Безусловно, каждое место на планете и в нашей стране уникально. Однако не каждое из них привлекает внимание туристов. Но те места, которые становятся популярными среди путешественников, мы называем знаковыми.
Почему же мы стремимся увидеть эти знаковые места своими глазами? Может быть, чтобы сделать фотографию или селфи на их фоне? Ведь так поступают 99 из 100. Но мы с вами не такие, правда?
Мы отличаемся от многих людей тем, что понимаем: знаковое место — это особенное место. Оно имеет материальное или символическое значение, связанное с историей, культурой, религией или другими факторами, которые делают его уникальным.
Многие люди считают, что такие места обладают энергетической силой и особым излучением. Однако это излучение невозможно измерить с помощью приборов. Но у нас есть прибор, который может помочь нам почувствовать это излучение — это наша душа. Она даёт нам возможность почувствовать, является ли место пустым, затоптанным миллионами пар туристических кроссовок, или оно излучает невидимую энергию, которую может уловить только душа.
Нам посчастливилось побывать на Байкале зимой. Мы увидели его во всей его морозно-ледяной красе, но самого славного моря мы тогда не увидели, потому что море в нашем представлении — это водное пространство, а не снег и лёд. Кстати, капитаны байкальских судов никогда не называют Байкал озером, они всегда называют его морем.
Географически Байкал поделён между двумя регионами. Сюда попадают либо со стороны Бурятии, либо со стороны Иркутска. Дорога от Иркутска до ближайшего берега Байкала занимает около часа времени. По дороге мы успели кратко тормознуть в двух знаковых местах. Первое — это у памятника Бабру, тому самому полумифическому существу, что присутствует с середины 17 века на гербах Иркутска и Иркутской области. С некоторой оговоркой.
В течение почти двухсот лет Бабра изображали в его правильном обличии в виде тигра или леопарда, кем он на самом деле и является. Но по вине нерадивых чиновников, которые, не разобравшись, Что это за чудо-юдо, этот самый бабр? Ничтоже сумняшеся, исправили в его написании одну букву, и получился БОБР. К счастью, несмотря на орфографическую ошибку, тигр в бобряном обличии всё же не появился на гербе. Но геральдический бабр обзавёлся бобриным хвостом и перепончатыми лапами. Да, вот такая вот вышла путаная история.
Мы движемся дальше, и на выезде из Иркутска нас встречает ангара во всей своей красе. Вернее, две ангары. Одна из которых — это старейший ледокол с удивительной историей. Он и его сотоварищ Байкал были построены в Великобритании в конце XIX века для того, чтобы законнектить, как сейчас сказали, Транссиб, что подходил к Байкалу с двух его берегов.
К слову сказать, стоимость доставки ледоколов из Ньюкасла была равна стоимости самих кораблей при сходе их судоверфи. Но, увы, инженеры просчитались. Ведь байкальский лёд — это вам не хрусткая плёночка английских озёр. И английские ледоколы с байкальским льдом не справились, а по окончании строительства транссиба стали и вовсе не нужны. Старший Байкал сгорел во время Гражданской войны. Ангара же оказалась удачливее, и до 1963 года катало туристов по Байкалу.
Три раза корабль почти тонул, пять раз садился на мель, но до сих пор двигатель на его борту в рабочем состоянии. Сейчас старушка навечно причалена в Иркутском море. Так жители Иркутска называют эту часть ангары. Причалена в виде музея, но выглядит она великолепно, и не скажешь, что ей больше 120 лет. Что же про море? Ангара вытекает из Байкала, и в результате строительства на реке четырёх гидроэлектростанций уровень воды в озере поднялся почти на полтора метра.
Вдоль реки на этом участке располагалось более двухсот деревень, но все они оказались затоплены, а семнадцать тысяч их жителей переселили в другие места. Деревянные дома перед затоплением полагалось сжигать. Так бы и пропало в огне и в воде всё деревянное наследие, но, к счастью, в какой-то момент люди одумались, и самые ценные экземпляры деревянного зодчества стали разбирать и свозить в одно место. Так вот и появился музей Тальцы.
Самый бесценный его экспонат — это Проезжая Спасская башня 1667 года постройки. Над входом располагается надвратная часовня, где в мирное время молились, а в случае подхода врага готовили раскаленную смолу для полива голов неприятеля. Мы же с вами можем прикоснуться рукой к старинным бревнам из 17 века. Казанская дорожная церковь рядом с башней также относится к тому времени. Окошки в церкви слюдяные.
В нее могли зайти путники помолиться, не входя внутрь острога деревянной крепости. Вход туда был открыт не всем. К слову, сам острог — это реконструкция реального острога, находившегося на реке Элим. В то время помимо Иркутского острога в Сибири было еще два десятка подобных сооружений. И каждым управлял свой воевода. Он был доверенным лицом царя и приезжал на службу из Москвы. Управляли воеводы не только острогом, но и всей прилегающей территорией.
В приказной избе стояли три стола, за которыми подчиненные воеводы принимали решения. Здесь же находилась государева казна, в ней хранилась самое ценное — деньги, пушнина, соль и алкоголь. Воевода в прошлом был из бояр, поэтому привык жить в роскоши. Изразцовых печей в Сибири XVII века больше ни у кого не было. Да и кошки встречались крайне редко. Их специально завозили в Сибирь, чтобы бороться с мышами. Подобные остроги в Сибири XVII и XIX веков выполняли роль гостиных дворов.
Сюда приезжали купцы, жили в них и торговали привезенным добром. Сюда же в Остроге стекалась и пушнина. Каждый мужчина из местных коренных племён должен был сдать в Острог налог — ясак, а это 2−3 соболиных шкурки в год. Если племя бунтовало и не желало сдавать ясак, их главу или другого какого-то важного человека племени сажали в специальную аманатную избу на территории Острога, и пока племя не одумается и не начнёт платить налог, заложник оставался в узилище.
С Острогом соседствует улица Волостного села XIX века. Окошки во всех домах маленькие, на всех обязательные ставенки. Они были изобретены для защиты от ветра и от холода. Не во всех избах были стёкла, и в холодное время года ставни закрывали наглухо, проводя всю зиму при свечах. И вот что ещё важно. В Сибири крепостного ведь права не было. Сюда приезжали свободные крестьяне, а земли давали столько, сколько они могли обработать.
Поэтому крестьянские усадьбы были крепкие, внушительных размеров. На значительной территории располагался жилой дом с подсобными помещениями, окружённый забором. Семьи были тоже большие — по 8−12 человек, включая детей.
Продолжаем наш путь к Байкалу. Дорога эта называется Байкальский тракт. Это не старинное название, а официальное. Все дороги, выходящие из Иркутска, в разных направлениях назывались трактами. До 1960 года Байкальский тракт был грунтовой дорогой. Своим же преображением он обязан, представьте себе, президенту Америки. Эйзенхауэру. По приглашению Никиты Сергеевича Хрущева, 34-й американский президент собрался посетить места своей молодости, поскольку во время гражданской войны долгое время пробыл в столице Восточной Сибири, работая в посольстве США.
Президент и грунтовая дорога, нет. Это было невозможно. И в срочном порядке в течение трёх месяцев дорога была приведена в лучший свой вид, и даже особняк построили для приёма президента. Жители Иркутской области получили новенькую дорогу, а визит-то не состоялся по причине резко осложнившихся отношений СССР и США.
Листвянка. Она возникла на берегу озера около трёхсот лет назад. Тогда на Байкале стали развивать судоходство, а значит, и возникла необходимость в судоремонтном деле.
С XVIII века и до 1919 года в посёлке находился таможенный пункт для продавцов из Китая, активно завозивших в Сибирь чай. Что касается названия, то возникло оно от обилия лиственниц, произраставших в этих краях.
Озеро Байкал можно четырежды назвать самым-самым. Это самое большое озеро с питьевой водой. Оно самое древнее, самое прозрачное, до 40 метров видимость и самое глубокое — 1637 метров.
Объём воды 23 тысячи кубических километров. Как себе представить эту цифру? Ну вот всем людям нашей планеты хватит этой воды для питья на 40 лет. Впечатляет, верно? Или вот ещё. В Байкал впадает около 500 рек, а вытекает одна ангара. Так вот, если все впадающие реки остановить, то вода из озера через Ангару будет вытекать 400 лет. Ну так оно и заполнялось, по подсчётам учёных, в течение 25 миллионов лет.
Автомобильной дороги вокруг Байкала не существует, но его можно обойти пешком до всего каких-то около 2000 километров. Байкал — холодное озеро, даже летом оно не прогревается до комфортной для купания температуры, купания человеков.
А вот нерпа чувствует себя здесь очень комфортно. Байкальская нерпа под вид тюленя — единственное млекопитающее озера Байкал, и ученые до сих пор спорят, как она попала в замкнутый водоем в центре континента.
Но так или иначе, нерпы здесь много. Называют цифру порядка 120 тысяч особей. Это животное достаточно осторожное, людей к себе не подпускает. Познакомиться с ним поближе и полюбоваться дружелюбными усатыми мордами можно лишь в местном нерпинарии. Считается, что у байкальской нерпы самые большие глаза. Это связано с тем, что ныряют нерпы в 200-метровые глубины, где царит вечная темнота. А еще у них больше других развиты когти, ведь им всю зиму приходится разбивать когтями лёд, потому что каждые 20 минут животное всплывает на поверхность, чтобы сделать вдох.
В выходные иркутяне отправляются в Листвянку погулять по берегу моря, поесть свежей рыбки в ресторанах или на рынке. Школьники и туристы посещают обсерваторию Института солнечно-земной физики, где находится башня для телескопов, в которой при хорошей погоде можно увидеть Солнце, Луну, планеты, двойные рассеянные звёзды, шаровые звёздное скопление, галактики, туманности, кометы, астероиды, ну, в общем, всё, что захотите.
Но когда небо затянуто, можно просто руками покрутить купол, открывать его и закрывать. Ну, вот как сейчас. Ничего же не видно, а дети-то всё равно смотрят. Вообще, как известно, астрономия — это единственная профессия, в которой, когда крыши едут, это нормально. Если с погодой совсем никак, даже большие учёные считают, что нужно прибегнуть к потусторонним силам, следует побубнить на хорошую погоду.
На двери у Нильса Бора висела прибитая подкова. Как-то его спросили, неужели вы, большой ученый, физик, верите в то, что подкова приносит счастье? На что нобелевский лауреат ответил: да, конечно не верю, но мне говорили, она приносит счастье независимо от того, верю я или нет. В этой обсерватории расположен большой солнечный вакуумный телескоп и крупнейший в мире действующий линзовый солнечный телескоп. В России он внесён в список уникальных инструментов. Сейчас на нём ведётся несколько программ. Длина трубы телескопа 40 метров, но окуляра на нём нет. Расположенное внутри плоское зеркало следит за Солнцем.
Мы же предпочли проследить за закатом Солнца со смотровой площадки Камень Черского, названной в честь Ивана Черского, исследователя природы Байкала. Площадка расположена на высоте более 700 метров. Подняться туда можно на канатной дороге. Оттуда открывается великолепный вид на исток Ангары, и, возможно, если повезет с погодой, можно увидеть легендарный шаман-камень.
Что мне все чудеса перечислять или остановимся?
Главное чудо, которое нам дано, это жизнь. Сохраним ее в себе и себя в ней. И не испортим ее другим. Но ведь не бином Ньютона. Может попробовать? И напомню формулу счастья. Счастье — это когда ты живешь в гармонии с окружающим миром и с самим собой. Да, это редко совпадает, но, когда это случается, мы называем это счастливыми мгновениями жизни.
Если вас заинтересовала статья, подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее