Найти в Дзене

Невербальные приемы диалога: как добиться того, чтобы вас хотели понять и понимали

Оглавление

Возможно, это вас удивит, но только от 17 до 23 процентов информации усваивается благодаря вербальному каналу общения – то есть проговариванию и восприятию слов. Всю остальную информацию за нас «произносит» тело. Наша поза, жесты, мимика, интонация, тембр и громкость голоса. Наше положение тела относительно другого участника диалога.

Но мы-то хотим донести смысл, и потому стараемся вложить его в максимально точно отражающие его слова. И ожидаем, что собеседник в первую очередь извлечет из них именно смысловую составляющую. И ошибаемся! Потому что в первую очередь он воспринимает не ЧТО сказано, а КАК сказано!

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Громкость и интонация речи

Способ донесения послания может полностью исказить его первоначальный смысл. Вот почему, если вам действительно важно донести смысл своего обращения до собеседника (кто бы это ни был – муж, жена, пожилые родители, ребенок, родственник, продавщица в магазине или коллега по работе), никогда не повышайте голоса и не говорите раздраженным тоном.

Такой тон просто убьет все конструктивное содержание вашего обращения и заведет диалог в тупик. Вместо того, чтобы развивать мысль дальше общими усилиями, искать общее решение какой-то задачи или проблемы, ваш собеседник будет поставлен в оборонительную позицию. В которой ему и останется только одно – оправдываться и защищаться. Любые ваши слова, если вы «давите» интонацией, воспринимаются либо как «директива» (ты должен сделать это!), либо как угроза (я сделаю тебе больно, если ты не выполнишь мое требование), либо как уничижение (я – великий обращаюсь к тебе-ничтожеству, хотя не испытываю от этого никакого удовольствия, потому что превыше всего ценю интересы дела).

👉 Нападающая интонация, безапелляционный тон высказывания – кратчайший путь к разрыву коммуникации. Разве вы к этому стремитесь, вступая в диалог?

Никогда не говорите таким тоном с детьми. Ведь они в первую очередь усваивают информационный посыл через интонацию. Добрый, ласковый голос – значит, меня любят, хотят поддержать, заинтересовать, попросить. Злой, агрессивный голос – значит, меня не любят, я плохой.

Не повышайте голоса, когда говорите с любимыми людьми. Крик сначала ранит, а потом убивает любовь.

Неприемлемо говорить на повышенных тонах с начальником или подчиненным, потому что субординация не позволит поставить вас на место, равно как и вы не сможете сделать этого в отношении собеседника, и разговор зайдет в тупик, оставив неприятный осадок у обеих сторон.

Поза и жесты во время диалога

Любой человек интуитивно «считывает» информацию, которую сообщает язык тела. В архетипах бессознательного закрепилось восприятие «открытой» и «закрытой» позы. Открытая поза – это свободные руки, распахнутые объятия. Человек в открытой позе собственным телом сообщает: «я открыт перед вами, не держу в руках ничего опасного, я не принесу вам вреда, я пришел к вам с миром».

👉 Закрытая поза (скрещенные руки и ноги) говорит о недоверии или страхе собеседника. Если человек со скрещенными на уровне груди руками говорит, что «очень вам рад», это неправда. И мы это безотчетно понимаем.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Не совершайте такой ошибки, если хотите расположить к себе собеседника, вызвать его доверие. Чтобы вам верили, язык тела должен точно соответствовать вербальной информации, фактически дублировать ее.

Большую роль в диалоге играет и положение ног. Ногам уделяется огромное значение в китайской традиционной культуре. Например, если человек сидит в позе нога на ногу, а подошва его обуви направлена на другого человека, тот имеет право обратиться к официанту с просьбой сделать ему замечание. Если такая просьба не возымеет действия, охрана может вывести наглеца из заведения. Дело в том, что подошва, стопа воспринимается в китайской медицине как орган, который передает земле отработанную, негативную энергию. Поэтому обе ноги должны стоять на земле, и уж тем более ни одна из них не должна быть направлена на другого человека, чтобы негативная энергия не была передана ему. Направленная на другого человека стопа - грубейшее этическое нарушение.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Тембр голоса и мимика в диалоге

Тембр голоса – природная данность. Такая же, как цвет радужки или дактилоскопический рисунок на подушках пальцев. Он может быть высоким, резким. Либо невыразительно-бесцветным. Или низким, завораживающим, бархатным.

👉 Ученые изучали влияние тембра голоса на успехи коммуникации в сфере рекламы и маркетинга. Было доказано, что люди с низким бархатистым тембром голоса более успешны в переговорах и продажах.

Поэтому многие французские и итальянские компании нанимают на работу потенциальных переговорщиков с более низким тембром голоса.

Но если тембр голоса произвольно изменить вы не сможете, то над мимикой можно и нужно работать. И это вовсе не значит, что к лицу нужно намертво приклеить «дежурную улыбку», тот самый знаменитый американский «смайл», когда губы растянуты, зубы сверкают, а глаза не выражают никаких положительных эмоций.

Нет, не нужно наигранных эмоций. Достаточно научиться хоть немного контролировать мимические проявления своей реакции на речь собеседника. Если вы слушаете его с бесстрастным, «непробиваемым» лицом, это мешает успеху коммуникации. Ваша мимика должна следовать за диалогом и обогащать его. Не бойтесь улыбнуться, рассмеяться, когда собеседник хотел вызвать именно такую вашу реакцию. Уместно округлить глаза, приподнять брови и приоткрыть рот, если вы удивлены.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Мимически богатый диалог улучшает качество общения и способствует установлению взаимопонимания. Ведь ваш визави убеждается в том, что вы испытываете именно те эмоции, которые он и хотел у вас вызвать.

Комфортная дистанция для диалога

Большое значение имеет и расстояние между участниками разговора. Обычно дистанция устанавливается интуитивно и не нарушает зоны комфорта обоих.

Интересно, что у разных народов существуют свои представления о правильной и приличной дистанции. Минимальная дистанция - 40-50 сантиметров – у темпераментных южных народов (итальянцев, испанцев, мексиканцев, бразильцев).

Северяне, наоборот, считают комфортной дистанцию между собеседниками в 1 – 1,5 метра.

👉 Для большинства жителей стран Европы и россиян комфортная дистанция – на расстоянии вытянутой руки. Если оба собеседника протянут друг другу руки и смогут совершить рукопожатие, можно остаться для разговора на этом расстоянии, оно не будет никого напрягать и уводить от сути обсуждения.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Смотреть ли в глаза собеседнику?

Это очень важный вопрос, от правильного поведения на 40-50 процентов зависит успех диалога!

👉 Контакт глаза-в-глаза должен длиться не дольше 20 секунд подряд, затем взгляд должен расфокусироваться. Лучше переводить его на область подбородка, шеи собеседника, можно посмотреть в сторону, но не отклоняясь больше чем на 30 градусов от местоположения собеседника.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Помните, как мачеха Золушки из сказки учила своих дочек смотреть на кавалеров? «В угол, на нос, на объект». Ее наставления были не лишены логики! Однако слишком интенсивное «блужданием» взглядом тоже утомляет и быстро начинает раздражать собеседника.

👉 Опытные переговорщики советуют смотреть не непосредственно в глаза, а на область переносицы своего визави. Такой взгляд воспринимается как заинтересованный, вежливый, но не настойчивый и не агрессивный.

Что надеть на переговоры?

Определенную роль в успехе (или неуспехе) коммуникации играет и ваша одежда.

Например, дама в красном платье будет неосознанно восприниматься как доминирующая сторона в диалоге. Если вы хотите добиться именно этого эффекта, одевайтесь в красное.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Если ваша задача иная – лучше предпочесть одежду более нейтральных тонов – бежевого, персикового, светло-коричневого… Такие тона одежды скажут о вашей мягкости, интеллигентности и лояльности, расположат к вам собеседника.

Опасен для диалога (особенно первого) и черный цвет. Он воспринимается либо как слишком официальный, либо как траурный. Особенно неуместен он на дневных переговорах и может испортить ваш диалог, даже если все остальное будет безупречным.

Грубые невербальные ошибки в общении

✅ Одна из них - принудительное сокращение выбранной другим участником диалога дистанции для общения.

Если вы выбрали общаться на расстоянии двух протянутых для рукопожатия рук, а ваш визави все время сокращает расстояние между вами, это говорит о том, что он "не чувствует границы", "субординации", он "лезет без мыла в душу", он "принуждает к сближению. Абсолютный моветон - притягивать к себе партнера по общению за какой-то элемент одежды.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

✅ Этот же принцип действует и в обратную сторону - недопустимо увеличивать расстояние между вами, когда диалог уже начался и идет. Тем более - принудительно дистанцировать собеседника, взяв его за плечи и отодвигая от себя.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

✅ Плохой тон - поднимать в разговоре руки на уровень лица собеседника и тем более размахивать ими перед его лицом.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Если диалог представляет для вас ценность, учитывайте и не допускайте этих грубых ошибок в общении. В противном случае вас просто не услышат. И поймут совершенно неправильно.

Татьяна Гольцман и мой канал Ноктюрн души на струнах жизни.

Присоединяйтесь! Комментируйте! Ставьте лайк, если материал показался полезным. Удачных вам контактов в жизни!