В прошлом году Света перенесла судороги при высокой температуре. Риски были высоки, и почти два месяца неврологи держали Свету на препаратах. В результате первые слова, да и вообще речевые звуки исчезли.
Вот уже год, как Света вернулась в исходное состояние, какой мы забирали ее в почти пять лет из ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь». Девушка кричит, подвывает, издает резкие звуки совсем неречевого характера. Но надо отметить, что сохранилось главное – Света понимает, что ей говорят. Хотя конечно, выполняет инструкции взрослого не всегда, только если она согласна и считает требования справедливыми))
Конечно, в тот день, когда у Светы было острое состояние, а это почти полчаса, пока мы ждали скорую, я была готова на все, лишь бы ребенок выжил. Я понимала сразу, что после приступа у нас будут совсем другие проблемы. Это очень страшно, когда ребенок бьется, и не понятно, что происходит, и как спасаться. Нам повезло с бригадой врачей на «Скорой помощи», приехали две молодые девушки и ловко справились с тонкими детскими венами, сразу поставили катетер, ввели лекарства, сняли судороги. Помощь реаниматолога нам не понадобилась тогда, и я очень признательна врачам "Скорой"!
Еще полгода после приступа ушло на лечение, поиск причин приступа, ночные мониторинги. Удалось выяснить, что ЭПИ активности у Светы нет. Скорее всего, приступ судорог был разовый, в силу незрелости ЦНС. По сути, подтвердился первый и основной диагноз Светы - органическое поражение ЦНС. Второй диагноз – аутизм, как результат депривации в первые годы жизни, плюс наследственность есть в этом плане.
Да, все это тяжело, но здоровье у ребенка наладилось, ситуация перестала быть угрожающей. И теперь на первый план вышли проблемы речи. Зачатки речи, над которыми мы столько бились, после приступа и лечения полностью исчезли(( Так бывает у детей с отравлением в пренатальный период – слишком резкая реакция на лекарства.
Между тем, со Светой годами занимались лучшие педагоги. В реацентре «Наш солнечный мир» нам удалось попасть к Наталье Владимировне Лисица, когда Свете было почти 6 лет.
Наташа была вынуждена начинать с самого начала: добивалась от Светы реакции на обращенные слова. Очень повезло, что в группе лежачих детей, где Света находилась первые 4 года жизни, часто был включен телевизор. Получилось, что Света успела набрать некий пассивный словарный запас, и логопед-дефектолог успешно этот словарный запас начала активировать. Наталья занимается с ребенком в игре, в движении. Всем телом ребенок «ловит» звуки, связывает смысл слова и действие. Выстраивается логика звук-слово-действие, и все это на позитиве, в радости! Редкие специалисты так берегут настроение ребенка на своих занятиях, как Наталья.
Ну сами посудите, где и как Света могла использовать глагол «Беги»? Если все дети в ее группе имели грубые двигательные нарушения? А саму Свету на прогулку вывозили строго на коляске? Никто и никогда до Наташи Лисицы не предлагал Свете - «Беги»! Или например, одно из первых упражнений для речевого аппарата «Дуть».
Невозможно представить, что воспитательница или няня в детском доме вдруг внезапно бросит инструкции, выберет Свету среди других детей и начнет ей показывать, как надо дуть! И занятия с логопедом в ЦССВ для Светы отменили, дескать, бессмысленно с ней заниматься. Вот так определили путь девочке – к полутора годам дали инвалидность по психиатрии, к трем-четырем годам не дали ходить самой, есть твердую пищу, отменили занятия. Чтобы уж наверняка впереди был ПНИ, и никак иначе. Пропавшие для развития ребенка первые годы жизни уже не вернуть. Но в наших силах набрать по максимуму возможные умения и навыки.
Чтобы научить почти шестилетнюю в то время Свету дуть, ушло почти два года. Хотя в раннем младенчестве конечно, все произошло бы намного легче. Наталья Владимировна прилагала на наших занятиях невероятную фантазию. Использовали и флейту, и свечи, и шарики, бумажные ленточки. Дули на мыльные пузыри! Дули на все, что можно сдуть с места. Теперь Света с готовностью бежит к тортам со свечками – она умеет дуть! И задувает свечи. Это важное дело, Света знает!
Наталья поставила нам задачу как родителям, ловить любой интерес ребенка и требовать от нее просьбу. Так формировали обращение Светы к взрослым. Появилась первая коммуникация с нашим аутичным ребенком. Более того, теперь вся семья требует от Светы - скажи "Дай", попроси! Что ты хочешь, скажи! Постепенно перешли к речи – к звукам, редуцированным словам.
К 10 годам Света уверенно пользовалась словом «Да», «Дай», можно было ясно различить еще 8 слов. Наташе удалось дифференцировать со Светой звуки Б и П, Д и Т. Мы хорошо продвинулись! Хотя и слишком медленно, конечно.
Пока Наталья Лисица как дефектолог искала подход к нашей девочке-маугли, за счет новых идей ей удалось раскачать и запустить речь другим детям, до этого считавшимся оооооочень сложными. Так Света инициировала создание новой методики по запуску речи! К Наталье Владимировне все сложнее становилось записаться, очередь к ней росла. Были месяцы, когда мы выпали из расписания, и ждали возможность вернуться к занятиям.
И вот Наталья Лисица возвращается к рабочей нагрузке после декретного отпуска, приглашает нас со Светой. Грустно нам было показывать, сколько же потерь в речевом развитии за последний год произошло.
А Света! Зашла в кабинет, увидела привычные предметы и игрушки! Увидела привычные карточки! И с первых минут вспомнила речевые звуки! Пусть тихо, пусть не четко! Но прямо на первом занятии этого лета я снова услышала хрипловатое «МАМА»!
Наташа, как хорошо, что Вы есть у нас! Как хорошо, что мы заняли свое место в расписании. Думаю, месяца два пройдет, и новеньким снова придется ждать в очереди, пока можно будет попасть к логопеду Наталье Лисица.
Наталья Владимировна Лисица уникальный специалист с 10-летним стажем. Главная задача на ее занятиях - успешное и эффективное развитие коммуникативных навыков и речи у детей. Она берется за самые трудные случаи, как наш. Наташу не пугают сочетанные проблемы у детей, в том числе депривация, генетика, ПТСР, аутизм. Чем сложнее, тем интереснее, считает Наталья. Ее девиз - «Вызов принят, начинаем работать!»
По итогам занятий родители ребенка с ОВЗ получат:
- индивидуальный речевой профиль ребёнка;
- программу речевого развития (задачи и приёмы к их достижению);
- рекомендации к развитию коммуникативных и речевых способностей ребёнка в домашних условиях.
Помимо классического образования педагога-дефектолога, Наталья Лисица регулярно обновляет свои знания. В том числе повышение квалификации по программе «Массаж ШВЗ», повышение квалификации по программе «Логопедическая работа с детьми с моторной алалией в соответствии с требованиями ФГОС», повышение квалификации по программе «Система формирования лексико-грамматических представлений у детей с ОНР». А также Наталья Владимировна Лисица имеет огромный опыт работы с детьми с аутизмом.