Следующая остановка в Центральной Америке — Панама. Сюда стоило приехать хотя бы ради знаменитого Панамского канала, который 10 лет назад отметил свою 100-летнюю годовщину.
Набережная-дамба Амадор
Взяв на прокат машину в аэропорту, мы отправились на местную набережную Амадор. Эта набережная представляет собой двухкилометровую дамбу, выступающую в Панамский залив и соединяющую с материковой частью четыре близлежащих острова. При создании дамбы использовались камни, выкопанные во время строительства Панамского канала. Мы приехали в самый разгар буднего дня, но мало того, что здесь почти никого не было, так еще и не работали многочисленные кафе и рестораны, а жара стояла невыносимая — по-моему, столбик термометра показывал температуру в районе 38–40 градусов, и я бы не отказалась от мороженого, которое, по идее, здесь должны были продавать. С другой стороны, место оказалось вполне романтичным: кругом вода, пальмы и ни одной живой души вокруг.
Мост двух Америк
С набережной Амадор хорошо виден Мост двух Америк, названный так не случайно, несложно догадаться, что он соединяет два американских континента. До этого моста существовали и другие мосты через Панамский канал, но все они были разводными и не удовлетворяли логистическим потребностям страны. Американцы взялись за строительство нового стоимостью в 20 млн долларов, который на протяжении 42 лет оставался главным мостом в Панаме. В 2004 году был открыт еще один неразводной Мост Столетия, занявший место главного и снявший значительную нагрузку с Моста двух Америк.
Панамский канал
Увидеть воочию этот рукотворный морской путь посчастливилось и мне. Здесь специально для туристов есть небольшая смотровая площадка, откуда желающие наблюдают за процессом перехода судов из одного шлюза в другой. Не все суда могут пройти через канал, они должны удовлетворять определённым габаритам, известным среди моряков как «Панамакс», т. е. должны быть не более 32 м в ширину и не длиннее 294 м. Но эти габариты в современном судоходстве давно устарели и для большинства судов не подходят. Поэтому в 2016 году канал расширили и ввели новые стандарты — «Новый Панамакс», в котором ширина корабля должна быть не более 49 м, а длина — не превышать 366 м. Если судно больше этих размеров, тогда ему придется огибать Южную Америку вокруг мыса Горн.
С момента открытия в 1914 году Панамский канал пропустил через себя более 1 млн судов. В свое время между Панамой и США было соглашение о том, что канал всегда будет находиться в собственности США, но в 2000 году Штаты передали Панаме право контроля над каналом. Ежедневно через канал проходит до 48 судов, средняя продолжительность прохода одного судна составляет 9 часов.
Эль-Валле-де-Антон
Этот городок расположен в настоящем кратере вулкана. Конечно, вулкан давно не действующий, иначе состоятельные панамцы не строили бы себе здесь загородные дома и не приезжали бы сюда каждые выходные, чтобы отдохнуть от суеты большого города и побыть в тишине среди природы. Сам городок не впечатлил, оказался довольно маленьким и очень уж спокойным. Посетили Дом бабочек в надежде увидеть редкие панамские экземпляры, но, признаюсь честно, все бабочки на вид оказались уже знакомыми.
Еще недалеко от города есть водопад под названием «El Chorro Macho». К нему мы тоже сходили. Сам водопад оказался маленьким и не произвел особого эффекта, а вот бассейн с прохладной водой чуть ниже по течению порадовал возможностью освежиться и поплавать в свое удовольствие.
Парк Натураль Метрополитано
Это заповедный кусочек дикой природы на территории Панама-Сити, всего в 15 минутах езды от города. Меня, как биолога, всегда тянет в джунгли, поэтому пропустить это место я просто не могла. В парке несколько маршрутов, гуляя по которым можно встретить местных лесных обитателей и полюбоваться видами на столицу с её небоскребами со смотровой площадки.
Из обитателей чаще всего попадаются носухи, это такие родственники енота, не менее любопытные и везде сующие и без того свои длинные носы.
Но самым приятным для меня сюрпризом оказался ленивец, которого хоть и издалека, но все же встретили во время нашей прогулки по парку. Это был полный восторг, еще больший, чем от Панамского канала. Раньше я и в зоопарках не встречала этого животного, а тут — в естественной среде. Жалко, что фотография на телефон издалека очень нечеткая, но какая уж есть, прошу понять и простить.
Колон
Еще один город, который мы посетили в рамках поездки по Панаме. Колон является вторым важнейшим портом страны, контролирующим Панамский канал. Кроме этого, здесь находится вторая по величине после Гонконга зона свободной торговли, дающая льготы и налоговые послабления в ряде случаев. Однако особых туристических достопримечательностей мы здесь не нашли, обычный портовый город, местами довольно шумный.
Ещё о странах Латинской Америки: