Они – сыны северной тьмы, властелины ледяного царства Блаширх и одна из самых бескомпромиссных блэк-метал групп на планете. Immortal из Бергена на протяжении 24 лет были братством, скрепленным творческой связью гитариста и автора текстов Демоназа и фронтмена Аббата.
Из-за проблем со здоровьем Демоназ был вынужден отойти от дел на десять лет, но даже после своего возвращения в 2013-ом не смог предотвратить громкий раскол группы. Спустя два года Аббат покинул Immortal, и Демоназу пришлось вновь собирать группу, взяв на себя роль вокалиста. В преддверии выхода нового альбома “War Against All” мы расспросили Демоназа о прошлом, настоящем и будущем Immortal.
- Твой переезд из Бергена в деревню в 2019 году как-то повлиял на твоё творчество? (Аделина Рэйвенрайт)
- Когда я жил в городе, то постоянно хотел оттуда сбежать. Мне нравится городская жизнь, но на природе я чувствую себя свободнее. Там, где я живу сейчас, кругом горы, на вершинах лежит снег. Я у подножия ледника, где мы снимали клип “All Shall Fall”. Так что писать музыку для Immortal здесь очень легко.
- Назови главное достижение Immortal и самый большой провал. (Дастин Брэнд Миллер)
- Самым большим достижением стало возрождение группы. На “All Shall Fall” [последнем альбоме Immortal с Аббатом, вышедшем в 2009 году] чувствовалась невероятная энергия, но потом мы зашли в тупик и не могли найти выход. Мне пришлось вернуться к истокам и вспомнить, что эта группа значила для меня и Аббата в самом начале.
А самой большой ошибкой был уход от Питтена [легендарного продюсера раннего блэка] и студии Grieghallen. Мы решили записать альбом “Blizzard Beasts” [1997] в другой студии [Sigma, также расположенной в Бергене], надеялись, что это пойдёт на пользу звуку, но в итоге столкнулись с продюсером, который не понимал, чего мы хотим.
- Чем тебе так нравился Питтен как продюсер?
- Он воспринимал нас всерьёз. Я как-то спросил у него, можем ли мы записать акустическую гитару в подвале, потому что там, на лестнице, была особенная акустика. Он ушёл, вернулся со стометровыми кабелями и сказал: “Да, пошли запишем!” - вместо того, чтобы просто накрутить реверберации.
Он стремился к естественному звучанию, не хотел злоупотреблять эффектами. Например, соло в “The Call Of The Wintermoon” [с дебютного альбома “Diabolical Fullmoon Mysticism”, 1992] я записывал прямо на сцене концертного зала. Питтен был готов на всё, чтобы воплотить наши идеи.
- Каково это было – быть частью блэк-метал сцены в начале 90-х? (Карл Блепп)
- Мы общались с Mayhem и другими группами. Это было настоящее андеграундное братство. Мы тогда не подозревали, во что всё это выльется, просто занимались любимым делом. Нам было ничего не страшно. Мы следовали своим инстинктам, не оглядываясь на других.
Помню, как мы играли в Дании в 1993-ем, это был тур “Fuck Christ” с Rotting Christ и Blasphemy – первый блэк-метал тур в истории. На концерт пришло человек сорок. В тот вечер Immortal были хедлайнерами. Мы с Аббатом перед выходом на сцену сказали друг другу: “Давай порвём их к чёртовой матери! Будем представлять, что перед нами пятнадцать тысяч!”. В итоге мы трижды выходили на бис, потому что публика была в полном восторге. В следующий раз, когда мы приехали в Данию, в зале негде было яблоку упасть. Вот такое тогда было отношение к делу.
- Ты общаешься с Аббатом? (Люси Дуайер)
- Давно не общались. Около года назад созванивались. Не думаю, что между нами есть какие-то проблемы. Скорее, неприятный осадок остался после распада группы. Но с тех пор прошло уже десять лет, мы все двинулись дальше. В конце концов, нас всегда будет связывать музыка.
- Насколько сильно Immortal отличается от твоего сольного проекта Demonaz? (Xenomarc)
- Это абсолютно разные вещи. Сольный альбом я записал в период с 2003 по 2007 год, когда Immortal взяли паузу. Мне всегда хотелось сделать что-то в духе “Blood On Ice” Bathory [концептуальный альбом 1996 года] или Manowar – что-то пропитанное духом старого тяжелого метала. Но это не имеет никакого отношения к Immortal.
- Если бы по вселенной Блаширх сняли фильм, кто бы стал режиссёром? (Эйден Мастерс)
- Фрэнсис Форд Коппола. Или, может быть, кто-то, кто смог бы объединить эстетику фильмов ужасов с размахом Питера Джексона. Меня часто спрашивают о возможности экранизации или написания книги по мотивам наших текстов. Мне даже предлагали поучаствовать в подобных проектах. Но Блаширх принадлежит только Immortal. Это наш уникальный мир, и мы не хотим его ни с кем делить.
- Тебе нравится, как эволюционировал блэк-метал? (Крис Стюарт)
- Многие группы сильно изменили своё звучание, но лично я не вижу в этом смысла. Я не хочу, чтобы Immortal стали более прогрессивными или современными. Я стараюсь найти баланс между классическим звучанием и свежими идеями. Иногда намного сложнее добиться нужного звучания, чем написать саму музыку.
- Какой у тебя самый яркий воспоминание о гастролях? (Ханна Уэбб)
- Помню, как-то раз мы играли в Германии. Мы с Аббатом должны были выйти на сцену с противоположных сторон, но у меня не работала гитара, а нога запуталась в проводах возле пульта. Я стоял как вкопанный, пытаясь распутаться, а Аббат продолжал петь. Играли только бас и ударные. В конце концов, я выпутался и сделал вид, что ничего не случилось. Но через какое-то время пропали ударные. Мы подняли головы – а Хорга [барабанщик Immortal] за установкой нет! Он как-то умудрился упасть. Это был наш “This is Spinal Tap”!
- Правда, что у тебя однажды украли кота? (Бекс Эклс)
- Да, было дело. Я купил дом в городе, и там уже жил кот. Однажды он пропал. На двери я нашёл записку, в которой говорилось, что я плохо обращаюсь с животным, и если хочу, чтобы кот вернулся, то должен измениться. Но дело в том, что я его буквально что приютил! Когда кот вернулся, оказалось, что ему ещё и ножом в живот ударили. Пришлось вести его к ветеринару. Кот выжил и прожил ещё четыре года. Эта история даже в газетах была.
- Сколько денег ты потратил на грим за всю свою карьеру? (Джим Прджит)
- Больше, чем ты.
- Как ты справился с тендинитом? (Сэм Салфелд)
- У меня были проблемы с левой рукой, но потом оказалось, что дело в плече. Мне сделали операцию, сшили разорванную мышцу. После этого пришлось ещё два года восстанавливаться. Всё это время я не мог играть на гитаре, это был кошмар. Хуже всего пришлось во время работы над альбомом “Damned In Black” [вышел в марте 2000 года]. Я уже думал, что никогда не смогу вернуться к музыке. Это отразилось на настроении альбома. Но потом мы взяли себя в руки и написали “Sons Of Northern Darkness” [2002]. Мы были полны энтузиазма и были готовы горы свернуть.
- Тебе нравится быть фронтменом Immortal, или ты предпочёл бы вернуться к роли гитариста и автора песен? (Том Дэвис)
- Хороший вопрос. Я всегда писал тексты, держа в голове материал песен, так что для меня это вполне естественно. Если честно, я никогда раньше об этом не задумывался.
- Какую музыку ты слушаешь, помимо метала? (AIndedark)
- Мне нравится музыка из фильмов про Конана, а ещё “Concerning Hobbits” Ховарда Шора. Он гений. Вообще, я предпочитаю музыку с тёмной атмосферой. Если я хочу расслабиться, выпить виски, то могу поставить старый альбом Фрэнка Синатры, но только если он наполнен печалью.
- Таяние ледников как-то повлияет на звучание следующего альбома Immortal? (Элефтериос Панцацис)
- Это заставит меня работать ещё усерднее, чтобы донести до людей, насколько важно чувствовать связь музыки с природой. Следующий альбом обязательно отразит эту проблему. Он должен быть ещё лучше, потому что я должен напомнить людям, что такое настоящая, дикая природа.
- Immortal когда-нибудь вернутся к концертной деятельности? (Дэвид Лонг)
- Честно говоря, у нас не было времени это обсудить, но возможности есть. Нужно согласовать наши планы с Ice Dale из Enslaved и Кевином [Кволе] из Gaahls Wyrd, которые участвовали в записи альбома. Если у нас получится всё организовать, мы обязательно отправимся в тур.