Фото из коллекции бесплатных изображений Pixabay.Com
Сейчас я вам расскажу о том, как нужно строить процесс обучения в искусстве или науке, для того чтобы в итоге прийти к самобытности.
Что значит «самобытность»?
Самобытность – от слова «сам»!
Сам выбираешь направление!
Сам решаешь, что делать и куда идти!
Сам решаешь, как именно, какими средствами и методами!
Определяешь сам два момента:
- курс, цель, направление движения;
- средства, методы, способы достижения.
Большинство деятелей, в любой сфере (наука, творчество, политика, бизнес) – до самобытности не доходят:
- они делают то, что им сказали делать, что «положено» делать;
- такими методами, какие приняты, заданы, «положены».
А самобытность – это «неположняк», как говорят менты. Но этот самый «неположняк», если его не бояться, может привести к потрясающе интересным результатами.
Давайте посмотрим, как люди обычно учатся.
Пример №1, про искусство.
Обычно когда взрослый человек идет учится живописи, в Интернете пересматривает кучу сайтов, находит курс какой-то, где там за 2-3 года ему всё систематически «разложат по полочкам», все техники и все направления, всё он изучит за это время под руководством какого-нибудь кандидата искусствоведения, маститого художника…
И всё так здорово!
Он научится рисовать!
И сможет понтануться перед теми, кто рисовать боится.
Но!
Он будет рисовать точно так же, как рисует его учитель, он просто его стиль и манеру живописи скопирует, и все! И потом он будет удивляться, а почему мои картины не пользуются бешенным спросом? Да потому что таких картин, и таких художников, много, они уже приелись всем, и никому не интересны.
Пример №2, про науку.
Человек ходит на лекции 4-5 лет, потом 2 года магистратуры, потом кандидатскую 3 года пишет, перелопачивает кучу литературы, за 10 лет 300 толстенных книг. Всё это в голову вгрузил, все это запомнил, стал ученым и степень ему присвоили.
И всё чики-пики!
Но!
Все на что он способен – это писать статейки на стандартные темы со стандартным содержанием. Какие сотнями штампуются другими «учёными».
Заметьте общее, в этих двух примерах.
В обеих случаях в голову человека вгружается готовая система знаний (по науке) и навыков (по живописи). И чел становится просто роботом, выполняющим заложенную в него программу. Это результат 99% с лишним всех обучающих программ.
Учиться можно по-другому.
Вот у меня есть такой пример. Знакомая одна, она никогда не рисовала, но однажды накатило на нее, она пришла в магазин, купила краски и просто нарисовала 20 картин, как умела. А рисовать она не училась нигде. Она их нарисовала, потом сделала сайт, выложила их… И на этом, к сожалению, остановилась, так всё и заглохло у неё.
А первый шаг был очень хорошим, именно так и стоит начинать. Хочешь рисовать, просто возьми нарисуй, как можешь! Но нужно двигаться дальше. И первое что нужно сделать – это самостоятельно нахвататься понятий в области живописи, то есть взять посмотреть что-то в интернете, какие-то книги, буквально в магазине полистать, не покупая, про техники, чтобы знать что такое «лессировка», что такое «подмалёвок», что такое «импрессионизм». Для этого не нужно покупать толстенные книги, высиживать часы на лекциях, можно прийти в крупный книжный магазин, и просто брать книгу, листать смотреть с удовольствием и ставить ее на полку. И главное при этом – рисовать! Рисовать нужно обязательно и в этом нужна регулярность.
И если вы будете рисовать, у вас однажды возникнет потребность в какой-то новой технике, которой вам не хватает, чтобы реализовать свой художественный замысел. А поскольку знаний вы уже нахватались, вы будете примерно понимать, что это за техника такая, что называется она, скажем, «лессировка». И вы можете обратиться адресно к человеку-преподавателю, и сказать: «знаете я вот рисую, хочу, чтобы вы меня научили вот эту лессировку грамотно делать». Вам ее за пару занятий покажут, научат, вы оплатите эти пару занятий и пойдете дальше в свободное плавание. Но не нужно подсаживаться на этого препода, и брать у него уроки по плану, который он составил.
Новые навыки нужно осваивать, когда в них есть реальная потребность, для решения творческих задач. А не когда по плану положено.
С наукой то же самое.
Вот, например, психология (хотя «наукой» её можно считать ну разве что с очень большой натяжкой). Можно пойти окончить бакалавриат, потом магистратуру, кучу учебников прочитать… А можно по-другому. Походить посмотреть, в книжных магазинах что-то по НЛП, по экзистенциальной психологии, по транзактному анализу, то, что вас привлекает. Взяли, посмотрели, полистали, понравилось вам какое-то направление, купили небольшой учебник по нему, сами его как-то прочитали-пролистали. И вы будете понимать, что такое «бессознательное», что такое «эго-состояние», что такое «субличность», у вас в голове окажется такая «неоформленная каша» из психологических понятий. Вы понятий нахватаетесь, понятий, которые можете прикладывать к явлениям реальной жизни. А дальше вы можете, на ваш выбор, либо писать какие-то тексты, где вы свое понимание будете излагать, понимание тех аспектов реальности, который вам интересны. Либо можете начать работать как психолог, пытаться людям помогать…
И у вас будет возникать потребность в новых навыках, знаниях, необходимых для того, чтобы справиться с новыми трудностями. И именно тогда, когда эта потребность возникает, потребность в новом знании, её и нужно удовлетворять, эту самую потребность. Кушать тогда, когда голодно, а не тогда, когда положено по расписанию.
При таком режиме:
- практическая деятельность (рисование, работа психологом);
- движение вперёд, а не повторение привычного (умею рисовать натюрморты – теперь учусь животных рисовать, умею работать с тревожностью – теперь с экзистенциальным кризисом буду работать);
- появление потребности в новых знаниях/навыках, необходимых для решения новых проблем (вызовов);
- удовлетворение это когнитивной потребности, когда она есть, а не «когда положено по программе», -
знания и навыки не будут откладываться в голове мёртвым грузом, по принципу «в одно ухо влетело – после зачёта вылетело». А будут формировать органичное, динамичное, развивающееся мировоззрение. Ваше личное мировоззрение в вашей личной голове.
Запомните одно!
Чтобы быть самобытным, в любой области, придумывать что-то своё, нужно не загадить свои мозги чужими помоями во время обучения. А «чужие помои» – это готовая целостная система знаний/навыков. Которую препод/учитель продаёт. Программу разработал, учебные материалы, тесты… Это всё вроде как полезно. Но оно мешает разглядеть возможность для чего-либо нового. Тот, кто пассивно усвоит чужую систему, может только воспроизводить привычный шаблон (в творчестве, бизнесе, науке).
Имеется противоречие:
– без предварительного обучения невозможно действовать в выбранной области (работать по профессии);
– при этом, пассивное усвоение готовой чужой системы взглядов/навыков вырабатывает шаблонность мышления и практики.
Чтобы избежать шаблонности, чтобы не стать попугаем-плагиатчиком, нужно осваивать новое самостоятельно. А это значит:
– без помощи учителей;
– занимаясь решением реальных практических проблем, которые тебя лично «парят» и не дают спокойно жить;
– формируя структуру необходимых знаний и навыков, исходя из их реальной необходимости в них, а не потому, что «по программе так предусмотрено».
Принципы самобытного обучения такие:
- Нахватываться знаний фрагментарно, «отовсюду по кусочку» и «с миру по нитке».
- Интегрировать их в систему самостоятельно, должен происходить индивидуально-личный внутренний процесс интеграции, а не усвоение готовой интегрированной системы (теорий, концепций).
- Обязательно действовать практически в интересующей области.
- Только когда начнет ощущаться реальная потребность в новом (навык, метод, концепция), потому что это нужно для дальнейшего движения вперёд – вот только тогда и изучать. И изучать именно то, что реально необходимо для вашего личного творческого процесса, и именно тогда, когда это ощущается необходимым, а не по придуманной кем-то программе. Не «что положено» и «когда положено».
Если учиться таким вот образом, а не по чужим готовым программам, есть шанс сказать новое слово: в искусстве, науке, бизнесе. Предложить свой авторский свежий взгляд на то, что интересно. Сказать свое слово, предложить людям какой-то свежий взгляд на известные вещи, по-новому решить существующие проблемы, а может быть открыть такие проблемы, о которых даже никто не задумывался раньше, и предложить что-то для их решения.
Свежий взгляд всегда пользуется спросом, только не сразу люди распознают его ценность. Новому всегда приходится пробивать дорогу к признанию, поэтому нужны терпение и время.
И вы станете из просто талантливого человека – гением, чего я вам желаю. И нобелевку в придачу!
Автор: Алексей Тукмаков
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru