Найти тему

Не покупают в онлайн-школе? Как сделать конфетку из своего продукта!

Всем привет! Нв связи снова digital-агенство «VKUSNO» и его основатель и руководитель Никита Панаско. Уже более 5 лет мы работаем с онлайн-школами и знаем буквально все о рынке онлайн-образования. В этой статье я расскажу, зачем нужна адаптация инфопродукта под рынок, остановлюсь на ее ключевых аспектах и представлю несколько приемов, способствующих эффективной адаптации продуктов к потребностям целевой аудитории.

Само слово «адаптация» у многих может вызвать недоумение, поскольку не понятно, что именно подразумевается под этим термином, и почему нужно прилагать усилия, чтобы каким-то образом модифицировать инфопродукты в соответствии с рыночными условиями. Опытных экспертов и репетиторов может удивить необходимость дополнительной адаптации образовательных продуктов под рынок, поскольку это и так является неотъемлемой частью их практической деятельности. Они постоянно совершенствуют учебные курсы, корректируют содержание учебного материала и вносят изменения в методику преподавания. Таким образом, эксперт осуществляет адаптацию продукта с точки зрения его внутренней составляющей, т. е. смыслового наполнения. Она подразумевает добавление новых модулей к программе онлайн-курсов и внедрение определенных методик обучения. Такая актуализация обучающего контента и есть смысловая адаптация.

-2

Ярким примером такой адаптации стала ситуация, при которой школы удаленных профессий, специализирующиеся на обучении дизайнеров, IT-специалистов и SMM-менеджеров, расширили свои образовательные программы и добавили уроки по поиску работы. Многие из них привлекли квалифицированных HR-специалистов и включили в учебные планы такие разделы, как составление резюме, создание портфолио, поиск заказчиков и взаимодействие с ними. Еще один вариант смысловой адаптации связан с интеграцией психологических аспектов в различные бизнес-программы, т. е. включение в курс модулей от психологов, которые направлены на проработку психологических установок и личностное развитие человека. Таким образом, школы начали делать акцент в своих обучающих программах на практическое применение полученных знаний, проработку психологических установок и личностное развитие человека.

Содержание — главная ценность обучающего курса. И если говорить об адаптации содержательной части продукта, то здесь можно прибегнуть к анализу обучающих курсов конкурентов. Одной из эффективных методик для выявления потребностей целевой аудитории является кастдев (от английского «customer development»). Этот метод представляет собой опрос или глубинное интервью прошедших обучение у ваших конкурентов учеников с целью узнать, чего им не хватало. Найти контакты нужных вам для кастдева людей можно интересным, но неоднозначным способом — просмотреть чаты бывших учеников ваших конкурентов. В благодарность за помощь им можно предложить бесплатную консультацию или диагностическую сессию.

-3

Вторая разновидность адаптации инфопродуктов под рынок связан не с добавлением новых модулей (смысловая адаптация), а с изменением структуры продукта. Модификация такого плана носит название «структурная адаптация». Т. е. с точки зрения смысла все может быть довольно хорошо, а с точки зрения структуры инфопродукт может быть совсем неподходящим для онлайн-бизнеса. При переходе в онлайн нужно иметь ввиду различия в способе в Современному человеку довольно сложно сосредоточиться и уделить 1,5 часа обучению онлайн. осприятия информации и организации учебного процесса. В частности, человек не готов смотреть уроки по 1,5 часа как в обычной учебной аудитории. Разделив курс на большое количество коротких сегментов (микроконтент), вы можете дать информацию небольшими порциями, что облегчает восприятие и усвоение материала. Это особенно актуально для онлайн-образования, где ученики предпочитают компактные и интерактивные форматы обучения.

Неудивительно, что в онлайн-образовании появился специальный термин «микролернинг», который обозначает процесс обучения в течение короткого периода времени. Любой тип онлайн-контента (обучающие видео, подкасты, презентации, задания) можно представить в формате микрообучения. Его цель — дать ученикам возможность быстро усвоить конкретную тему или отработать навык без необходимости посвящать много времени обучению.

Эффективные уроки длятся 20-30 минут, что умещается в стандартный формат восприятия, в то время как уроки продолжительностью 40 минут и более могут быть сложными для усвоения. Если в курсе есть большой скринкаст продолжительностью 1-1,5 часа, который демонстрирует практические навыки, то он становится камнем преткновения. Ученики, как правило, не смотрят полностью этот скринкаст, что затрудняет усвоение материала и приводит к потере их потребительской лояльности.

-4

Третьим видом адаптации инфопродуктов под рынок, наряду со смысловым и структурным компонентами, является то, что мы называем упаковкой. Но это не внешний вид сайта, рекламные материалы или написанные статьи, а упаковка маркетингового плана, а именно, ознакомительные материалы и брендовая продукция. Обычно, упаковка инфопродуктов включает формат их преподавания, т. е. способ, которым обучающий материал транслируется ученикам. Это может быть онлайн-формат (например, еженедельные встречи в Zoom / Google Meet / Яндекс.Телемост) или формат записанных ранее курсов. Информация может быть представлена в виде голосовых подкастов или доставляться ученикам через бот. Выбор конкретного формата обучения зависит от поставленных целей. Но старайтесь по возможности комбинировать форматы. Это позволит адаптировать обучающие курсы к нуждам аудитории, повысит вовлеченность учеников, поможет сформировать профессиональные навыки и сделает продукт более удобным для продвижения на рынке.

Помимо выбора формата и структуры уроков, адаптация инфопродукта под рынок предусматривает внедрение дополнительных элементов, «фишек» обучающего курса. Один из эффективных способов сделать обучение более интересным и продуктивным — включение практических заданий и, в частности, проектов. Проектная работа помогает ученикам систематизировать информацию и применять полученные знания на практике. Одновременно проект — это кейс для портфолио студентов. По завершении курса они должны защитить свою работу, что способствует закреплению материала и повышению мотивации к обучению. Например, в рамках продвижения школы бизнеса на маркетплейсах, мы предложили сделать проект: студенты выбирали свою нишу, находили поставщиков в Китае, определяли размер партии товара, разрабатывали дизайн упаковки и логотипа, создавали личные кабинеты на платформах маркетплейсов. Таким образом, каждый участник получил практический опыт ведения бизнеса, начиная от выбора ниши и заканчивая продажами на платформе.

При рассмотрении возможностей улучшения инфопродукта стоит обратить внимание на добавление других интересных приемов. К примеру, школа подготовки к ЕГЭ внедрила систему разделения учеников на «факультеты», основываясь не на выбранных предметах, а на их личностных качествах.

Повышать мотивацию участников можно с помощью геймификации (адаптации игровых механик для неигровых процессов), когда в процесс обучения вводится система бонусных баллов, рейтинг, призы и другие соревновательные элементы. В обмен на накопленные баллы ученики могут получить скидку на оплату обучения или пройти следующий модуль бесплатно. Это создает стимул для активной работы, достижения высоких результатов и приводит к высокому уровню вовлеченности учеников. Дополнительной мотивацией для завершения обучение является выдача сертификата о прохождении курса.

В заключение хочу сказать, чтобы ваш курс стал инструментом, с помощью которого человек может изменить свою жизнь к лучшему, нужно учитывать множество факторов: содержание курса, формат подачи информации, нестандартные приемы и механики. И даже при таком комплексном подходе обучающий контент нельзя сделать качественным раз и навсегда. Его нужно постоянно актуализировать и искать новые способы взаимодействия с аудиторией — только так можно создать по-настоящему уникальный продукт, который будет востребован на образовательном рынке. Записывайтесь к нам на диагностические сессии https://vkusnovk.ru/ и мы поможем вам разработать эффективную бизнес-модель для вашей онлайн-школы.

Спасибо за ваше время! Если хотите подробнее разобраться в продвижении онлайн-школы, скачивайте мой гайд «16 стратегий продвижения онлайн-школы в 2024 году», в нем только отработанные и проверенные стратегии с реальными примерами из нашей практики!