В начале XX века Китай был местом, где концентрация интересов великих держав достигала максимального значения. Попыткой как-то утихомирить толкание локтями и перейти к совместной работе стало создание так называемого «Китайского консорциума».
Во многом его появление – заслуга банкира HSBC и позднее директора Банка Англии, сэра Чарльза Стюарта Аддиса. Консорциум возник в 1911 году, когда банковские группы Британии, США, Германии и Франции объединились для кредитования железнодорожного строительства в Китае. Группу возглавил проводивший переговоры с другими сторонами Аддис.
Характерно, что толчком к Синьхайской революции послужила именно национализация маньчжурским правительством двух крупных железнодорожных компаний, акционерами которых были многие представители имущих слоёв южного, более развитого и «делового» Китая. В обмен на передачу управления дорогами Консорциум соглашался предоставить кредиты для строительства новых линий в центральном Китае.
Недовольство в ряде южных провинций быстро переросло в восстания с требованиями ликвидации монархии и часто даже независимости (вот такие единые и монолитные ханьцы), а их жестокое подавление только подстёгивало новые. В этих событиях важную роль играл Сунь Ятсен, основавший в 1894 на Гавайях (тогда марионеточном государстве США) организацию Синчжунхой – предшественницу Гоминьдана.
Впрочем, победителем вышел цинский генерал Юань Шинкай, который сумел как свергнуть монархию, так и заставить Юг признать его законным президентом нового государства. Юань и его Бэйянская Клика пользовались поддержкой большинства участников Консорциума, в том числе присоединившейся в июне 1912 России, которой передали славный великими полководцами Урянхайский край.
Но только не Америки, вышедшей из предприятия в апреле 1913, после того как Вильсон осудил Консорциум за империализм. И отнюдь не случайно это произошло незадолго до второй революции летом 1913 – неудачной попытки свержения Бэйянской Клики частью офицеров и элит южных и юго-восточных провинций во главе с Сунь Ятсеном. На первых порах, как и во время тайпинского восстания, надежды американцев глубже проникнуть в Китай опираясь на недовольство более обеспеченных южан полу-колониальным режимом обернулись крахом.