Дипломная работа посвящена актуальной теме развития аграрного туризма в России. Автор исследует аграрный туризм как специфический вид туризма, изучает его правовое регулирование в РФ, анализирует зарубежный опыт, рассматривает современное состояние и перспективы развития сельского туризма в России, а также оценивает ситуацию в Волгоградской области. В работе выделены основные риски предприятий сферы аграрного туризма, проведен анализ практики и разработан агротуристский продукт. Исследование опирается на литературные источники, данные участников туристического рынка, мнения экспертов в области туризма, нормативные документы, периодические издания и интернет-ресурсы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ и стратегий развития аграрного туризма в Волгоградской области и других регионах России.
Введение
Глава 1. Теоретические основы аграрного туризма
1.1. Аграрный туризм: особенности и специфика
1.2. Правовые аспекты аграрного туризма в РФ: обзор нормативно-правовых актов
1.3. Риски в аграрном туризме: классификация и анализ
Глава 2. Аграрный туризм в России: состояние и перспективы
2.1. Современная ситуация и ключевые тенденции развития аграрного туризма в России
2.2. Зарубежный опыт в сфере аграрного туризма: анализ и адаптация
Глава 3. Агротуризм в Волгоградской области: региональный контекст
3.1. Анализ состояния аграрного туризма в регионе
3.2. Потенциал и направления развития аграрного туризма в Волгоградской области
3.3. Проект агротуристского продукта "В гостях у бабы Шуры" на базе Дачного клуба "Усадьба Репино"
Заключение
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.
Введение
Актуальность темы дипломной работы. Развитие аграрного туризма в России находится на начальной стадии. Развитие туризма на селе призвано выступать как фактор преодоления процесса деградации сельских территорий, сохранения и воссоздания культурного наследия, национальной самобытности региона.
Первая стадия развития аграрного туризма - это сельское гостеприимство: население сельской местности (возможно, и городское), включая фермеров, имеющее пустующие дома, комнаты или этажи в собственных домах, предоставляет их с минимальной меблировкой и наличием хозяйственных средств (посуды, постельного белья, полотенец и т.д.) для аренды от двух дней до нескольких месяцев. Для создания более радушного приема хозяева могут предложить дополнительные услуги гостям: организацию развлекательных мероприятий (баня, совместное хождение на шашлыки, за ягодами и грибами, рыбалка, охота, верховая езда т.д.); привлечение гостя для помощи в простых сельскохозяйственных работах, таких как, например, кормление животных, сбор урожая ягод или огурцов, не исключено оказание помощи по сидению с детьми гостей и т.д.
Более того, развитие аграрного туризма во многих регионах является приоритетным и может быть отнесена в так называемую «социальную сферу», которая всегда находится в числе первых интересов государства.
Целью исследования является изучение аграрного туризма в Волгоградской области, его актуального состояния и перспектив развития.
Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих основных задач:
- рассмотреть понятие аграрного туризма как специфического вида туризма;
- изучить особенности правового регулирования аграрного туризма в РФ;
- исследовать классификацию рисков предприятий сферы аграрного туризма;
- провести анализ зарубежного опыта развития и регулирования сельского туризма;
- изучить вопросы современного состояния развития и регулирования сельского туризма в России;
- оценка современного состояния, развития сельского туризма в Волгоградской области;
- разработать агротуристский продукт.
Объектом исследования является агротуризм как интегрирующая отрасль в структуре сельского хозяйства.
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе формирования и развития аграрного туризма.
Теоретической основой для написания данной работы послужили литературные источники по организации туристской деятельности, данных участников туристического рынка, мнений экспертов в области туризма. Также работа содержит выдержки из нормативных документов, периодических изданий, Интернета.
Дипломная работа состоит введения, трех глав основной части, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
1.2. Правовые аспекты аграрного туризма в РФ: обзор нормативно-правовых актов
Туристическая деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ, который определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Одним из требований предмета законодательного регулирования является предопределенность явлений, процессов и отношений Конституцией РФ как Основным законом государства, обладающим высшей юридической силой. Хотя в тексте Конституции Российской Федерации не содержится слова «туризм», нельзя сказать, что Конституция не касается вопросов регулирования сферы туризма.
Конституция РФ формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства в области туризма. Его развитие было бы невозможно без создания для граждан определенных социальных гарантий: сокращения рабочего времени и установления в законодательстве ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 37). В то же время право на отдых посредством занятия туризмом не может быть реализовано без конституционных положений о свободе передвижения (ст. 27): каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также свободно выезжать за пределы Российской Федерации, в том числе беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию[3].
Вместе с тем право на туризм вытекает также из иных конституционных норм. При совершении туристской поездки граждане могут реализовывать свое право на охрану здоровья (ст. 41), на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям (ст. 44). Неотъемлемым условием туризма являются качество окружающей среды, а также достоверная информация о ее состоянии (ст. 42). Право на туризм не может быть обеспечено без гарантий. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст. 61).
Туризм характеризуется значительным количеством субъектов, осуществляющих туристскую деятельность, тем самым удовлетворяющих разнообразные и все возрастающие потребности туристов в путешествиях и отдыхе. Без таких организаций и предпринимателей невозможно представить современный туристский рынок. Свободная экономическая деятельность данных субъектов обеспечивается ст. 8 и 34 Конституции РФ о праве на предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
1.3. Риски в аграрном туризме: классификация и анализ
Процесс ведения бизнеса исторически связывается с рисками. Одним из существенных с точки зрения влияния на деятельность предприятий сферы сельского аграрного туризма является риск, который возникает во время маркетинговой деятельности, сопровождает как создание туристического продукта, так и его продвижение на рынок. В экономической теории и практике четко доказано, что предпринимательство, маркетинговая деятельность и риск – понятия неотделимые, а соответствующая доля риска является необходимым условием получения прибыли в рыночной среде. Более того, чем выше уровень риска, тем больше величина возможного дохода. Эффективность организации управления маркетинговыми рисками во многом определяется идентификацией места их расположения в общей системе классификации, поэтому существует насущная потребность в классификации маркетинговых рисков предприятий сферы сельского аграрного туризма.
Вопросы изучения маркетинговых рисков в деятельности предприятия в последние годы вызывает все больший интерес у специалистов. Несмотря на значительный научный задел исследователей-экономистов, остается много вопросов, которые являются дискуссионными и требуют дальнейшей проработки. В частности, на сегодня отсутствует единство взглядов на классификацию рисков предприятий сельского аграрного туризма.
Известные специалисты управления предлагают различные подходы к классификации рисков, которые могут лучше дифференцировать различные виды рисков по определенным признакам.
Мы считаем, что основой классификации рисков, учитывая специфику деятельности, должно служить источник возникновения того или иного вида риска. Обладая достоверной информацией о источник возникновения рисков, мы можем разработать оптимальную программу управления ими.
Итак, по источнику возникновения риски предприятий сферы сельского аграрного туризма мы классифицируем следующим образом:
1. Риски производственной деятельности предприятий сферы сельского аграрного туризма, возникающие на этапе сбыта туристического продукта, производимого предприятием сферы сельского аграрного туризма.
2. Риски взаимодействия с контрагентами и партнерами в процессе организации продаж туристического продукта сельского аграрного туризма. Эта группа рисков также тесно связана с процессом реализации туристического продукта сельского аграрного туризма.
3. Риски непредвиденной конкуренции, возникновение которой возможно в силу свободы предпринимательской деятельности.
Риски недостаточной сегментации рынков сбыта означают вероятность таких рисков, источником которых является нецелесообразность туристического продукта отдельного предприятия сферы сельского аграрного туризма на определенные группы потребителей. Риски ошибочного выбора целевого сегмента рынка имеют несколько источников происхождения.
1) Риски ошибочного выбора стратегии продаж продукта является следствием неопределенности в принятии управленческих решений, что может выразиться в допущении ошибок (как в силу субъективных, так и объективных причин) в определении стратегии деятельности предприятия сельского аграрного туризма с продажи туристических услуг.
Риски ошибочного выбора стратегии продаж туристического продукта сказываются не только на дальнейшей сбытовой деятельности предприятия сферы сельского аграрного туризма, но и на его текущем положении.
Одной из частей маркетингового исследования является исследование сбыта, что составляет анализ эффективности каждого канала сбыта туристического продукта, определение затрат на реализацию туристического продукта, изучение проблем относительно рекламы предлагаемого к реализации туристического продукта и формирования спроса на него. Важность качественного и всестороннего маркетингового анализа заключается в том, что на его основании можно построить эффективную сбытовую стратегию предприятия сферы сельского аграрного туризма.
2.2. Зарубежный опыт в сфере аграрного туризма: анализ и адаптация
В настоящее время в мировой практике сельский туризм является одним из перспективных направлений развития туристской индустрии. Около 700 млн. туристов ежегодно путешествуют по планете, при этом по разным данным от 12 до 30 процентов из них предпочитают сельский туризм.
Особенно сельский туризм набирает популярность в Европе и США, как одна из разновидностей экологического туризма. Скажем, во Франции каждый третий турист - это сельский турист, в Великобритании 10% предпринимателей, ведущих бизнес в сельской местности, предлагают услуги в сфере сельского туризма, в Германии 4%.
Для сельских районов Европы данный вид туризма получает все большую популярность, поскольку способствует росту доходов местного населения от альтернативных источников, благоприятствует сокращению безработицы и способствует сохранению природы, уникальных сельских ландшафтов и культурного наследия. Формируются сельские организации туризма, которых во всей Европе более 1,5 миллионов, главным образом, являющиеся малыми и микро предприятиями семейного бизнеса, зачастую на основе частичной занятости. Координируют данные хозяйства, фермы, усадьбы специально организованные Ассоциации, Федерации, которые к тому же выполняют функции продвижения услуг сельского туризма. При этом каждая страна привносит собственный неповторимый колорит в обслуживание туристов, тем самым создает национальную модель организации сельского туризма. Главная особенность, объединяющая все модели сельского туризма, заключается в том, что отдыхающий размещается непосредственно на ферме – в гостевом домике. В период отдыха гостю предоставляется возможность познакомиться с местными традициями и особенностями деревенской жизни, – он может участвовать в несложных сельскохозяйственных работах (кормлении домашних животных, сборе урожая, сенокосе), а иногда принимать участие и в более сложных мероприятиях, таких как приготовление сыра, вина и другой продукции.
Для большинства жителей мегаполисов подобная перемена обстановки и рода деятельности является самым настоящим отдыхом, более того современные европейские предложения в сельском туризме не лишены привычного для горожанина бытового комфорта.
Значимый компонент сельского туризма – развлекательные программы. В настоящее время в Европе практически все объекты сельского туризма предоставляют дополнительные услуги для проведения досуга отдыхающих, которые могут зависеть от местных традиций и естественного ландшафта, включая рыбалку или охоту и заканчивая экскурсиями по достопримечательностям.
Великобритания. Британская модель организации сельского туризма отличается системой размещения туристов, в дальнейшем была перенята другими европейскими странами, и предполагает три типа проживания:
- в доме фермера с питанием в виде завтрака (farm B&B). В данном случае открывается возможность непосредственного контакта с семьей фермера;
- в отдельном здании на условиях самообслуживания (self catering unit). Это строение обычно представляет собой переделанный маленький амбар;
- в отдельном здании, вмещающем в среднем 8-15 туристов (bunkhouse). Для этого может быть использован большой амбар, разделенный на спальную зону, в которой сосредоточены все койко-места, кухню и ванные комнаты. Данный вариант – самый экономичный (средняя стоимость ночевки одного человека составляет около 10 евро), поэтому является очень популярным у молодежи и студенческих групп.
Большинство ферм расположены в красивейших местах, дома снабжены ванными комнатами и их хозяйство регулируется по программам Национального совета по туризму.
Британская модель также интересна своеобразным сочетанием видов туризма, например, сельские туры часто включают в себя элементы познавательного туризма. Также постоянным успехом пользуются всевозможные спортивные мероприятия: пешие прогулки, катания на велосипедах, лошадях и пони (для детей), игры в футбол, крикет, гольф и многое другое. Следует отметить, что в Великобритании очень популярны верховая езда и гольф, поэтому эти услуги многие фермеры включают в свою программу развлечений.
Более того, в британской модели организации сельского туризма особое внимание уделяется экологическому воспитанию детей (элемент экотуризма). Для этого на фермах создаются специальные загоны для молодняка домашних животных (телят, козлят, ягнят и жеребят). Во время пребывания на ферме дети заботятся о маленьких животных, в результате у них формируется чувство ответственности за «младших друзей».
Координирует британский сельский туризм Ассоциация «Farm Stay UK» (в пер. – «Проживание на ферме Великобритании»), которая специализируется на качественном продвижении сельского туризма по всей территории Великобритании. На сайте Ассоциации размещено более 1100 предложений по размещению туристов в живописных загородных домах Королевства.
3.2. Потенциал и направления развития аграрного туризма в Волгоградской области
Волгоградская область, обладая богатым туристско-рекреационным потенциалом и вызывая неподдельный интерес у российских и иностранных туристов, в настоящее время не может претендовать на особое место на всероссийском и, более того, на международном туристском рынке. Но следует отметить, что в Волгоградской области находится множество объектов туристского показа. Уникальная природа, археологические памятники, архитектура, церкви и соборы, музеи и другие объекты привлекают туристов практически со всего мира.
В качестве основных групп туристско-рекреационных ресурсов региона рассматриваются следующие: экономические, культурно-исторические, природные, финансовые, трудовые, социальные и производственные ресурсы. Создание условий для вовлечения каждой из вышеперечисленных групп и конкретных видов ресурсов в хозяйственную деятельность переводит их в разряд факторов производства, участвующих в создании стоимости.
Приоритетность использования конкретных видов туристских ресурсов обусловлена определенным набором факторов, способствующих развитию того или иного вида туризма. Для отражения комплекса этих факторов можно воспользоваться данными, отобразив в таблице 1.
Туризм для Волгоградской области представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использование местных ресурсов - историко-культурного наследия, традиций, культуры. Поэтому для условий Волгоградской области формирование туристского продукта правомерно в дополнение к промышленному развитию.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Волгоградская область, обладая богатыми туристско-рекреационным потенциалом, занимает особое место на международном туристском рынке и вызывает особый интерес как у российских, так и у иностранных туристов.
2. В последние годы в Волгоградской области наблюдается невысокая, но стабильная динамика как в развитии инфраструктуры туризма, улучшении уровня сервиса в организациях туристской индустрии, так и в увеличении объемов оказываемых в санаторно-курортных, гостиничных, туристических организациях услуг.
3. Из всех видов туризма наиболее благоприятным для развития в Волгоградской области следует считать сельский. Но, не смотря на это, существует ряд проблем, сдерживающих его развитие:
- недостаток четко сформулированной национальной концепции по развитию сельского туризма;
- отсутствие профессиональной и грамотной государственной политики;
- недостаток стандартов и нормативов, применимых в сфере сельского гостевого туризма;
- дефицит квалифицированных кадров в сфере сельского туризма;
- недостаток знаний и опыта работы в области обслуживания зарубежных и отечественных туристов;
- отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в области сельского гостевого туризма;
- незнание и неумение рационально использовать собственные рекреационные ресурсы.
Помощь студентам. Консультационная компания "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /
Т. 7-988-027-88-34.