Найти в Дзене

Дипломная работа: "Управление ассортиментом услуг предприятия отрасли туризма (на примере ООО «Большой мир приключений»)".

Оглавление

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления ассортиментом услуг предприятия отрасли туризма

1. 1 Сущность и содержание управления ассортиментом в сфере туризма

1. 2 Подходы к формированию ассортимента услуг в сфере туризма

1.3 Методы анализа ассортиментной политики в сфере туризма

Глава 2. Анализ управления и оптимизации ассортимента услуг туристического агентства ООО «Большой мир приключений»

2. 1 Общая характеристика предприятия ООО «Большой мир приключений»

2.2 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Большой мир приключений»

2. 3 Исследование процессов управления и оптимизации ассортимента услуг предприятия отрасли туризма ООО «Большой мир приключений»

Глава 3. Совершенствование управления ассортиментом услуг предприятия ООО «Большой мир приключений»

3. 1 Разработка мероприятий по оптимизации ассортимента услуг предприятия ООО «Большой мир приключений»

3. 2 Обоснование эффективности мероприятий по оптимизации ассортимента предприятия ООО «Большой мир приключений»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Туристическая отрасль - одна из наиболее молодых и динамично развивающихся отраслей экономики России. В 2023 г. по данным Всемирной туристической организации международный туризм охватил 846 млн. чел., суммарный доход от него составил 733 млрд. долларов или более 35% мирового экспорта услуг.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании внутреннего валового продукта (ВВП), создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие.

Россия имеет все возможности стать ведущей туристической державой. Именно в туризме заложена одна из так называемых точек роста для многих российских регионов. Так, Волгоградская область, долгое время специализировавшаяся на промышленном производстве, открывает новые направления развития. Сегодня одним из перспективных направлений области становится туризм.

Волгоградская область имеет богатейший потенциал для развития въездного и внутреннего туризма, который пока не используется в полном объеме в связи с недостатком финансирования. Область готова предложить туристам экологический, этнографический, экстремальный, научно-познавательный и другие виды туризма. Регион имеет также свою особенность - патриотическое направление, связанное с событиями Сталинградской битвы. Интерес к данной теме очень высок не только среди наших соотечественников, но и во всем мире.

В последние годы особый интерес у жителей Волгоградской области вызывают экскурсионные туры по территории родного края. Начинают пользоваться популярностью короткие экскурсии, а также «туры выходного дня» в соседние регионы.

В туризме маркетингу уделяется недостаточное внимание. Именно в туризме предприниматели больше ориентированы на практику и действуют в соответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной такого положения является тот факт, что большинство туристских предприятий до недавних пор могло без особых усилий и маркетинговых исследований постоянно увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства туристских услуг. Экстенсивный рост спроса на туруслуги в России обусловленный огромным количественным потенциалом рынка, высоким уровнем образования населения, его готовностью расходовать деньги на отдых с традиционной щедростью русских на отдыхе, в далеком прошлом не служил стимулом к активизации маркетинговой деятельности предприятий туризма.

Насыщенность рынка туризма разнообразными туристическими услугами, острая конкурентная борьба туристических фирм за предпочтения потребителей, возможность предпринимателей самостоятельно определять цели, стратегии, управленческие структуры обусловили необходимость и возможность использования маркетинга в сфере туризма.

Углубление индивидуализации потребительского спроса, переход от массового стандартизованного к дифференцированному предложению туристских услуг и товаров, концентрационные процессы в индустрии туризма обусловливают необходимость обращения все большего внимания на маркетинговые исследования, стратегию и планирование.

Формирование ассортимента – маркетинговый управленческий процесс, требующий повышенного внимания со стороны работников туристской компании и, именно поэтому, постоянный анализ своих услуг есть главная задача организации.

Актуальность темы дипломной работы «Разработка и обоснование путей оптимизации ассортимента услуг предприятия отрасли туризма (на примере ООО «Большой мир приключений»)» определена тем, что каждого руководителя, прежде всего, интересует конечный результат деятельности фирмы, то есть коммерческий успех предприятия. А успех этот напрямую зависит от того, насколько качественно сформирована ассортиментная политика. Ни одна туристская фирма не может пользоваться только имеющимися в ее ассортименте маршрутами. Постоянно изменяются понятия населения о наилучших видах отдыха, меняется мода на престижные места отдыха, появляются новые курортные районы, новые клиенты приходят с новыми запросами по поводу организации деловых или иных туров в ранее не охваченные данным туроператором регионы.

Целью дипломной работы является разработка и обоснование путей оптимизации ассортимента услуг предприятия отрасли туризма (на примере ООО «Большой мир приключений»).

Для ее реализации определим следующие задачи:

- исследовать теоретические основы управления ассортиментом услуг в сфере туризма;

- изучить подходы и методы формирования ассортимента услуг в сфере туризма;

- рассмотреть принципы и содержание эффективной ассортиментной политики в сфере туризма;

- представить общую и организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Большой мир приключений»;

- выполнить анализ ассортимента услуг предприятия ООО «Большой мир приключений»;

- разработать мероприятия по оптимизации ассортимента услуг предприятия ООО «Большой мир приключений»;

- произвести обоснование эффективности мероприятий по оптимизации ассортимента предприятия ООО «Большой мир приключений».

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является ассортиментная политика туристической фирмы ООО «Большой мир приключений».

Предметом исследования являются направления и методы оптимизации ассортимента услуг предприятия отрасли туризма, а также организационно-экономические отношения, возникающие в процессе оптимизации.

Теоретической основой для написания данной работы послужили литературные источники по организации туристской деятельности, данные участников туристического рынка, оценки и мнения экспертов в области туризма, нормативные документы, периодические издания.

Выпускная квалификационная работа состоит введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические основы управления ассортиментом услуг предприятия отрасли туризма

1. 1 Сущность и содержание управления ассортиментом в сфере туризма

Социально-экономическое развитие России представляет собой закономерный процесс, обусловленный усилением ориентации общества на все большее развитие масштабов и спектров производства материальных и нематериальных услуг, эволюцией и трансформацией технологических укладов и нарастающей тенденцией доминирования сервисной экономики.

Процесс управления предприятием сферы сервиса и туризма имеет множество общих черт с процессом управления любой организацией, действующей в любой другой отрасли.

Английское слово «менеджмент» (management) не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» — как «руководитель». Первоначально оно обозначало искусство управлять лошадьми и произошло от глагола to manage, который примерно означает «объезжать лошадей» и, в свою очередь, восходит к латинскому manus - «рука».

В классическом представлении категория «управление» шире категории «менеджмент», так как она применяется к различным видам человеческой деятельности, например к управлению автомобилем н иными, более сложными техническими системами.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Управление многообразно и существует в самых различных видах. Это может быть техническое управление, государственное управление, идеологическое управление, управление социальными процессами и, наконец, хозяйственное управление. Для обозначения последнего в настоящее время во всем мире и укоренился термин менеджмент. Однако менеджмент — не просто хозяйственное управление, он имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект полностью свободен, функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей непосредственной целью получение прибыли или нет. На рис. 1.1 изображено несколько возможных подходов к содержанию понятия «менеджмент».

1. 2 Подходы к формированию ассортимента услуг в сфере туризма

Формирование ассортимента есть деятельность по составлению набора услуг, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации. Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации [38, с. 63].

Важно учитывать то, что туристский продукт представляет собой сочетание вещественных товаров и невещественных услуг, особенностями которых являются неосязаемость, неспособность к хранению, несовпадение во времени факта покупки и потребления, зависимость качества этого продукта от исполнителя, а также подверженность сезонным колебаниям. Необходимо учитывать сезонность туристского продукта, так как это явление неизбежно и оказывает значительное влияние на работу любого туристского предприятия [43, с. 85].

Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов (природно-географических, культурно-исторических, социальных, экономических, демографических, политико-правовых. технологических, экологических и т. п.), роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма. Поэтому их учет объективно необходим для организации эффективной туристской деятельности. Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая проблема [48, с. 142].

Под сезонностью, или сезонными колебаниями понимают более или менее устойчивую закономерность внутригодовой динамики социально-экономических явлений. Их причинами являются особенности товарного предложения, покупательского спроса, изменения затрат в зависимости от изменения климатических условий в разные временные промежутки рассматриваемого периода и т. д. Другими словами, сезонностью называют устойчивую закономерность динамики внутригодовых и постоянно повторяющихся колебаний спроса и предложения. По сути своей сезонность довольно сложное явление. Часто се последствия противоречивы. Довольно часто появление на рынке туристского продукта обусловливает пик сезонных колебаний и цен, особенно в летний период времени. Ему соответствует и сезонный подъем спроса. Однако в настоящее время многие туристские фирмы имеют достаточно широкий ассортимент туристских программ и маршрутов, который обеспечивает им спрос практически в течение всего года. Это оказывает сглаживающее влияние на сезонные колебания [18, с. 52].

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

1.3 Методы анализа ассортиментной политики в сфере туризма

Категорийный менеджмент является относительно новой концепцией развития бизнеса. В отличие от традиционной организации управления он предполагает специализацию управленческих работ не по функциям, а по товарным категориям.

Обеспечение спроса покупателей при таком подходе требует более пристального внимания и более четкого и корректного управления товарным потоком, что обеспечивает бесперебойный процесс потребления (продаже товаров и услуг). Для каждого из структурных элементов категорий постоянно необходимо разрабатывать свою особую стратегию управления. Для этого необходимо решить задачу правильного разбиения всей совокупности ассортимента услуг на определенные, однородные (по выбранным признакам) кластеры или группы товаров.

Для таких задач необходимо иметь специфический механизм выполнения этого сложного процесса.

Методический подход АВС относится к таким метам управления ассортиментом товарного потока (запаса), которые наиболее часто упоминаются в научных и учебных изданиях по соответствующей тематике.

Сегодня вопрос проведения ABC-анализа широко освещаются в тематической литературе, как отечественными, так и зарубежными учеными. Например, авторы в своих работах рассматривают такие аспекты АВС-анализа: Г. Бодряков, В.А. Круглова, Л. И. Лачкова и В. М. Лачкова, Л.Н. Кольцова и В.В. Кольцова, Г. Роганова - отдельные вопросы практики применения АВС-анализа; П.Л. Ваньян и Н. Кириллова - характеристику АВС-анализа в системе управления запасами; С.В. Гришко и Е.В. Пересада - предлагают экономико-математическую модель разделения запасов по критериям ABC-анализа; О.В. Бессмертная, С.М. Голубева и Н.М. Голубева, Г.А. Цопа - рассматривают особенности применения ABC-анализа в промышленности; О.О. Нестеренко представляет результаты ABC-анализа на предприятиях розничной торговли; А. Тупицин рассматривает процесс реформирования управления товарными запасами с применением метода АВС; А. Фишер , Т. Я. Лагоцкий, В.С. Лукинский и А.М. Гаджинский наиболее обоснованно раскрывают сущность и механизм работы методического подхода и дают описание алгоритма проведения не только эмпирического, графического но и аналитических методов АВС анализа [47, с. 214].

2. 3 Исследование процессов управления и оптимизации ассортимента услуг предприятия отрасли туризма ООО «Большой мир приключений»

ООО «Большой мир приключений» имеет богатый опыт работы по организации поездок внутри страны. В таблице 2. 4 приведен ассортимент предоставляемых туров.

Добавьте описание
Добавьте описание

Помощь студентам. Консультационная компания "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты:

Telegram

WhatsApp

ВКонтакте

Т. 7-988-027-88-34.