Найти тему

Магистерская диссертация - Конституционное право на Интернет-доступ к информации, его место в системе прав человека и гражданина.

Оглавление

Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления.

Аннотация

Цель выпускной квалификационной работы магистра состоит в том, чтобы на основе анализа действующего российского законодательства, международных актов, судебной практики, критического осмысления научных трудов отечественных и зарубежных авторов определить природу и научное понятие конституционного права на Интернет-доступ к информации, его место в системе конституционных прав человека и гражданина, и выработать предложения по его законодательного регулирования и судебной защиты в России.

В первой главе магистерской диссертации раскрывается понятие и законодательное закрепление в РФ права человека на интернет-доступ к информации, а именно: понятие и сущность публичной информации, доступ к публичной информации как предмет правового регулирования, право на доступ к публичной информации в системе конституционных прав человека и гражданина.

Во второй главе магистерской диссертации исследуются законодательное регулирование и защита конституционного права человека на интернет-доступ к информации, в частности: правовое регулирование информационно-коммуникационной сети "Интернет" в РФ в части доступа граждан к публичной информации, юридические гарантии права на Интернет-доступ в РФ, судебная защита в РФ как юридическая гарантия реализации права на Интернет-доступ к информации .

В третьей главе магистерской диссертации приведены направления совершенствования отечественного законодательства РФ и защиты права на интернет-доступ в России.

Работа состоит из 104 страниц и содержит 73 источника литературы.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В РФ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ИНТЕРНЕТ-ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ

1.1. Понятие и сущность публичной информации

1.2. Доступ к публичной информации как предмет правового

регулирования

1.3 Право на доступ к публичной информации в системе конституционных прав человека и гражданина

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ИНТЕРНЕТ-ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ 42

2.1 Правовое регулирование информационно-коммуникационной сети "Интернет" в РФ в части доступа граждан к публичной информации 42

2.2. Юридические гарантии права на Интернет-доступ в РФ 58

2.3. Судебная защита в РФ как юридическая гарантия реализации права на Интернет-доступ к информации

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ И ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ИНТЕРНЕТ-ДОСТУП В РОССИИ

3.1. Обеспечение судебной защиты права на Интернет-доступ к публичной информации в России

3.2 Практика рассмотрения дел о нарушении права на доступ к публичной информации

3.3 Направления совершенствования законодательного регулирования и судебного защиты права на доступ к публичной информации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение

Актуальность темы исследования. Демократическое развитие России невозможно без сознательного активного участия граждан в процессе формирования и принятия решений органами государственной власти и без контроля за их деятельностью со стороны общества, что предусматривает получение каждым его членом достоверной и полной информации об этой деятельности. Обеспечению этой информационной потребности служит право каждого человека на доступ к информации, что в современном информационном обществе является одним из основополагающих естественных прав человека, которое закреплено в ключевых конституционных прав человека и гражданина, а также регламентируется такими ведущими международными нормативными правовыми актами такими, как Международный пакте о гражданских и политических правах и Конвенция о защите прав и свобод человека.

Анализ состояния фактической реализации законодательства о доступе к сети Интернет, фактически являющейся доступом к публичной информации показывает, что на практике далеко не всегда это право обеспечено надлежащим образом, что властные субъекты остаются заинтересованными в разного рода ограничениях доступа общества к имеющейся у них информации. Это является причиной того, что и на сегодняшний день не решен ряд важных проблем, так или иначе связанных с обеспечением конституционного права человека и гражданина на доступ к публичной информации властных структур и осуществления гражданского контроля за деятельностью власти. В этих обстоятельствах приобретает актуальное значение потребность изучения указанных проблем, необходимость их теоретического исследования и формулирование предложений для их решения.

Анализ научной литературы свидетельствует, что приблизительно с начала 2000-х годов вопрос обеспечения права на Интернет доступ к информации становится предметом активного исследования среди отечественных ученых. Вместе с тем, единого понятийного аппарата в рассматриваемой сфере отношений до сих пор в науке не сформировано, поэтому исследуемая тематика требует дополнительного изучения. В связи с этим актуальным как с практической, так и с теоретической точки зрения становится данное научное исследование, направленное на определение понятия и специфики конституционного права на Интернет-доступ к публичной информации в системе социально-экономических прав и его гарантиям, изучение проблемных вопросов относительно порядка его реализации, в частности, практики судебной защиты этого права.

Степень разработанности (изученности) темы. Следует отметить, что основой исследования стали труды ученых, которые рассматривали проблемные аспекты конституционного права на информацию, а именно: И.Л. Авдеевой, Е.Г. Алексеева, Е.И. Архипова, Е.Г. Багоян, Л.И. Валиловой, Е.А. Войниканис, О.М. Гвоздевой, Т.К. Гуляевой, С.Г. Дзыбовой, М.Е. Егоровой, В.П. Кашепова, Р.А. Клычева, С.В. Козловой, Н.В. Козлова, А.Н. Кокотова, Д.А. Колесникова, Н.С. Колесниковой, Б.В. Колосова, Е.В. Комбарова, А.О. Коновалова, А.А. Копиной, С.И. Луценко, В.С. Нерсесянц, Т.Е. Никитиной, Е.А. Палеховой, М.С. Павловой и др.

Цель магистерской диссертации состоит в том, чтобы на основе анализа действующего российского законодательства, международных актов, судебной практики, критического осмысления научных трудов отечественных и зарубежных авторов определить природу и научное понятие конституционного права на Интернет-доступ к информации, его место в системе конституционных прав человека и гражданина, и выработать предложения по его законодательного регулирования и судебной защиты в России.

Для достижения этой цели предусмотрено решение таких задач:

1. Определить содержание понятия и сущности публичной информации;

2. Выяснить сущность доступа к публичной информации как предмета правового регулирования;

3. Определить специфику права на доступ к публичной информации в системе конституционных прав человека и гражданина;

4. Раскрыть специфику правового регулирования информационно-коммуникационной сети "Интернет" в РФ в части доступа граждан к публичной информации;

5. Охарактеризовать юридические гарантии в сфере Интернета;

6. Раскрыть специфику судебной защиты прав на Интернет-доступ к публичной информации в России;

7. Проанализировать практику рассмотрения судами дел о нарушении права на доступ к публичной информации;

8. Предложить направления совершенствования законодательного обеспечения и судебной защиты в РФ.

Объект исследования составляют конституционно-правовые отношения, складывающиеся в сфере обеспечения конституционного права на доступ к публичной информации.

Предметом исследованияявляется конституционное право человека и гражданина на доступ к публичной информации и его судебную защиту в РФ.

Теоретическую основуисследования составляют работы современных ученых в области конституционного и международного права, раскрывающие отдельные аспекты рассматриваемой проблематики.

Нормативной и эмпирической базой исследования является Конституция РФ и законодательство России, конституции других стран, международно-правовые акты по вопросам прав человека и их судебной защиты, а также решения Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда России и судебная практика по вопросам реализации права граждан на доступ к публичной информации за период 2017-2021 годы.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что диссертация является одной из первых, рассматривающих проблемные вопросы, связанные с изучением специфики конституционного права не на информацию, а на Интернет-доступ к информации публичного характера.

Основными положениями, выносимыми на защиту являются:

1. Аргументировано, что предложенная в научной литературе классификация информации по ряду критериев является малопродуктивной, поскольку выбор этих критериев имеет случайный характер, лишен достаточных логических оснований, вследствие чего разделенная информация не отмечается своей спецификой и может принадлежать одновременно к нескольким группам;

2. Доказано, что в настоящий момент Конституция РФ прямо не закрепляет право человека и гражданина на Интернет-доступ к публичной информации как самостоятельное право и ст. 29 Основного закона РФ нуждается в корректировке.

3. Доказано, что в РФ систему источников, регулирующих предпринимательскую деятельность в сети Интернет в Российской Федерации составляют пять основных групп, но необходимо усовершенствовать российскую систему защиты персональных данных, в первую очередь, путем внедрения Европейского регламента о защите данных (General Data Protection Regulation).

4. Обосновано, что в науке содержание права на доступ к публичной информации, как и права на доступ к любой информации вообще, отличается от содержания права на саму информацию, в частности от права на публичную информацию.

5. Определено, что в настоящее время в России существует потребность в более совершенном его правовом закреплении и обеспечении с точки зрения его доступности для каждого человека.

6. Доказано, что на практике существует ряд проблем, которые возникают у человека во время реализации своего права на Интернет-доступ к публичной информации.

7. Предложено:

- систематизировать статьи 24 и 29 Конституции РФ, объединив их в одну статью о праве на информацию, в которой можно было бы определить также право на доступ к информации и право на доступ к публичной информации, а также конституционные гарантии указанных информационных прав;

- поддержать идею в России принятия отдельного нормативно правового акта – федерального закона "О доступе к публичной информации", либо отдельного Информационного кодекса Российской Федерации, где должна быть определена терминология и принципы регулирования соответствующих отношений, возникающих с использованием данных технологий.

Теоретическая значимостьисследования заключается в том, что работа содержит ряд положений, которые могут быть использованы в ходе дальнейшего развития науки конституционного права. Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные разработки будут способствовать дальнейшему развитию конституционного права РФ, расширяя и углубляя научные положения.

Структура работы построена с учетом комплекса решаемых задач и включает в себя введение, три сложных по составу главы, девять параграфов, заключение и библиографический список.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В РФ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ИНТЕРНЕТ-ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ

1.1. Понятие и сущность публичной информации

Специфика исследования любого конституционного права человека обусловлена содержанием этого права, а он определяется в зависимости от того, каким является предмет соответствующего права человека. Относительно исследуемого нами права, таким предметом является доступ к публичной информации, право на который гарантировано каждому законодательством России, поэтому прежде всего мы должны рассмотреть указанный предмет исследуемого права.

Для выяснения понятия "доступ к публичной информации" необходимо, прежде всего, установить, что такое публичная информация, как понимает это понятие юридическая наука и в каком значении указанный термин употребляется в законодательстве России. Для этого выясним, что означает вообще понятие "информация".

Если обратиться к толкованию термина "информация", то можно отметить, что его единое значение до сих пор еще не выработано. Слово информация происходит от латинского "informatio", что означает "разъяснение, изложение". В современных словарях информацию определяют как "общение, получение знаний, работу интеллекта"; "знания, полученные от исследования или обучение", "интеллект, новости, факты, данные; сигнал или знак, представляющий определенные данные"[1].

Следовательно, в них значение слова "информация" рассматривается более широко, не ограничиваясь сведениями или сообщением, а трактуется как символьная, текстовая, графическая, числовая, визуальная, звуковая, комбинированная и другие формы представления сведений или определенных данных. Эти данные должны соответствовать следующим критериям:

- быть точными и своевременными[2];

- быть конкретными и целевыми;

- быть представленными в контексте, который придает им смысл и актуальность;

- быть направленными на понимание и меньшую неопределенность.

В научных трудах, в которых исследуют проблематику, связанную с информацией, также есть немало определений ее понятия, однако и здесь не отмечено ее единого и точного понимания. В то же время, отмечают два основных подхода к трактовке информации:

1. Философско-методологический, согласно которому информация находится во всех материальных системах;

2. Функциональный, или кибернетический подход, согласно которому информация свойственна лишь обществу, живым существам и кибернетическим устройствам (при этом с информацией связывают наличие способности отражения внешнего мира, присущую только живым существам и дает им возможность приспосабливаться к окружающей среде)[3].

Впервые в научный оборот термин "информация" в 1948 г. ввел К. Шеннон в своей математической теории информатики и теории передачи данных по каналам связи, в которой под информацией понимал все виды сообщений[4].

1.2. Доступ к публичной информации как предмет правового регулирования

Проблема доступа к публичной информации в любом современном обществе, претендующем называться информационным, все чаще становится предметом внимания, исследования, обсуждения и правотворчества. Основные аспекты указанной проблемы – правовой, организационный, политический, технический и т.д. – в конечном счете сводятся к вопросу адекватного понимания: что означает доступ к публичной информации?

Несмотря на то, что есть немало научных трудов, посвященных праву на информацию, в отечественной научной литературе исследований такого понятия как "доступ к публичной информации" не хватает. Зарубежные ученые уделили больше внимания этому вопросу, но, вместе с тем, даже они не имеют единой позиции и по-разному определяют содержание понятия доступа к публичной информации. В частности, американский профессор Родни А. Смолла в статье "Право граждан на получение информации: "прозрачность" деятельности государственных органов" пишет о наличии двух подходов к содержанию доступа к информации. Довольно часто, указывает он, право на получение информации ассоциируется с запросами средств массовой информации на получение сведений из правительственных источников и их использованием журналистами, которые желают оправдать обнародования ими сомнительных материалов. Однако, по мнению автора, это право имеет другой смысл, не связанный со свободой прессы, а основанный действительно на интересе народа, то есть касается права народа знать о действиях своего правительства[1].

Как видим, иностранные авторы, не исследуя понятие "доступ к публичной информации", переходят сразу к "права на доступ к публичной информации", что, по нашему мнению, не дает возможности должным образом раскрыть сущность указанного права.

С точки зрения автора настоящего исследования, для раскрытия содержания права на доступ к публичной информации в первую очередь необходимо установить, что собой представляет доступ к публичной информации и в каком смысле это понятие используют в юридической науке.

В приведенных выше определениях понятия публичной информации некоторые авторы одним из ее признаков считают режим доступа к информации, рассматривая как публичную такую информацию, которая является общедоступной. Можно ли это рассматривать как определяющее для понятия публичной информации? Что вообще означает доступность информации, является ли доступность информации тождественной с ее "публичностью"? И как соотносятся понятия "доступности информации" и "доступ к информации". Чтобы ответить на указанные вопросы, начнем с терминологического значения слов "доступность" и "доступ" в контексте информационных отношений.

Термин "доступность" касается свойства объекта, то есть самой информации как предметного элемента информационных отношений. В этом смысле информация, как особая форма материи, должна получить такой объективный вид или формулировки, чтобы ее содержание было непосредственно воспринято субъектами информационных отношений именно как информация – сообщения, сведения, данные, побуждающие субъекта к выполнению определенной работы. То есть, если определенные данные или сообщения выражены в зашифрованном виде или языке, который не понимает субъект, который их получил, то непосредственно воспринять их содержание и использовать его для выполнения соответствующей работы субъект не сможет без промежуточных действий по их расшифровке или переводу[2].

Подберем и оформим материал к таким работам как: курсовая, дипломная работа, диссертация. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Сопровождение до полной защиты.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

-2

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Нормативные правовые акты

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [№ 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом № 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1995. № 67. 5 апр.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень ВС РФ. 1994. № 12. С. 3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, N 237, 25.12.93, Российская газета, N 7, 21.01.2009.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СЗ РФ. 2006. № 52. Ст. 5496.

5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.

6. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

7. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 30.12.2021) // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3448.

8. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года №152-ФЗ "О персональных данных" (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3451.

9. Федеральный закон РФ от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (ред. от 08.12.2020) // СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6217.

10. Федеральный закон РФ от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (ред. от 30.04.2021) // СЗ РФ. 2009. №7. Ст. 76.

11. Федеральный закон РФ от 6 марта 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2036.

12. Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 (ред. от 11.06.2021) "О государственной тайне" // СЗ. 1997. № 41. Ст. 8220.

13. Постановление Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2017 года № 1147 (ред. от 17.08.2021) "Об утверждении Правил доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе промышленности, и взаимодействия государственной информационной системы промышленности с иными государственными информационными системами" // СЗ РФ. 2017. № 40. С. 5852.

14. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 1955 (ред. от 27.05.2021) "Об обеспечении доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" // СЗ РФ. 2020. № 2. Ст. 197.

15. Приказ Роскомнадзора от 25 октября 2017 года № 217 "Об утверждении порядка взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с лицами, указанными в частях 5 и 6 статьи 15.8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", при предоставлении доступа к федеральной государственной информационной системе информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен, порядка доступа к указанной системе и к информации, размещенной в ней, режима обработки и использования такой информации" [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 10.01.2021).

16. Конституция Испанского Королевства (принята 27 декабря 1978 года [Электронный ресурс]. – URL: https://worldconstitutions.ru/?p=149 (Дата обращения 01.01.2021).

17. Конституция Эстонской Республики (принята на референдуме 28 июня 1992 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.eesti.ee/ru/estonskaa-respublika/konstitucia-estonskoj-respubliki/v-prezident-respubliki/# (Дата обращения 10.01.2021).

18. Союзная Конституция Швейцарской Конфедеранции (принята 18 апреля 1999 года [Электронный ресурс]. – URL: https://worldconstitutions.ru/?p=135 (Дата обращения 10.01.2021).

II. Материалы судебной практики

19. Решение ЕСПЧ от 26 марта 1987 года Леандер против Швеции (заявление № 9248/81) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rrpoi.narod.ru/echr/translation/translation/tammer.htm (Дата обращения 10.01.2021).

20. Решение ЕСПЧ от 10 мая 2001 года Кипр против Турции (заявление № 25781/94) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rrpoi.narod.ru/echr/translation/translation/tammer.htm (Дата обращения 10.01.2021).

21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 года № 35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов" // Бюллетень ВС РФ. 2013. № 3. С. 3.

22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 (ред. от 17.12.2020) / "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // Бюллетень ВС. 2016. № 11. С. 3.

23. Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2020 № 308-ЭС20-277 по делу № А53-4113/2019 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.01.2021 г.).

24. Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2021 № 305-ЭС20-21533 по делу № А40-272737/2019 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.01.2021 г.).

25. Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 № 5-КА19-20 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.01.2021 г.).

26. Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.10.2018 № 4-КГ18-57 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.01.2021 г.).

III. Научная и учебная литература, материалы печати

27. Авдеева, И. Л. и др. Государственное регулирование приоритетных направлений предпринимательства в условиях цифровой экономики / И. Л. Авдеева, Т. А. Головина, А. В. Полянин // Государственное и муниципальное управление. 2018. № 4. С. 9-13.

28. Алексеев, Е. Г. Информатика: электронный учебник / Е. Г. Алексеев, С. Д. Богатырев [Электронный ресурс]. – URL: //http://www.inf.e-alekseev.ru/text/Classif_inf.html (Дата обращения 01.01.2021).

29. Архипов, Е. И. Понятие предпринимательской деятельности в сети Интернет / Е. И. Архипов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-law-2017-4/9-arkhipov.pdf (дата обращения: 19.02.2021).

30. Багоян, Е. Г. Интернет-торговля и особенности ее правового регулирования / Е. Г. Багоян // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 4. С. 49-54.

31. Валилова, Л. И. Конституционные гарантии права на доступ к информации / Л. И. Валилова // Вестник Башкирского университета. 2012. № 4. С.1896-1898.

32. Войниканис, Е. А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости / Е. А. Войниканис. – М.: Юриспруденция, 2013. – 552 с.

33. Гвоздева, О. М. Гарантии конституционных социально-экономических прав граждан Российской Федерации: теория и практика / О. М. Гвоздева // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 3. С. 18-22.

34. Гребеньков, А. А. Понятие информационных преступлений, место в уголовном законодательстве России и место признаков информации в структуре их состава / А. А. Гребеньков // Lex russica. 2018. № 4. С. 108-120.

35. Дзыбова, С. Г. и др. К вопросу о сущности понятия "правовое пространство" / С. Г. Дзыбова, Е. А. Парасюк, И. К. Шаов // Российская юстиция. 2020. № 1. С. 12-14.