрова — историк искусства, архитектурный журналист, лектор, автор курсов по истории стилей, истории и теории дизайна, эксперт по культурным ценностям Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников и культуры в области декоративно-прикладного искусства и дизайна, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров России, преподаватель и заведующая учебной частью Новой школы дизайна и искусства.
Татьяна не только ловко направляла развитие логики вечера, но и сама представила полезный обзор: она отметила самые интересные стенды по версии самого организатора выставки (salonemilano.it).
Самый «циркулярный стенд»: экономия ресурсов
Very Simple: Kitchen. Стенд был выполнен студией Давиде Фабио Колачи, которая повторно использовала элементы мебели из выставочного зала компании в Болонье.
Этот стенд отражает все более распространенное явление: воспроизводство инсталляций, участвующих в прошедших кампаниях. Это свидетельствует о желании брендов переключить внимание на вопросы переработки и устойчивого развития, включая экономическую устойчивость.
Самый «театральный стенд»: Normal для компании Gufram
Большая лестница, демонстрирующая культовые произведения пьемонтской компании Gufram SRL, была обрамлена очень высокими оцинкованными листами, диагонально размещенными так, чтобы за ними открывались две комнаты, освещенные в красный и лиловый цвета.
Самый «успокаивающий стенд»
Создала студия дизайна DWA для Pedrali. Здесь материалы и цвета давали посетителям ощущение покоя, идеально подходящее для того, чтобы отвлечься от суеты выставки.
Стенд «душа продукта»
Подготовлен миланской студией Calvi Brambilla для Door. Здесь душа представленной продукции была ключом к концепции пространства: несколько ненавязчивых элементов создавали впечатление полного погружения и безупречного дизайна.
Стенд «обращаясь к прошлому»
Дизайнер Донателло Д’Анджело спроектировал инсталляцию Hiper Poltronova, вдохновленную выставкой 1973 года, в которой принимали участие дизайнеры радикального толка.
Стенд «между прошлым и будущим»
Винсент ван Дуйсен для Мolteni&С предложил домашнюю атмосферу с отсылом к прошлому. Эта инсталляция вдохновлена 1930-ми.
Самый «фотографируемый стенд»
100 % японская инсталляция, разработанная дизайнером Taiju Yamashita, в которой пространство было заполнено плотной трехмерной сеткой из подвешенных стеклянных сфер, создающих различные фрактальные эффекты в зависимости от точки наблюдения.
Эстетика по-русски
Основной вопрос, который возникал у зрителей в нашем зале и, в общем, волнует всех дизайнеров России, остается про себя любимых: что из этого всего попадет в русский дизайн? Насколько актуально всё представленное звучит сегодня в нашем дискурсе?
62 года существует миланская выставка, и каждый год итальянские производители удивляют мастеров всего мира. Конечно, нам надо учиться работать, как итальянцы, и удивлять новинками каждый год. И мы стремительно развиваемся в этом направлении. Так, продолжает успешно развиваться глобальный проект MosBuild, недавно успешно прошедший в Москве (смотрите обзор здесь).
Посмотрим, к примеру, что предложит нам грядущая выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль», которая пройдет осенью. Организаторы позиционируют ее таким событием, в рамках которого происходят поиски русского кода через современные предметы интерьера.
Каким он будет, наш самобытный культурный русский код? Каким мы хотим его видеть? На эти вопросы нам предстоит искать ответы. И найти их всем вместе.
Осмысление событий, поиск всего лучшего, интерпретации увиденного для создания оригинального — вот ключевые выводы из профессиональных встреч такого плана. И Pro Design Club в этом смысле остается открытой площадкой для встреч и мозгового штурма: присоединяйтесь, если вы еще не с нами!
(P. S. Все неподписанные фотографии предоставлены спикерами.)
#Prodesignclub
#piterra
#isaloni2024
#русскийкод
#трендыдизайна2024