Какая идея живет внутри вас? Кто поместил вам ее в ваше подсознание?
Фильм "Начало" показывает архитектуру травмированной части психики и ее хаотичную часть в бессознательном.
Здоровая психика использует законы логического мышления.
Травмированная психика не может этого делать в силу естественных причин. Фильм показывает как герой восстанавливает эти связи и приходит к целостности.
Логика от греческого logos – рассуждение, разум – исследует структуру мышления, и раскрывает структурные закономерности.
То есть формирует связи между суждениями и понятиями. В математике, физике логические правила и условия. В философии законы истинности и ложности.
Закон тождества
Содержание и объем мысли постоянны и определены в процессе рассуждения о предмете.
Это выражается как А = А (А суть А).
Если мы рассуждаем о чем-то, то не должны подменять одни понятия другими, удерживая их суть и содержание.
В фильме это происходит с восприятием психикой образа жены Кобба.
Закон противоречия
Условие истинного познания требует непротиворечивости мышления.
То есть рассуждая о предмете, нельзя одновременно утверждать и отрицать в одном и том же отношении. Так оба суждения лишаются смысла и наступает хаос.
Это проявляется когда на разных уровнях сна возникают другие образы, которые не были внесены в архитектуру, и разрушают ее.
Закон исключения третьего
Работает при соблюдении первых двух.
Вещи и их свойства присущи им, изменяются, развиваются и существуют независимо от нашего знания о них и об их объективном изменении.
И мы не можем рассуждать о предмете двусмысленно или туманно.
В процессе размышлений необходимо доводить дело до определенного утверждения или отрицания.
Истинным будет только одно из двух отрицающих друг друга суждений.
Придется делать выбор из двух отрицающих друг друга суждений.
Законом исключения третьего исключается истинность третьего суждения, кроме того, к которому удалось прийти.
И одно из них должно быть непременно истинным.
Закон не указывает какое суждение истинно, но определяет истинное суждение в пределах этих двух, а не какого - то третьего.
Это выбор.
Герой отказывается от множества суждений и вариантов развития событий. Выбирая один путь.
Признание вины и принятие смерти жены дает восстановление логике событий. Волчок перестает крутиться в момент выхода из травмы.
Он приводит Кобба к целостности психики. Соединяя травмированную и здоровую часть, давая возможность признать реальность.
Закон достаточного основания
Определенность, последовательность и непротиворечивость мыслей самих себе дает надежную опору в дальнейшем познании действительности и повседневной практической деятельности.
Важным условием правильного мышления является свойство доказательности.
В процессе рассуждения достоверными следует считать лишь те суждения, относительно истинности которых могут быть приведены достаточные основания.
Это есть реальное восприятие действительности. Доказательство действительно существующих вещей.
Тот самый момент, когда Кобб увидел лица своих детей.
Момент выхода в новый опыт. Перемены наступили. В жизни что-то поменялось, потому что внутри поменялось восприятие реальности.
Так работает психотерапия. Выводит человека из боли, хаоса в структуру и радость жизни.
В фильме этот момент возвращения к реальности,когда Кобб видит лица своих детей. Боль уходит. Приходит светлая грусть и радость жизни.
Психоанализ фильмов это такая психоаналитическая работа, которая позволяет расширить границы своего внутреннего контейнера.
В фильме показывается столкновение травмированной части психики главного героя с психическими защитами.
Архитектура этого состояния показывается как многослойная структура сна. Сны это доступ к бессознательному.
То, что пережил главный герой помещается психикой на самый нижний уровень его подсознания под запретной кнопкой лифта.
И это есть ядро травмы.
Лишь разрешив себе отпустить прошлое, герой выходит из самого нижнего уровня погружения в бессознательное и возвращается в реальность.
Центральная идея борьбы в фильме разворачивается ради жгучего желания вернуться домой и увидеть лица детей.
Сильное чувство вины выгнало главного героя из дома и из осознанного восприятия реальности, заставив скитаться по уровням своего подсознания. Он изгнанник, мученик, исцеляющийся тогда, когда вина признана.
Вернуться к детям в свой дом, то есть вернуться к себе – осознанное желание. Возникшее бессознательно или внедренное в разум психоаналитиком.
Борьба с механизмами защиты внутри психики всегда ожесточенная, когда есть тяжелая травмирующая ситуация в прошлом.
Но момент излечения постепенно становится доступен главному герою.
Ариадна это тот образ здоровой части психики, новая растущая Анима взамен агрессивного и доминирующего образа жены.
Она чувствует вину и стыд героя, выдерживает их. И так завоевывает его доверие.
Это работа психоаналитика, который внедряет идею и дает Коббу Ариадну в помощь.
Ариадна обладает логикой и поддерживает героя. Она видит возможности и может расширять и менять пространство.
Делать то, что психика героя делать ранее не могла. В травме человек застревает в одной точке. И не может сдвинуться дальше.
Поэтому главный герой обращается с просьбой скрыть новое пространство от его сознания. Старые психические защиты травмы не дадут просторить новые нейронные цепочки.
Столкновение Ариадны и проекции его жены символично.
Образ жены это негативная Анима, которая призывает отказаться от детей и жить вместе до старости в мертвом пространстве.
Исцеляющая логика Ариадны проникает в святая святых подсознания и требует от Кобба перемен.
Это обучающая часть психики главного героя: смотри, можно так и так складывать пространство, можно придумывать новые ходы, прогнозировать и развивать, делать по-другому. Это и есть новый опыт для травмированной психики.
“Я не могу без этого” – чистое творчество и говорит о том, что Ариадна возвращает главному герою авторство его жизни через динамическое многомерное развитие его подсознания.
Кобб это исследователь. В фильме он исследует по зданию корпорации, но на самом деле это исследование своей собственной психики и своей травмы.
Мы видим как герой погружается глубже и глубже, а защиты становятся сильнее и сильнее.
Но дойдя до самого дна, простившись с проекцией жены и вернув себе свой Анимус из забвения, Кобб восстанавливает свою психическую целостность.
После гибели жены Кобб утратил свою энергию жизни, заместив ее движением к смерти.
Как научно установлено, уровень стресса при смерти супруга по клинической шкале стресса 100%.
Но теперь у него есть Инь и Янь, Анима и Анимус и энергия Либидо возвращается в прекрасный салон самолета, знаменуя движение к жизни.
Очень символичен проход через таможню как переход из травмированной части психики в здоровую.
Символически получив штамп в паспорт под одобряющий взгляд Арианды, Кобб прошел таможню своего подсознания и оставил прошлое в прошлом.
Он вернулся домой, вернулся к себе.
Приглашаю студентов, тех, кто проходит переподготовку по психологии на обучающий курс по развитию практических навыков работы с трансферными реакциями: переносом и контрпереносом.
Это навык, который поможет вам лучше понимать своих клиентов и давать им в разы больше пользы.
Занятия практической направленности, методологическая основа европейских и американских школ аналитической психологии.
Информация здесь
Также приглашаю в практическую группу по обучению работе со сновидениями. Занятия практической направленности.
Обучаю навыку работы со сновидениями на основе методологии разработанной европейской ассоциацией.
Информация здесь
Записаться на консультацию в ТГ
© Афанасенко Ольга, аналитический психолог
Все соцсети и мессенджеры на сайте В17 в моем аккаунте
https://vk.com/olha_afanasenko