Найти тему

Разбор пары ДТП на столичном велопараде 24 мая 2024

Многие видели выложенный в сети ролик с лобовым столкновением самокатера и велосипедиста https://vk.com/video-75058601_456239548?list=263e2fc50fa669d36b

Эмоции после просмотра зашкаливают и кажется, что на все 100% виноват только самокатер, который зачем-то полез на велопарад. Но так ли это?

Самокатер движется навстречу по второй полосе и сразу возникает логичная мысль, что он специально хотел устроить столкновение. Обычно, если едут по встречной полосе, то прижимаются к обочине правого края. А здесь движется по середине дороги. Очень странно.

В тоннеле велосипедисты раскатывают и идут минимум 25 км/ч. На прокатном самокате ограничение скорости, но 20 тоже есть и суммарная скорость выходит 45-50 км/ч. В здравом уме кто-то захочет специально столкнуться на такой скорости, да ещё и не имея преимущество? Нет. Но дело в том, что самокатер и не ожидал никого встретить перед собой.

Особенностью этого велопарада было то, что стартовал он по какой-то причине по одной правой стороне проезжей части и только где-то к середине первого круга начал раскатывать по обе стороны.

Садовое перекрыли заранее и перед стартом велопарада по нему можно было покататься. Самокатер видит, движения по его стороне нет. Значит, можно с ветерком погонять посередине дороги, как поступило бы немало тех, кто не имеет навыка безопасного движения по проезжей части. А тут группа подростков ломит навстречу, один из которых ещё и на заднем колесе наяривает.

По своему скромному опыту скажу, что на электросамокате такого конструктива затруднительно совершать резкие маневры. Есть, конечно, умельцы дрифта, но это не наш случай. Куда самокатеру деваться? Влево — непривычный манёвр, вправо — можно получить колесом в лоб. Вот он и вламывает в середину потока. Ситуация возникла такая — с высокой вероятности в кого-то влетит, но в кого?

Если бы попался велосипедит под 100 кг, то тут для самокатера всё могло сложиться тоже печально. Но произошло столкновение с подростком, к езде которого настало время внимательно присмотреться.

На видео видно, что подросток едет в расслабленном состоянии в пассивной посадке и смотрит по сторонам. Это кажется логичным. Велопарад же, что тут может произойти?

Ты едешь в потоке велосипедистов со скоростью порядка 7 метров в секунду! Посмотрел вбок, посмотрел под колёса своего велосипеда, затем опят вбок. Да он минимум 3 секунды не смотрел на дорогу! Ехал 20 метров с закрытыми глазами. В результате у него даже попытки притормозить или отвернуть не было. Как ехал, так и влетел. А самокатер, хотя и «прощелкал» встречку в условиях ограниченной видимости, но дальше всё видел и группировался.

В данной ситуации подросток виноват в том, что двигался опасным образом, да ещё и без велошлема. Но опасность состоит не только в этом, а в том, что так ездить привыкаешь. Без защиты, на красный свет, по зебре, по встречке и т. д. А когда возникает опасная ситуация, то с высокой степенью вероятности сработают заученные на уровне мышечной памяти и сознания рефлексы. После этого говорят — да это была чистая случайность. Нет, это была закономерность и привычка.

С подростками всё понятно, а могут ли чудить взрослые? Могут, что наглядно показывает другой общедоступный пример. Смотреть с 20-й секунды https://youtu.be/zG9BNUNE4M0

Здесь тоже кажется, что на 100% во всём виноват только велосипедист, который решил блеснуть "мастерством" и расслабиться с камерой в руке.

По характеру езды, виляний и отсутствию велошлема перед нами неопытный велосипедист высокого роста, да ещё и с увесистым рюкзаком килограмм на 10-15, который хорошо сместил центр тяжести вверх. Он оценивает обстановку и считает, что по дистанции и вокруг все хорошо и можно смело поснимать на камеру. И совсем не думает, что накат у него даже чисто по массе больше. Но посмотрите, кто едет перед ним. Ещё один неопытный велосипедист. А если этот испугается и даст по тормозам? Об этом преследователь не думал. Он думал о том, как сделать четкий "shorts", полностью переключив внимание на это. А когда снова возвращается на дорогу, то понимает, что нужно что-то срочно делать. Скорость невысокая и отвлекся на секунду, а уже возникла опасная ситуация.

Был у меня случай, когда ехали на примерно такой же скорости по коттеджному поселку. Дорога асфальтированная, но не увидел лежачего полицейского и за пару метров до него обернулся назад так, что на руле оставалась только правая рука. Получаю удар в руку, но за счет навыка стабильного хвата рука сгибается в локте и удерживает руль. Иначе бы летел в таком же духе.

На видео впечатление такое, что мужчина держат пальцами руль не в замке, а обезьянним хватом, когда все пальцы сверху его обжимают. И как в таких условиях тормозить? Если он попытается достать пальцами рукоятку тормоза, то с высокой вероятностью руль выбьет из ладони. Поэтому он пытается подключить левую руку. А на ней-то камера и тут нужно ещё ухватиться так, чтобы дорогой "гаджет" не полетел с руки в асфальт. Всё в сумме и привело к роковому вилянию.

В таких ситуациях даже пара пальцев одной руки на рукоятке тормоза недостаточно.

А то, что женщина ехала без велошлема — это как расценивать? Опасная езда? Безусловно. Ехала в высокой комфортной посадке с прямыми руками. Из них выбивает руль и всё. Да и рефлекс сработал не тот - вместо группировки дала резко по тормозам, по инерции слетает с седла, навыка езды вне седла нет и остаётся только одно - решать проблему ногами, что крайне опасно, как мы видим.

Если у человека не развит навык группировки при падении, то с высокой степенью вероятности он по инерции ударится головой о землю. Даже на скорости 1 км/ч можно так упасть, как совсем не хотелось бы. Вот тут действительно ей очень повезло.

Впереди ночной велопарад 6 июля. Есть над чем подумать.