Найти тему
ХламАвто СПб

Будни автоподборщика. #30 "Три короткие истории"⁠⁠

Продолжение небольших зарисовок будней подборщика.

Жаркое питерское лето и оживлённые вечерние улицы. Экран телефона вдруг просыпается от прилетевшего в Ватсап сообщения. Заказ от клиента на разовый осмотр Шкоды Октавии буквально в паре кварталов от меня.
- "Очень срочно, а то вдруг уйдёт!" - всё волновался он.

Дружелюбный в общении владелец Октавии поведал мне о том, что едет с женой в один из гипермаркетов поблизости. И пока жена гуляет по торговым рядам - чисто гипотетически он может предоставить машину для осмотра. Но не более того.

"Больше жив или больше мёртв?"
Чтоб это понять в общих чертах подборщику необходимо несколько минут. Всё остальное - просто максимальный сбор информации для отчёта клиенту и для понимания им соотношения цены\состояния. Соответственно и алгоритм сбора этой информации зависит ровно от условий осмотра.
Тихонько проталкиваюсь свозь плотные ряды потока и ухожу в сторону места встречи. Где меня встречает продавец и чуть потрёпанная нелегкой жизнью
его Октавия.
Во время осмотра время ускоряет свой ход. Для меня оно пролетает незаметно, но возможно не для продавца. Помня об этой своей особенности стараюсь всегда периодически спрашивать о наличии свободного времени.

Вернулась с покупками супруга продавца.
Осмотр уже подходил к завершению и я достал профильный скан по VAG -группе. Подключаю его к разъему и слышу звук открывающейся задней двери. В полной тишине из глубины широкого заднего дивана на меня настороженно смотрит маленькая пара глаз в обрамлении золотистых кудряшек.
- "Привет!" - попробовал я хоть чем-то разбавить неловкую тишину.
- "Привет!" - после длинной паузы ответила мне обладательница золотых кудрей. По виду ей не больше 3-4 лет.

Настороженность сменилась любопытством.

- "А тебя как зовут?" - вдруг решила она спросить.
- "Антон.." - продолжил я диалог, чтоб выиграть время на просмотр инфы с блоков автомобиля.
- "А меня Даша!"..- из глубины заднего дивана она подвинулась ближе и теперь с любопытством разглядывала экран ноутбука. На котором кроме кучи непонятных цифр ничего не было.
- "А нашу машину зовут Актавия!" - заявила она.
- "Ну вот мы все и знакомы!" - сквозь смех я пытаюсь не отвлекаться от диагностики.

Она вдруг решила встать с дивана и уже почти зависла над мои плечом. Забравшись на водительский подлокотник маленькие глазки с кудрями вновь настороженно оценивали происходящее.
- "А что ты с нашей машиной делаешь?"
- "Хм.. Спрашиваю её о том, на что она жалуется. Ну типа как доктор."

Кроха уже целиком влезла в пространство между передними сиденьями и поудобнее устроилась на подлокотнике рядом с ноутом. Всё так же внимательно следя за тем, что же я делаю.
- "Я ей не больно?" - вдруг уточнила она.
- "Нет, я ведь её только спрашиваю. И все.." - уже от души смеёмся вместе с её родителями, стоящими слева от меня у раскрытой водительской двери..

- "А у нас будет теперь другая машина?" - озадачила она меня неожиданным вопросом.
- "Вот даже не знаю, честно!" - растерялся я.
- "А вот это твоя машина?" - показала в сторону припаркованного почти вплотную старого пыльного Мерса.
- "Да, моя!"
Это уже хоть не так удивляло.
- "Почему она такая грязная?"
- "Так не успел ещё на мойку заехать.." - другого ответа на вопрос сходу даже не нашёл.


Вытаскиваю провод из разъема и отключаю ноутбук. Всё то, что мне было нужно по диагностике я уже увидел и отснял для клиента.
Потихоньку собираю свою сумку и прощаюсь с продавцом Октавии и его супругой с волнистыми светлыми волосами. Её маленькая копия всё так же внимательно оценивала происходящее через открытую дверь. По прежнему удобно устроившись на водительском подлокотнике.
- "Ты уже уходишь?"
- "Ну да, мне пора ехать дальше.."
- "Тогда пока!"

Быстро махнула мне вслед рукой и одним прыжком снова переместилась в глубину широкого заднего дивана.
А Октавию эту клиент так и не купил. Слишком уж много было недочётов по кузову из-за нескольких аварий в её прошлом.

___________________________________________________

Иногда вместе с автомобилем проходят годы. С которыми меняется как человек, так и мир вокруг него.
Мне запомнилось завершение одного из моих подборов. А точнее необычное совпадение и эмоции людей..
Взялся я тогда за не совсем обычный подбор. Нужен был большой комфортный авто на автомате, но с бюджетом до миллиона. Обычно мы стараемся обойти стороной подобные поиски, но здесь клиент был на редкость адекватным и прекрасно понимал реалии рынка.
И нам тогда невероятно повезло!

-2

Спустя время удалось найти капсулу времени - Volvo s60 рест, который был куплен в далёкие годы владельцем только для семейных путешествий в отпуска по тёплым местам. За всё время Швед прошёл всего около сотни тысяч км и в основном по трассе. Зимнюю резину на Вольво никогда за всё время не одевали. Эксплуатация строго в тёплое время года и обслуживание только у оф дилера Volvo по регламенту без экономии денег.

-3

Продавал Вольво уже взрослый седовласый мужчина и уже на сделке, чуть растрогавшись, поведал нам историю покупки своей машины.
- "Тогда я не искал только лишь Вольво, разные машины смотрел.. Ездил от дилера к дилеру и сравнивал различные марки. Это была для нас с супругой серьёзная покупка, на долгие годы и мы никуда с выбором не спешили.
Но эту машину мы выбрали случайно. Точнее Вольво выбрала моя маленькая дочка. Она ж тогда совсем крохой ещё была. Мы все вместе в очередной раз приехали к дилеру и тут дочурка увидела ярко-красный Вольво. Подбежала к машине, с трудом открыла тяжеленую для неё дверь и сразу села в широкое кресло. И вообще никак не хотела выходить!
- "Это моя машина! - говорила она..
Ей очень понравился этот автомобиль. Ну а с женой подумал, что наверное это судьба. И не ошибся. Ни капли не пожалел об этой покупке за все годы, машина нас только радовала!"


Вместе с папой проводить Вольво вышла уже не та маленькая девочка, а красивая молодая девушка. У которой почти вся сознательная жизнь прошла вместе с этим автомобилем. Её маленькая эпоха.

Клиент задумался...
Достал телефон и показал на его экране старый фотоснимок. На нём была точная копия Вольво, что стоял перед нами. Один в один.
- "Много лет назад у моей мамы был любимый автомобиль. Да, именно такой - Volvo s60 и тоже красный. Это воспоминания из моего детства. И мамины воспоминания из прошлого. Вот так неожиданно совпало."

Мужчина наконец улыбнулся. Он ведь немного переживал и было видно, что ему тяжело расставаться с автомобилем. Как у его уже подросшей дочки, с этим автомобилем вместе прошла и его маленькая эпоха его жизни. Эмоции и переживания. Но в этот миг он понял, что скорее всего его Вольво переходит в заботливые руки.
Уже поздним вечером от души пожали друг другу руки и он в последний раз проводил взглядом машину, вместе с которой прошла часть его жизни.

-4

Сколько бы ни было осмотров авто - каждая встреча с их продавцами абсолютно разная. Никогда не знаешь того, что будет тебя ждать у следующего автомобиля. Только лишь новая история. :)
_____________________________________________________________
"История о том, как я впарил девушке тотал."

Очередная история о том, как мы впариваем клиентам затоталенные авто.:)

Пару недель назад держу свой путь к одному из дилеров. По пути решил попить горячего кофе и согреться на фоне промозглой погоды. Аромат свежего кофе разбавил звонок с незнакомого номера.
Девушка мне поведала о том, что "благодаря" мне она купила машину после сильнейшей аварии с отстрелом подушек, да ещё и со скрученным в разы пробегом…

-5

В этот момент я даже немного растерялся. И всё удивленно смотрел на остывающий на ледяном ветру стаканчик кофе.
Мелькнула даже в какой-то момент мысль, что это происки конкурентов или какой-то неудачный розыгрыш.
Спустя месяцы или годы после общения с клиентом я могу не запомнить его голос или даже имя. Увы, есть такое. Но у меня абсолютная память на тысячи (в самом прямом смысле) осмотренных мной машин. Как будто есть бесконечный архив. И стоит лишь напомнить мне её модель и место осмотра — я вспоминаю машины в подробностях. Как будто их смотрел пару дней назад.

Начал у девушки узнавать подробности. Что же за машина такая аварийная?
Ей оказалась почти новая Лада Веста с пробегом всего в 20 тысяч км, которую я смотрел летом 2021 года. Хоть и прошло уже три года, Весту я вспомнил в деталях. Что была она чуть притёрта по правым дверям и это даже не фигурировало в базах как авария. Красились двери у оф дилера по страховке. Вспомнил как я проверял проёмы, ремни безопасности и болты. Как вытащил пробег, который считывают в Ладе датчики скорости и скинул скрин девушке. Да и сомнений в пробеге не было — салон выглядел как будто с него только сняли заводскую плёнку. Даже ароматы были вот того самого приторно-сладкого пластика, который можно почувствовать в новой машине.

Спустя три года девушка решила свою Весту продать. К ней приехали "шаристые знакомые", посмотрели машину и предложили менее половины от её рыночной стоимости. Мотивируя это тем, что оказывается Веста была в сильнейшей аварии и пробег у неё скручен аж втрое.

Мог ли я ошибиться?
Да, у автоподборщиков есть свои скелеты в шкафу. Но когда многие годы человек делает одну и ту же работу — он не перестаёт учиться, делать выводы из промахов и вырабатывается даже какая-то интуиция. Это относится и не только к сфере автоподбора.
За год я своими руками просматриваю не меньше 500 машин. Из года в год увеличивая их количество. Которое переходит не столько в качество, сколько в совершенствование навыков. Когда смотришь юбилейный тысячный Солярис\Рио, то уже многие действия доведены до автоматизма. На уровне интуиции знаешь, как должен выглядеть конкретно этот сварной шов, как звучать двигатель и без взгляда на одометр уже определяешь пробег с минимальной погрешностью.

Недавно вместе с клиентом смотрели кроссовер Опель Мокка у оф дилера. Простая, хорошо знакомая мне модель и я привычно начинаю осмотр. Заодно и сказав менеджеру с клиентом, что по моим ощущениям пробег здесь скручен и явно больше, чем те самые 70 тысяч км на одометре.
— "А сколько?" — спросили они.
Окинул взглядом ещё раз все места, куда касались руки\ноги водителя.
"Примерно 150-160 тысяч, точно не меньше." — был мой вердикт.
В процессе осмотра заказываю отчёт из баз по этому Опелю. Незадолго до заезда к дилеру пробег у Мокки был 168 тысяч км.

К чему это столь долгое отступление? Да всё к тому, что вероятность не увидеть последствия столь сильной аварии на Весте близки к нулю. Как бы хорошо её не делали. Да и в моём давнем прошлом перекупа осталось несколько сотен кузовных ремонтов, когда видишь восстановление кузовов изнутри.
Не различить в салоне Весты разницу между 20 тысячами км пробега и 100+ тоже почти невозможно.

Но почему же знакомые девушки решили, что машина была сильно разбита и скручен пробег?
С слов девушки они ей показали данные автотеки. Где фигурировали такие пугающие фразы "расчёт кузовных работ" с их длинным списком и совершенно иной пробег.
Прошу девушку скинуть мне госномер Весты. После чего делаю в нашем общении паузу, допиваю слегка остывший кофе и быстренько заказываю отчёт автотеки. Что за чудеса?

Открываю всезнающую базу и листаю по пунктам.
Начинаю с того самого пугающего раздела о расчёте кузовных работ. Там действительно длинный список, но ровно всё то, что я ей и озвучивал после того разового осмотра. Окрас тех самых двух дверей у дилера. Но почему он длинный? Потому что там расписано каждое действие. Даже мельчайшее из разряда снять вот этот болтик и затем поставить болтик обратно на место. А потом снять пластиковую накладку по соседству и проделать с ней тоже самое. Так и получилось с пару десятков строчек. И, если в текст не вчитываться, то он выглядит на разбор как минимум половины машины.

Со страшной аварией разобрались. А что с пробегом то?

Смотрю дальше. Пару месяцев назад пробег резко увеличился, причём до круглой цифры. А вот кто его внёс в базу? Страховая компания, которая совсем недавно оценивала притёртый бампер Весты. Один из сотрудников которой взял цифру просто с потолка.
Если вы вдруг заметили расхождение пробега в базах — обязательно смотрите кто его фиксировал. Так как значения пробега при оформлении техосмотра, прохождении ТО в автосервисах, оценке в страховых компаниях могут просто ставиться рандомные. А бывает часто к пробегу добавляют лишний нолик или наоборот — нолик забывают. И всезнающие базы всё так же часто отмечают "скрученные пробеги".
К проверке машин по базам лучше подходить с принципом "доверяй, но проверяй!"

Позвонил девушке и детально с ней прошёлся по всем пунктам претензий. Для наглядности перекинув ей ту самую автотеку. Отдаю ей должное — девушка всё поняла и негативных эмоций у неё ко мне больше не осталось. Был ли прямой умысел обмана у её шаристых знакомых в попытке купить у девушки машину за полцены? История умалчивает. Но мне кажется, что информация в базах была лишь просто предлогом сбить по самому максимуму ценник.
Вот так иногда бывает.
_________________________________
С вами был Антон и московско-питерская компания. До новых встреч!
По традиции ссылка на нашу группу в ВКонтакте:
https://vk.com/hlam_auto_spb