Найти тему

Можно ли достичь идеала?

Бывает ли так, что вы беретесь за какое-то дело и никак не можете довести его до конца, постоянно исправляя, дополняя, переделывая, потому что всё получается «не идеально»?

Или работаете на износ, потому что проект большой, и хочется сделать всё сразу и в самом лучше виде? А возможно, наоборот, откладываете до последнего или не беретесь за дело — всё по той же причине. Ведь если делать что-то, то делать сразу и хорошо! Плохо само получится...

А если мы скажем, что идеал не может (да и не должен) быть достигнут, а несовершенный и далеко не идеальный результат тоже имеет право на существование?

От идеи — к идеалу

Обратимся к значению слова «идеал». В этимологическом словаре идеал — это «мыслимый, воображаемый образец совершенства». Гавриил Романович Державин, известный русский государственный деятель эпохи Просвещения, писал, что идеал — это «тень того удовольствия, которое ни оку не видится, ни уху не слышится». Похоже, что в этом определении есть некая эфемерность образа, который существует лишь в воображении и с трудом воплощается в реальность.

Пойдем дальше и увидим, что «идеал» восходит к позднелатинскому «idea» (прообраз, замысел, мысль), куда оно пришло из греческого, где обозначало видимость, внешний вид, наружность.

Казалось бы, одно слово — а сколько смыслов оно в себе несет! В нем одновременно и видимое внешнее, и воображаемое внутреннее.

Drained (2016) Usr Fischer
Drained (2016) Usr Fischer

Идеальный «Я»

В психоаналитической теории наряду с категориями «Я», «Оно» и «Сверх-Я», есть понятия «Я-Идеал» и «Идеал-Я». На одном из семинаров нашей магистерской программы Рене Руссийон, легенда современного французского психоанализа, рассказал о том, как они формируются.

Идеал-Я — это самое раннее, первичное, младенческое представление человека о себе как о всемогущем, которому доступны сразу все удовольствия. Это представление берет начало из опыта внутриутробной жизни.

«У младенца есть мнестические* следы опыта удовольствия, которые он получал, находясь в животе у матери, когда все его потребности удовлетворялись сразу и без его участия, — говорит Рене Руссийон. — Это такая “райская жизнь”, которая создает иллюзию того, что впоследствии человек сам себе тоже может дать этот идеальный опыт».

Этот опыт внутриутробной жизни формирует у каждого из нас представление об идеале, о том, какой жизни мы хотим и к чему стремимся. Помните про «тень удовольствия», о которой писал Державин?

По мере взросления ребенок сталкивается с ограничениями и понимает, что достичь прежней «идеальной жизни» невозможно. И тогда появляется Я-Идеал — представление о другом (о родителе), на которого ребенок хочет быть похожим, чтобы со временем сделать то, что сейчас ему не доступно.

Cosmos (2018), Urs Fischer
Cosmos (2018), Urs Fischer

Не идеальный, до достаточно хороший

«Не могу я счастье по частям получать, мне всё сразу надо», — говорила героиня Ирины Муравьевой в фильме «Москва слезам не верит». Желание получать «всё и сразу» как раз отсылает нас к иллюзии того самого инфантильного всемогущества.

Между тем отказ от него и признание своих ограничений — важнейший этап процесса взросления. Попытки вернуть то состояние «первичного рая», в котором получаешь всё, сразу и без своего собственного участия, могут длиться всю жизнь и так не увенчаться успехом.

Альтернатива — адаптироваться к внешней реальности, постепенно переходя от идеального опыта к реальному.

«По мере взросления всё больше усиливается разрыв между идеальным “всё и сразу” и тем реальным, что может дать окружающий мир, — поясняет Рене Руссийон. — И нам нужно к этому миру приспосабливаться: развивать способность ждать и делать выбор (потому что невозможно получить всё и сразу), уметь обратиться за помощью, учитывать не только свои интересы и уметь вовремя остановиться».

Важное дополнение к понятию идеала сделал британский аналитик Дональд Винникотт. Исследуя ранние отношения между матерью и младенцем, он ввел понятие «достаточно хорошей матери». Он говорил о невозможности матери обеспечить ребенку исполнение всех его желаний «здесь и сейчас», и это вовсе не означает, что мать «плохая».

То, что она максимально настраивается и подстраивается под потребности своего ребенка, и есть показатель ее «достаточной хорошести». Не идеальности, когда есть иллюзия всезнания и всемогущества, а именно «достаточной хорошести».

Возможно, такой подход стоит взять на заметку? И иногда, замечая у себя желание создать что-то идеальное, вспомнить о том, что лучше сделать что-то достаточно хорошо, чем идеально не сделать.

Foamcore (2017) Urs Fischer
Foamcore (2017) Urs Fischer