Около 10 лет назад мы сотоварищи осознали, что остается последняя возможность осмотреть музеи некоторых предприятий, пока на них работают еще пенсионеры-энтузиасты из числа бывших работников, после ухода которых в музее даже при полном наборе экспонатов никто ничего не может рассказать, а чаще музей оказывается заперт на ключ. Кстати, частенько музей и музеем-то не является, а чем-то вроде клуба ветеранов или комнаты отдыха. Сути это не меняет - это место концетрат воспоминаний и артефактов, где увлеченный человек мог вам рассказать то, что хотел бы нести другим.
У нас сколотилась ради этого дела активная группа, и в один прекрасный день Сергей Головин договорился с директором музея, Александром Иосифовичем Власенко, что у нас придет в музей группа, осмотрит все, а он покажет.
Устройство таких музее, с одной стороны, даже в чем-то похоже. Половина всех стен под фотографиями из архива, из которых две трети расскажет от технике, технологии, материальной культуре, а треть - будет приятным воспоминанием ветеранов о совместном времяпрепровождении.
На любом предприятии будет самая выдающаяся единица техники, и непременно в музее будет ее макет, который сделает или увлеченный макетированием действующий сотрудник, или восторженный поклонник.
Будут части механизмов - наиболее узнаваемые, и наиболее транспортабельные. Иногда - с разрушенного и списанного, они остаются единственым напоминанием о целых сериях машин, хотя на момент помещения в музей другие экземпляры машин еще действовали вовсю.
А еще бывают грамоты, вымпелы, наградные знаки. Современные посетители от них воротят нос, а ветераны вспоминают, с чем связано получение каждого из них.
Бывают обычно и карты:
А конкретно в этом музее - много карт, лоцманские:
Кое-какие подписи дают разгадки на многолетние краеведческие загадки:
Рассказывают тут и интересные истории. Например, одно время, летом заметили на дамбе-волнорезе, защищающей причальную стенку порта от широкой Волги, летом лису. Как она туда попала, вопросов не вызвало - зимой пришла по льду. Вопрос - зачем. Выяснилось путем наблюдения, что лиса не особо бествует, ловит мышей. А что мыши делают на волнорезе? Всю зиму таскают туда по льду зерно с элеватора в норы, а летом жируют... Но в итоге, на следующую зиму лиса ушла - нору не выкопать в бетоне, надоело ей робинзоничать.
Вот так вот. Как попасть в музей - от остановки Речной Порт пройти через железнодорожные пути в сторону улицы Портовая.
Но не доходя до перехода через последние рельсы, развернуться и посмотреть назад: будет такая неприметная дверь.
Для того, чтобы оценить условия жизни лисы - вот вам фрагмент волнореза. Красным выделен маяк на волнорезе.