Станислав Говорухин, режиссёр культового фильма, выпустил своё творение на экраны более сорока лет назад, и оно сразу вошло в пантеон лучших произведений советского киноискусства. Основанное на романе братьев Вайнеров «Эра милосердия», кино не могло вписаться в заданные рамки кинопроизводства по объёму материала. Говорухину предстояло нелёгкое задание: сократить сценарий до приемлемого минимума, сохранив при этом мощь и содержание оригинальной истории.
Когда готовый фильм представили председателю Гостелерадио СССР, Сергею Лапину, он выразил недовольство концовкой. Решение было обоюдным - финальную часть пришлось переснимать в срочном порядке, чтобы соответствовать требованиям начальства.
Итак, какие эпизоды были вырезаны из фильма, и каким был первоначальный финал, который все же не вошел в окончательную версию?
Переживания создателей фильма часто остаются за кадром, а зрители получают лишь итоговый вариант. В случае с этим фильмом, аудитория не была готова к тому, что увидит лишь пять из семи подготовленных серий, что означало, что два часа ценного экранного времени были бесповоротно утрачены.
Фильм первоначально содержал подробные фрагменты о фронтовой жизни Левченко и Шарапова. Пилотная версия начиналась с драматичной сцены: Левченко и Шарапов возвращаются с поля боя, промокшие до нитки, неся на себе раненого товарища. Ощущение реализма усиливалось тем, что актер Павлов, воплотивший Левченко, недавнее перенес воспаление легких, что добавляло сцене дополнительной выразительности.
Значительное количество откровенных сцен с участием Шарапова и Вари Синичкиной также было удалено. Зрителям не предоставилась возможность насладиться моментами их танцев, объятий и даже тем, как они лежат под одним одеялом – эти сцены добавляли бы большей эмоциональной глубины отношениям героев.
Станислав Говорухин, обладая выдающимся режиссерским мастерством, предугадал, что такие эпизоды неизбежно подвергнутся монтажу. Его прозорливость позволила ему оставить в картине наиболее важные сцены, которые удалось сохранить и донести до зрителя.
Финальная сцена, когда Шарапов находит Варю с младенцем на руках, запомнилась многим как символ теплоты и завершенности. Однако изначально концовка должна была быть трагической: Варя погибает от рук бандитов. Этот вариант не удовлетворил товарища Лапина, и концовка была спешно переснята, что и спасло фильм от трагического финала.
На этом всё, друзья! Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Буду благодарен за лайк и репост. Также пишите комментарии - это позволит улучшить качество материала и готовить ещё более интересные темы для вас.
С увaжением, автор канала.