В республике с прошлого года сохраняется дефицит учителей. Потребность школ и детских садов в педагогических кадрах составляет более двух тысяч человек.
В министерстве образования и науки Татарстана в прошлом году назвали вопрос нехватки учителей одной из самых главных проблем. Тогда в школы и детские сады республики требовалось полторы тысячи сотрудников. Больше всего не хватало педагогов по математике, физике, химии, русскому и английскому языку. Наибольший дефицит ощущался в Казани и Набережных Челнах. Ранее мэрия столицы Татарстана сообщала, что за пять лет (2018—2023 годы) пришло 1800 молодых специалистов.
На протяжении нескольких лет власти пытаются решить проблемы активным привлечением студентов, однако, судя по статистике, это не помогает. Например, потребность школ и детских садов в учителях и воспитателях на 2024/2025 учебный год составляет более двух тысяч человек. Особенно востребованы, как и в прошлом году, учителя математики, физики, русского языка и литературы, английского языка. При этом появилась нехватка педагогов начальных классов. Также требуются воспитатели детских садов. За год ничего не изменилось. Единственное — дефицит только растёт, поскольку опытные педагоги уходят на пенсию, а молодые люди не могут заменить их по разным причинам. Первая из них — зарплата, вторая — отсутствие престижности профессии.
— Особенно в городах Казани и Набережных Челнах, в быстро развивающихся муниципалитетах, таких как Лаишевский, Пестречинский районы, — рассказали в ведомстве.
В прошлом году в столице Татарстана недосчитались 401 педагога. Как сообщили в мэрии Казани, на предстоящий учебный год данные ещё не обновлялись. Кстати, количество школьников в Казани ежегодно увеличивается на восемь — десять тысяч человек.
— В этом году за школьные парты сели более 174 тысяч детей, среди которых 20 тысяч – это первоклассники. Это самый высокий показатель за последние 20 лет. В связи с приростом учащихся нехватка педагогических кадров сохраняется. Управлением образования и образовательными организациями проводится работа по поиску кадров. В наш город приезжают работать педагоги не только из соседних муниципальных образований республики, но также из других регионов страны и зарубежья. Всего за два года к нам переехали 130 педагогов. Больше всего приезжих из Башкирии, Марий Эл, Кировской, Оренбургской и Самарской областей, — ответили в исполкоме.
Методы решения проблемы практически не меняются
Для обеспечения отрасли кадрами министерство активно взаимодействует с образовательными организациями высшего и профессионального образования (целевая подготовка и оказание содействия в трудоустройстве).
Из-за дефицита на рынке труда в вузах стараются расширить перечень образовательных программ на педагогических направлениях подготовки. Например, в КИУ имени В.Г. Тимирясова был открыт профиль «Филологическое образование: русский язык и литература», ставший востребованным среди поступающих. В этом году был открыт еще один профиль педагогического направления — «Математика и информационные технологии в образовании». В свою очередь в магистратуре – новая программа «Педагогические технологии обучения младших школьников и преподавание иностранного языка в системе начального общего образования». На педагогические направления в общем выделено 25 бюджетных мест.
Также в Татарстане работает целевая программа обучения по педагогическим специальностям. Уже 71 абитуриент подал свои документы на обучение. По программе они обязаны будут трудоустроиться и работать по направлению пять лет. Кроме этого, предусмотрена ежемесячная стипендия в размере 15 тысяч рублей. За последние пять лет льготным поступлением воспользовались 215 выпускников. В этом году по программе выпустятся 24 студента, которые придут в школы Казани для отработки обучения. При этом в ряде школ открыты педагогические классы.
— Министерство образования и науки Татарстана запустило грант «Наш новый учитель», направленный на поддержку молодых педагогов. Грантополучателям выплачивается денежная сумма в размере 10 тысяч рублей на протяжении учебного года в течение трех лет. Его обладателями в этом учебном году стали 67 казанских педагогов, — рассказали в управлении образования Казани.
Мощным стимулом для развития может стать и грантовая поддержка. Например, в этом году город впервые реализовал: грант для участников проекта «Новый педагогический класс Казани», конкурсы для молодых педагогов на обучение, грантовый конкурс «Лучшая инклюзивная образовательная организация».
Самим выпускникам отправляется множество предложений о работе, однако, как мы видим, откликаются на них единицы. Как рассказала учительница одной из казанских школ, практикантов не было уже несколько лет, а молодые учителя надолго не задерживаются. У тех, у кого есть возможность (не целевики) устроиться по другой профессии, ею активно пользуются.
«Мы перегружаем опытных учителей»
В каждой школе разная ситуация. Директор общеобразовательной школы № 51 Рустем Хазеев рассказал, что в их школе на следующий год уже «утрамбовали» всю будущую нагрузку.
— Если будем считать количество активных вакансий по республике или стране, то тут смело можно говорить о нехватке учителей, — отметил собеседник.
По его словам, каждый год эта проблема выносится на высокие уровни, но тенденция «старения и выгорания» кадров пока еще остается неизменной. Это мотивирует директоров с осторожностью регулировать рабочие отношения со взрослыми педагогами.
— В идеале — выдавать возрастным категориям учителей ту нагрузку, которая им по силам. На деле же мы в разы перегружаем их. Молодые педагоги есть, однако они (к счастью для семьи) быстро уходят в декретные отпуска, — делится Хазеев.
Спикер отмечает, что на каждом собеседовании при трудоустройстве первый вопрос кандидата: «Почему такая маленькая зарплата? Я студентом работала в кафе и получала в 2—3 раза больше».
Автор материала: Алина Камалютдинова