Приветствую всех на канале «Просто о сложном (юридические советы)»!
Мы так часто на канале обсуждаем вопросы жилищно-коммунального хозяйства – это тема очень чувствительная, особенно в последнее время, когда по официальным данным Росстата, общий уровень износа жилого фонда в стране увеличивается, переломить тенденцию нарастающего износа инфраструктуры, а также искоренить местную бесхозяйственность пока не удается.
Кроме того, планируется индексация совокупного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги в РФ, с 1 июля 2024 года составит до 9,8%.
Еще в ноябре 2023 года Правительство РФ своим распоряжением от 10 ноября 2023 года N3147-р утвердило:
-индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2024 год;
-предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на период до 2028 года.
Документом предусмотрена индексация тарифов в 2024 году в пределах от 4 до 15%. Самый низкий индекс установлен для Республики Хакасия, а самый высокий – для Забайкальского края. В Москве индексация тарифов будет проведена в пределах 11%, в Санкт-Петербурге – 9,8%, в Московской области – 10,7%, а в Ленинградской – 10,2%. В Крыму, Марий Эл, Коми и Якутии тарифы увеличатся не более чем на 9,5%. Тот же индекс установлен для Приморского и Хабаровского краев, Курской, Новосибирской, Ростовской и Самарской областей. Повышение в пределах 10% предусмотрено для Владимирской, Калужской, Орловской, Смоленской и Тамбовской областей. При этом допустимы отклонения по отдельным муниципальным образованиям, но тоже в установленных Правительством РФ пределах.
Про индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги упоминало и Минэкономразвития России в утвержденном в сентябре 2023 года Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
В частности, там перечислены факторы, влияющие на корректировку параметров индексации. В числе последних – дополнительная индексация цен на газ для всех категорий потребителей, включая население, в 2024 году – на 4,2%, в 2025 году – на 1,2%; дополнительная индексация тарифов на передачу электроэнергии в 2024 году – на 3,1%, в 2025 году – на 1%; дополнительная индексация тарифов на электроэнергию для населения в 2024 году – на 2,9%, в 2025 году – на 1%.
С учетом влияния указанных факторов на затраты ресурсоснабжающих организаций в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения, доли расходов на электро-, газоснабжение в совокупном платеже за коммунальные услуги, индексация платы граждан за коммунальные услуги, по расчетам Минэкономразвития России, составит: в 2024 году – 9,8%
Наша сегодняшняя статья о коммунальных услугах, что входит в состав коммунальных услуг, за что мы платим.
1.Состав коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией потребителям в многоквартирном доме
Коммунальная услуга - это деятельность по подаче потребителям коммунального ресурса (или ресурсов, в любом их сочетании) с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, а сверх того, - услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, проще говоря, - вывозу бытового мусора.
К коммунальным же ресурсам относятся: холодная и горячая вода, электричество, тепло, газ (природный и бытовой в баллонах), твердое топливо (только для цели предоставления потребителям коммунальных услуг) и сточные воды, отводимые по централизованным сетям (стоки не являются ресурсами, но приравниваются к ним.
Занимается этой деятельностью, то есть предоставляет коммунальные услуги, исполнитель коммунальных услуг:
- либо управляющая компания (далее - УК), ТСЖ, жилищный кооператив .
- либо - в случае прямых договоров, - ресурсоснабжающая организация, а коммунальную услугу по сбору мусора - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям, то есть владельцам помещений в многоквартирном доме, могут предоставляться следующие виды коммунальных услуг:
1) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой , подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в квартиры, нежилые помещения и общедомовые помещениям многоквартирного дома;
2) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в квартиры, нежилые помещения и, - если это разрешено Правилами N 354, - в общедомовые помещения многоквартирного дома. Если горячая вода в многоквартирном доме приготавливается в собственном индивидуальном тепловом пункте, то это означает, что дом не подключен к централизованным сетям горячего водоснабжения.
3) водоотведение, то есть отведение сточных вод из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам;
4) электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в помещения многоквартирного дома, в том числе общедомовые;
5) газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в помещения многоквартирного дома, в том числе общедомовые, а также продажа бытового газа в баллонах;
6) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых помещениях нормативной температуры воздуха не ниже +18°С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки ниже -31°не ниже +20°С (в угловых комнатах +22°С). А также продажа твердого топлива при наличии печного отопления. Если отопление в многоквартирном доме централизованное, то отопительный период начинается/заканчивается по окончании пятидневки со среднесуточной температурой наружного воздуха ниже/выше 8 градусов Цельсия. А если в многоквартирном доме свой индивидуальный тепловой пункт, то собственники вправе сами решить, когда начать/окончить отопительный период.
Если собственники ничего не решили, дату начала/конца отопительного периода определяет орган местного самоуправления;
7) обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирном доме. Указанная коммунальная услуга предоставляется со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Состав коммунальных услуг определяется только степенью благоустройства дома .Одним из условий надлежащего оказания коммунальной услуги является ее качество, которое должно соответствовать Требованиям ( приложение N 1 к Правилам N 354). Согласно ст.4Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" общее понятие качества услуги определяется как её соответствие обычно предъявляемым требованиям и пригодность для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
Общим критерием качества для коммунальных услуг является предоставление таких услуг без перерывов или с допустимой продолжительностью перерыва. При этом каждый отдельный вид коммунальной услуги обладает своими параметрами качества (Приложение N1 к Правилам N354):
- холодное, горячее водоснабжение и газоснабжение - состав, свойства и давление;
- горячее водоснабжение и отопление - давление и температура;
- электроснабжение - напряжение и частота электрического тока;
- газоснабжение - свойства и давление.
2. Владельцы нежилых помещений многоквартирного дома.
Владельцы нежилых помещений многоквартирного дома, кроме машиномест, заключают письменные прямые договоры ресурсоснабжения в отношении холодной воды, горячей воды, тепловой и электрической энергии и газа с ресурсоснабжающими организациями, и договор по обращению с твердыми коммунальными отходами – с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Управляющая компания обязана передать ресурсноснабжающей организации и регинальному оператору сведения о собственниках нежилых помещений в своем доме, а самих собственников уведомить о необходимости заключения этих договоров. Если договоры не заключены, ресурсоснабжающая организация вправе определить объем потребляемых ресурсов как для случаев бездоговорного потребления.