Прочтём потом, что о нём Кира Долинина запоёт. А пока, в начале статьи 2010 года она пишет:
«Александр Дейнека <…> не просто один из главных советских художников, а именно что первый советский художник» (http://loveread.me/read_book.php?id=100990&p=68).
Я что сделаю? Дочитаю до первого именования какой-нибудь картины, и, если я её ещё не разбирал, разберу и ещё раз докажу, что он только по времени художник советский.
Под советскостью я буду понимать именно время, ибо советы очень скоро после своего появления утратили реальную власть, ибо та перешла к партноменклатуре.
Так. Названий нет. Есть темы. Футболисты – первая. – Поехали.
Поставил картинку в текст, а анализировать не хочется. Почему? – Противная картинка. И – зачем анализировать интуитивно противное?..
Вообще, хорошо анализировать интуитивно приятное.
Я, наверно, неплохо смотрелся в тот миг…
Ехал покупать двусторонний бандаж из-за новой паховой грыжи. На первом кресле от передней двери автобуса (там места для стариков). Был яркий солнечный день, пронизывающий автобус через переднее лобовое стекло. Я щурился и так маскировались мои огромные бланши под глазами из-за лекарств и оттопыренное вниз веко после семи уколов в глазное яблоко. Я щурился и получалось, что я улыбался глазами. А губы у меня сами в естественном положении как бы улыбаются. Ну и кожа лица, как у молодого – я её не мою мылом. Плюс убойные белые усики белогвардейского адъютанта его превосходительства. В тот день я был чисто выбрит, что не каждый день бывает последние десятки лет. И вообще лицо было стильным – двухцветным, как у Деда Мороза: волосы белые, лицо загорелое.
На одной остановке через переднюю дверь влетела стайка из трёх каких-то однокалиберных девушек. Я мигом оценил, какая самая красивая и впился в неё взглядом. Она успела заметить мой выбор и ответила улыбкой. – Ну сколько всё заняло времени, пока они прошли вглубь автобуса? Ну полторы секунды. Ну две… Для выхода ТА выбрала опять переднюю дверь, хоть принято выходить с задней. Подошла до остановки движения и проявила инициативу – улыбнулась мне. Я успел ответить, хоть она уже отводила взгляд, чтоб не получилось нескромно. Но она ответ заметила, не смогла с собой совладать и опять взглянула и опять улыбнулась. Я отвечаю. Она отводит взгляд. Я её рассматриваю всю и замечаю на поручне руку с огромными ногтями, лакированными белым лаком. «Посмотри!» - велю мысленно (а разговаривать на их языке я не умею…). Она на меня смотрит. Я ей показываю на свои ногти, указываю на её ногти и с ужасом прикладываю ладонь к своей щеке. Она напускает на лицо достоинство, мол, не цапай кошку лапой. Потом машет мне пальчиками и сходит. – А мне жаль: я ж разучился определять возраст девушек.
А противность картины научился.
От данной картины веет приспособленчеством, нарочито плохо прикрытым.
«Во второй половине 1930-х годов борьба с религией заметно ослабела. Центр тяжести был перенесен на хозяйственно-экономическую сферу, с одной стороны, военно-спортивную работу — с другой» (https://pikabu.ru/story/otnoshenie_sovetskoy_vlasti_k_religii_19171939_godyi_9543051).
Может, Дейнеку над счесть реалистом тут? Он же почуял в социуме то, что ещё чуть начиналось? – Но реалист безэмоционален, ему истина – идеал. А Дейнекак, ого, как эмоционален. Он ненавидит все деяния большевиков. И против веры направленные, а на внедрение спорта в быт народа.
Без увеличения ещё мерещится, что на церкви есть золотой крест. Так работает человеческая память: сравнивает с образцом, хранящимся в ней, и влияет, наверно, на результат сравнения. Но на большом увеличении видно, что креста там нет.
Это по меньшей мере объективно не красиво и, значит, плохо сделала власть и поведшийся на пропаганду народ.
А футбол, судя по грубости мяча, тоже эмоционально отвергается художником. - Грубая это игра, мол. Вообще спорт. Нечто низменное и не относящееся к самосовершенствованию человека, что начертано на их знамёнах. Самим стилем аппликации, применяемым для корёжения натуроподобия в декорациях и примитивизме, выражается негативное отношение художника к советской действительности. Особенно же - статикой, в пику официально исповедуемой динамике, которая согласовывалась бы с новизной общественного строя, альтернативного капитализму..
"Остановка всякого движения подчеркивается явным, где-то даже в ущерб правдоподобию, отсутствием диагоналей" (https://ar.culture.ru/ru/subject/deyneka-aa-futbolist-1932).
Что-то мне шепчет, что Кира Долинина опять прибегла к смысловой инверсии в хвалебных тонах слов: "главных", "первый".
Что говорит биография?
"…полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению".
"…в 30-е годы писал в письме жене: «Я всё вижу, я всё понимаю, а если бы не ты, – я бы пустил себе пулю в лоб»"
Его называли "модернистом" (https://vk.com/wall-51696045_108734).
А что выражает модернист? - Крайнее неприятие окружающей действительности. Та в СССР была официально против мещанства. Значит, идеал Дейнеки было мещанство.
10 июня 2024 г.