Всем привет! В далёком 2004 году (да, прошло уже 20 лет, мои старички) компания Chrysler показала публике радикальный концепт суперкара с четырьмя турбинами и двигателем V12 мощностью 850 лошадиных сил. Но, к большому сожалению, он так и не добрался до конвейера… Предлагаю вспомнить этот удивительный автомобиль, погрузившись в историю ↓
В 1990-х годах компания Chrysler изъявила желание выпускать нечто большее, чем унылые минивэны для мамочек и молочные фургоны. Это стало окончательно ясно благодаря таким роскошным концепт-карам, как дебютировавший в 1997 году Phaeton (роскошный четырёхдверный кабриолет) и появившийся годом позже Chronos (огромный представительский седан, оснащённый V10 от Dodge Viper). 1998 год также ознаменовался слиянием Крайслера с Daimler-Benz, предоставив компании доступ к немецким комплектующим для заднеприводных автомобилей и дав возможность построить более технологичные Crossfire и 300C. Однако даже несмотря на то, что американцы на протяжении нескольких лет телеграфировали о своём желании подняться вверх по социальной лестнице, их главная новинка на мотор-шоу в Детройте в 2004 году всё равно стала для посетителей шоком, потому что ей оказался самый настоящий суперкар под маркой Chrysler.
На вид этот окрашенный в необычный серебристый цвет концепт, сочетавший угрожающую приземистость с тогдашним фирменным стилем нео-деко, несомненно, был способен потягаться с Ferrari. Его подвела только задняя оптика, состоявшая из 96 светодиодов, которые были разбросаны по корме словно прыщи — будто их создавал какой-то одинокий психопат в сарае. Хотя под шкурой ME Four-Twelve скрывалась вовсе не любительская начинка. В его основе лежала пассажирская капсула из углеродного волокна и алюминиевых сот. К ней крепилась сминаемая конструкция из того же металла, а сзади устанавливался подрамник из хромомолибденовой стали для убаюкивания модернизированного 6-литрового монстра AMG M275 V12 от Мерседеса SL65 в сочетании с 7-ступенчатой коробкой передач Ricardo о двух сцеплениях.
Инженеры Крайслера добавили и без того «раздутому» мотору ещё парочку нагнетателей. Отсюда и название автомобиля: ME — Mid Engined (среднемоторный), Four turbo (четыре турбины), Twelve cylinder (двенадцать цилиндров). В результате отдача достигла 850 лошадиных сил. В автомобиле массой чуть более 1300 килограммов! Исходя из известных данных следует, что ME Four-Twelve должен был иметь удельную мощность в 654 «лошадки» на тонну веса, что гораздо внушительнее, чем у МакЛарена F1, а его прогнозируемые характеристики кажутся очень впечатляющими по меркам 2004 года: 60 миль/ч (96,5 км/ч) за 2,9 секунды и «максималка» в 400 км/ч. Разумеется, чтобы суперкар имел возможность остановиться, его предусмотрительно оснастили карбон-керамическими тормозами.
Конечно, легко выдумать кучу громких цифр для одного единственного концепта, зная, что он никогда не сможет двигаться быстрее той скорости, с которой его будут заталкивать на платформу эвакуатора по дороге на следующее автошоу, однако за ME Four-Twelve, похоже, действительно стояла кропотливая работа. Утверждалось, что он разработан в соответствии с американскими нормами безопасности, и в его аккуратно собранном, вполне благовидном интерьере с климат-контролем и прозаичной стереосистемой хватало места для двух взрослых.
Снаружи даже красовались привычные боковые зеркала и стеклоочиститель. «Это не какая-то поделка, это серьёзный автомобиль», — настаивал глава Chrysler Group Дитер Цетше, а исполнительный директор Вольфганг Бернхард назвал его «инженерной заявкой» и смело добавил, что к лету у него будет прототип, «готовый выехать на дорогу».
В итоге Бернхард не то чтобы полностью попал впросак, потому что позднее в том же 2004 году руководство Крайслера всё же пригласило представителей американских СМИ на гоночную трассу Лагуна Сека, чтобы те смогли прохватить на матово-чёрном прототипе ME Four-Twelve. Тестовый «мул» не был в полной мере «готов выезжать на дорогу»: выяснилось, что V12 с четырьмя турбинами был «придушен» ради сохранности коробки передач, но мог дать представление о том, на что способен данный автомобиль. «Если отзывы будут положительными, — сказал Бернхард, — мы определённо построим эту малышку».
К сожалению, в реальности всё оказалось не так просто. Поручить калифорнийским специалистам из мастерской Metalcrafters изготовить один шоу-кар и один ходовой прототип было легко; довести автомобиль до производства и компенсировать высокие затраты на разработку оригинального шасси с двигателем AMG — нет.
И хотя на табличке в павильоне изначально мелькала сумма 150 000 долларов (13 348 749 рублей по курсу 88,99), последующие слухи указывали на «вилку» от 250 000 до 750 000 $ (22 247 500 – 66 742 500 ₽ без растаможки и всевозможных пошлин). Пожалуй, слишком дорого для Крайслера, пусть и способного разгоняться до 400 км/ч.
Недовольные американские автолюбители обвиняли в закрытии проекта немцев, утверждая, что боссы Даймлера свернули его прежде, чем он успел опозорить их флагманский Mercedes-McLaren SLR. Однако более вероятно, что причиной стала простая математика. Даже для набирающего обороты Крайслера ME Four-Twelve был чересчур амбициозной целью…
Источник: Richard Porter
Как думаете, могли ли немцы разглядеть опасного конкурента в амбициозном проекте Крайслера? Или всё действительно упирается исключительно в деньги?