ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР АППАРАТА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Государственное управление в РФ как система
1.2. Цели и функции управления как основа формирования структур аппарата органов государственного управления
1.3. Организационная структура органа государственной власти: понятие и типология
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ФИНАНСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ
2.1. Характеристика органа исполнительной власти (на примере комитета финансов Волгоградской области)
2.2. Анализ организационной структуры управления комитета финансов Волгоградской области
2.3. Направления совершенствования организационной структуры управления комитета финансов Волгоградской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.
Введение
Актуальность темы исследования. Современная система государственного управления в Российской Федерации переживает период трансформации, обусловленный поиском модели администрирования, способной быть эффективной с точки зрения достижения общезначимых целей, компактной по своей структуре, лишенной некомпетентности государственных служащих высокого ранга. Неэффективность государственного сектора отражается в высоком уровне коррупции среди государственных служащих, неспособности системы управления оперативно реагировать на ожидания и потребности широких слоев общества, низком уровне жизни значительной части населения и интеллектуальной деградации.
Динамичность объектов управления предопределяет необходимость постоянного совершенствования, изменения их организационной структуры. Реформирование организационных структур аппарата органов государственного управления осуществляется в процессе непрерывного совершенствования институциональных, правовых, организационных, процедурно-технологических основ механизма государства и государственного аппарата, обеспечивающего социально-экономическое развитие страны.
Повышение требований к результативности реализации общегосударственной социально-экономической политики на региональном уровне должно сопровождаться предоставлением дополнительных полномочий региональным органам государственной власти и возложением на них ответственности за решение текущих и перспективных задач развития субъектов Российской Федерации. Проведение преобразований в аппарате региональных органов государственного управления требует учета многих факторов, особенно если речь идет о сложной многоаспектной системе государственного управления, которая характеризуется разноплановой деятельностью и наличием многочисленных должностных лиц и органов, привлекаемых к процессам совершенствования.
Степень изученности темы. Актуализация системного подхода к исследованию государственного управления в Российской Федерации осуществлена в работах многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых следует отметить наработки: В.Г. Афанасьев, Л. фон Берталанфи, А.А. Богданова, И.В. Бычкова, Д.С. Докучаева, Е.Л. Луценко, А.В. Новокрещенова, Ф.И. Перегудова, Р.В. Сидорцова, В. Смолькова, С.А. Старостина, Н.С. Шашина и др.
Изучению, непосредственно, организационных структур управления вообще и в системе государственных органов власти, в частности, посвящены труды: Н.Н. Борисова, В. Ю. Войтович, А.В. Калмыковой, Е.А. Колесниченко, Т.В. Корякиной, А.Д. Косьмина, А.В. Кузьмина, Р.И. Мельниковой, А.В. Полянина, Т.С. Соболь, В.В. Чечикова и др.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в теоретико-методологическом обосновании развития организационных структур в системе государственного управления и разработке практических рекомендаций по оптимизации организационной структуры аппарата органа государственного управления.
Для достижения поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:
- обосновать теоретико-методологический подход к проведению исследования системы государственного управления;
- раскрыть цели и функции управления как основу формирования структур аппарата органов государственного управления;
- определить понятие и типологию организационных структур органа государственной власти;
- составить характеристику органа исполнительной власти (на примере Комитета финансов Волгоградской области)
- проанализировать организационную структуру управления комитета финансов Волгоградской области;
- предложить направления совершенствования организационной структуры управления комитета финансов Волгоградской области
Объект исследования – аппарат управления Комитета финансов Волгоградской области.
Предмет исследования – организационная структура органа государственной власти.
Методы исследования. Теоретическую и методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют фундаментальные положения теории государственного управления, общефилософских и государственно-управленческих аспектов применения системного подхода к управлению; научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории и методологии государственного управления.
В работе применялись общенаучные и специальные методы исследования, в частности с помощью аналитического метода осуществлен отбор научной информации по теме выпускной квалификационной работы; компаративный и логико-семантического методов исследован понятийный аппарат; структурно-функционального анализа и декомпозиции обоснована организационная структура аппарата управления Комитета финансов Волгоградской области и ее составляющие, определено ее современное состояние и намечены пути совершенствования.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования организационных структур аппарата органов государственного управления
1.1. Государственное управление в РФ как система
Выделение и структуризация системы государственного управления, определение ее сущностных характеристик и траектории будущих преобразований основывается на синтезе концептуальных основ системного подхода и наработках отечественных и зарубежных ученых науки государственного управления.
Системный подход в государственном управлении основывается на теории систем, основоположником которой является А.А. Богданов. По сути, система государственного управления в любой стране характеризуется множеством взаимосвязей как внутри управляющей подсистемы, так и между ее структурными компонентами, в то же время при взаимодействии со внешней средой (системами государственного управления зарубежных стран, международными организациями) она позиционируется как единое целое.
Учитывая сложную природу системы государственного управления, особую актуальность также приобретает утверждение автора о ее нестатичности.
Достаточно важным аспектом наработок А.А. Богданова является подчеркивание роли организованности: "организационная система всегда больше, чем сумма ее составляющих элементов, а дезорганизационная – всегда меньше суммы своих частей"[1]. В сочетании с постоянно возрастающей сложностью системы государственного управления, организованность приобретает все большее значение.
Проанализируем наработки Л. фон Берталанфи, в части классификации систем по критерию путей углубления их организованности[2]:
- те, которые базируются на динамическом взаимодействии частей (эквифинальные системы);
- в основу которых положена схема обратной связи;
- гомеостата Эшби (система достигает устойчивого состояния путем проб и ошибок).
Мы считаем, что систему государственного управления довольно трудно отнести к какому-либо из типов, определенных в очерченной классификации, однако ключевые признаки, по которым выделены группы отображаются, в определенной степени, в отдельных подсистемах и присущие всей системе на разных этапах ее функционирования.
Необходимость применения системного подхода вытекает из целей общей теории систем, которые предложил Л. фон Берталанфи (рис. 1).
1.2. Цели и функции управления как основа формирования структур аппарата органов государственного управления
Цели государственного управления – это направления будущей деятельности и развития. Источником возникновения и функционирования целей государственного управления являются потребности и интересы людей. Цели государственного управления делятся на: стратегические, тактические и оперативные[1].
1.3. Организационная структура органа государственной власти: понятие и типология
Организационная структура государственного управления – это компонент системы государственного управления, обусловленный ее общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием, который объединяет в себе определенную совокупность органов государственной власти, их персонал, материальные и информационные ресурсы, выделяемые и затрачиваемые обществом на формирование и реализацию государственно-управленческих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления.
Рассмотрим требования к построению организационной структуры органа государственной власти (рис. 8).
Глава 2. Исследование организационной структуры на примере комитета финансов Волгоградской области: состояние и направления оптимизации
2.1. Характеристика органа исполнительной власти (на примере комитета финансов Волгоградской области)
В соответствии с Постановлением Губернатора Волгоградской области от 08.04.2014 г. №309 "Об утверждении положения о Комитете финансов Волгоградской области"[1] (далее – Постановление от 08.04.2014 г. №309), Комитет финансов Волгоградской области (далее – Комитет финансов или Облфин) является финансовым органом Волгоградской области, органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, составление и организацию исполнения областного бюджета, управление государственным долгом, исполнение полномочий органа внутреннего государственного финансового контроля, общее руководство организацией финансов в Волгоградской области.
Облфин является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В своей деятельности Комитет финансов руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Уставом Волгоградской области, законами Волгоградской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Волгоградской области, постановлениями Администрации Волгоградской области, а также Положением "О Комитете финансов Волгоградской области".
Облфин осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, организациями и гражданами.
В полномочия Комитета финансов Волгоградской области входит:
- составление проекта областного бюджета, представлеине его Губернатору Волгоградской области и Администрации Волгоградской области, участие в разработке проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
2.2. Анализ организационной структуры управления комитета финансов Волгоградской области
Рассмотрим организационную структуру управления Комитета финансов Волгоградской области (рис. 15).
Возглавляет Комитет финансов Волгоградской области первый заместитель Губернатора Волгоградской области – председатель комитета финансов Волгоградской области (далее именуется – председатель Комитета), назначаемый на должность Губернатором Волгоградской области из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 06.11.2004 г. №608[1]. В настоящее время должность первого заместителя Губернатора Волгоградской области – председателя комитета финансов Волгоградской области занимает Дорждеев Александр Владимирович.
Председатель Облфина освобождается от должности Губернатором Волгоградской области. Также он имеет первого заместителя и заместителей председателя Комитета, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке. В случае отсутствия председателя Комитета финансов его полномочия осуществляет его первый заместитель. В случае их одновременного отсутствия полномочия председателя Комитета финансов осуществляет один из его заместителей.
Помощь студентам. Консультационная компания "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты:
Т. 7-988-027-88-34.