Найти тему

Праздник

картинка из интернета
картинка из интернета

Праздник, главное мифологизированное действо, ритуал (ср. обряды и мифы), наделяемое особой сакральностью (ср. рус. святки - от "святой") в противоположность обыденному, профанному времени. Как правило, воспроизводил события времён первотворения - ср. инсценировки "времени сновидений" (альчера) во время празднования инициаций у австралийцев, римские сатурналии - воспроизведение "золотого века" эпохи Сатурна, когда хозяева и слуги (рабы) менялись местами, избирался карнавальный царь. Праздники приурочивались к началу различных календарных циклов (ср. календарные мифы), прежде всего - к Новому году, начало весны (ср. Бога Тхачьямин у мьянма, русскую масленицу, европейский карнавал), что соответствовало праздничной символике обновления мира - повторного (ритуализованного) творения космоса из хаоса. Поэтому праздничное действие включало драматизированное вторжение сил хаоса, разрушения и смерти в мир людей, однако вторжение это имело амбивалентный, возрождающий аспект: ср. Ряженых с фаллическими атрибутами (болгарских кукеров), образ беременной смерти в европейском карнавале. Ритуальное моделирование хаоса с инверсией социальных связей, когда царя на престоле заменял раб, правитель подвергался осмеянию, сменялось восстановлением социального и космического порядка в конце праздника: В шумеро-аккадской традиции на новогодний праздник (время паводков) устраивалось жертвоприношение, символизирующее победу царя в облике Мардука над воинством Кингу - силами хаоса; во время праздника, как правило, рецитировались космогонические мифы. Символика смерти и воскресения жертвы, божества, воплощения смерти и плодородия (ср. славянских Купалу, Ярилу), природы и космоса в целом характерна для различных ритуалов и календарных праздников, связанных с культами умирающего и воскресающего зверя, умирающего и воскресающего бога. С календарными праздниками сохранили связь христианские (ср. Воскресение, празднование которого приурочено к весеннему празднику - пасхе).