Найти тему
Кино под углом

Поговорим о фильме «Вызов»?

Так-то, он не первый, но ладно...
Так-то, он не первый, но ладно...

Так получилось, что я смотрел этот фильм во время первой недели его проката. Помню, что в тот день у нас на работе был субботник, и я сразу сказал, что сразу после поеду на «Вызов». Наши посмеялись, не понимая, о каком вызове идёт речь. Потом я рассказал, конечно, что за «Вызов» за такой. И, конечно, поехал в кино.

На самом деле, почти сразу после просмотра (или за день до, я уже почти не помню), вышла статья на канале Фантагиро, о том, что фильм бред. Бредом он, как я понял, оказался только потому, что не понравился ей лично. По крайней мере, я не раз общался с людьми, которым фильм понравился. Сам писал на другом канале статью об этом фильме. И да, лично мне фильм тоже понравился. Но, как говорится, давайте по порядку…

Раньше его было за что уважать... А сейчас... протух парень...
Раньше его было за что уважать... А сейчас... протух парень...

В воскресенье, площадка под названием «Youtube» предложила мне ролик Евгения «BadComedian» Баженова, в котором он ругал этот фильм. Скажу честно, лично меня хватило всего на десять минут из двух-с-лишним часового ролика. Просто Баженов там, в своей обычной манере начал поливать фильм известными субстанциями. Мол, фильм плохой, ради того, чтобы люди на него сходили, убрали из проката иностранные фильмы, была бешеная реклама, людей на сеансы чуть ли под дулом автоматов загоняли, и всё такое. Всё, как всегда. И вот, что я могу сказать про это… Например, я пошёл на «Вызов» потому, что я хотел пойти на «Вызов». Странно, не так ли? Я вот никогда не хожу на те фильмы, которые мне не интересны. А про «Вызов» я знал, что он снят на интересную мне тематику. Я сознательно хотел посмотреть этот фильм. И, знаете, никто мне в спину автоматом не тыкал. Я пошутил бы о том, что тогда у меня в коллекции ещё и автомат появился бы, но это сейчас как-то не очень смешно, наверное… И да, я могу сказать о том, что лично мне фильм понравился…

Я смотрел этот фильм. И... не понравилось...
Я смотрел этот фильм. И... не понравилось...

А вот теперь давайте попробуем его разобрать… В синопсисе фильма говорится о том, что это – первый фильм, снятый в космосе. Тут да, имеет место быть «косяк», и довольно… неприятный. Начать с того, что этот фильм снят не в космосе, а на МКС (нюанс, конечно, но всё же). Первым же, и единственным фильмом, снятым в космосе, является «Возвращение с орбиты», и я его смотрел лет пять, или шесть тому назад. И, несмотря на то, что «это первый фильм, что был снят в космосе», он мне… не особенно понравился. Знаете, почему? Потому что, несмотря на то, что там, вроде как есть сюжет, герои и всё такое, но… нет ощущения, что ты смотришь цельный фильм. Кроме того, фильм этот слишком мрачный. Слишком много смертей, один из главных героев погибает. Да и некоторые съёмки – нет, не те, что были сделаны в космосе, а те, что были сделаны на тренажёре, получились… ненатуральными. Когда герой производит стыковку, он так манипулирует ручками управления, что в это просто не веришь. Тем более, что в просмотренном парой дней назад «Салюте-7» (который мне не понравился, если что!), герой вёл корабль, производя стыковку, намного аккуратнее. Просто я сам немало налетал (хоть и в виртуале), так что, представляю себе, как надо управлять всей этой техникой… И опять же, смерть главного героя, которая получилась не трагичной, а… просто по прихоти авторов фильма, которым надо было показать трагизм ситуации… В общем, «Возвращение с орбиты», несмотря ни на что, не вызвало у меня эмоционального отклика. А вот «Вызов», что характерно – вызвал, прошу прощения, за каламбур…

Так вот, если говорить именно о «Вызове». Да, у фильма есть «косяки», которые… ну, например, мне, как человеку, который не просто любит космос, но и разбирается во всей этой «кухне», несколько «режут глаз». Например, самое начало фильма – тот несчастный случай, из-за которого всё и случилось… Космонавт получает ту самую травму. Дело в том, что «Орлан» – российский внекорабельный скафандр, сделан по жёсткой конструкции. Это значит, что космонавт, по сути, закован чуть ли не в рыцарские доспехи, если говорить максимально упрощённо. В общем, на нём, есть некое подобие «кирасы». Это нужно для того, чтобы скафандр не «раздуло» внутренним давлением. Оно хоть и очень низкое, но всё же, по сравнение с почти абсолютным вакуумом снаружи, может раздуть скафандр так, что космонавт просто не сможет ничего сделать. Так было, кстати, с Алексеем Леоновым, во время его выхода в космос. Таким образом, получается, что если бы космонавт получит ту травму, что была показана в фильме, врач ему был бы уже не нужен, так как ему просто порвало бы скафандр вместе с той «кирасой». А так как скафандр был цел… в общем, наверное, всё понятно и так, не так ли? И да, это серьёзная претензия к фильму – потому, что именно на этом событии и строится весь сюжет фильма. Далее, конечно, создатели фильма снова допускают «косяк» - станция большая и международная. Где, собственно, все? Где американцы, что были на станции? Где остальные? Почему там только два космонавта? Почему есть скальпель, но нет обезболивающего? Почему вообще ничего нет? Я уже даже не говорю о том, что эксперименты по проведению операцию на орбите, проводились. Но… понятно, что создатели фильма этого могли и не знать. Увы, но уровень образования киноделов, не тот, что был ранее… Но, если простить эти дела, то дальше получается лучше и интереснее…

Кстати, Пересильд вполне себе симпатична...
Кстати, Пересильд вполне себе симпатична...

Если говорить об истории Жени, о том, какие у неё проблемы с дочерью и остальном, что касается её жизни, то лично у меня тут претензий нет. Да, я могу согласиться, что это не особенно хорошо соотносится с космической темой фильма – но, на раскрытие персонажа оно играет неплохо. Более того – может, потому этот фильм и вызвал у меня эмоциональный отклик, что Женя – симпатичная женщина, она живой человек, а не «персонаж-функция», как это было у героев «Возвращения с орбиты»? Я не знаю. Но вот то, что Жене я реально сопереживал – факт. О том, как была показана операция, я ничего сказать не могу – я, увы (а, может, и к счастью) не медик. Скажу только то, что снято было интересно.

Теперь давайте я скажу про то, как получился, или не получился сюжет фильма. Потому, что, как я уже написал, к завязке сюжета есть претензии. Проблема в том, что у нас, увы, почти нет хороших сценаристов. Сценаристов уровня того же Голливуда. Да, сейчас их модно ругать – и я с этим даже согласен. Сейчас Голливуд, уж простите, выпускает не фильмы, а «фильмосодержащие продукты», и те – не самого высокого качества. Да, порой на экраны попадают на самом деле, хорошие работы, но, увы, редко. Гораждо чаще выходят… «фильмы», в которых есть «повесточка» и тому подобные неприятные вещи. Но, если говорить о том, что Голливуд снимал раньше – да, хороших фильмов с интересными сюжетами было сильно больше. Так вот, у нас, к сожалению, с хорошими сценариями, всё очень и очень печально. Есть хорошие авторы, но их, увы, почти не привлекают к такой работе. Да и мало их, как я уже говорил… Потому и получаются такие вот "сюжетные дыры», как в начале «Вызова». Надо было обосновать отправку врача на МКС? Решили придумать аварию. Но вот, толком продумать, как такое вообще могло получиться, увы, они так и не смогли. Хотя, если подумать, то, наверное, можно было придумать иной способ, как космонавт мог получить ту травму. Вовсе необязательно было придумывать что-то про резкий манёвр в космосе (повторюсь, что при таком столкновении, «кираса» «Орлана» запросто защитила бы человека от удара. Я этот скафандр видел, и изнутри и снаружи). Можно было бы придумать что-то на самой станции. Можно было показать и других обитателей МКС – интересно вписать их в сюжет и всё такое. Ну, я не думаю, что создатели фильма так хотели отомстить американцам за «Марсианина», в котором русских нет вообще… Хотя, как знать…

Читал я про него. И... не было такого, что он не полетел из-за фильма...
Читал я про него. И... не было такого, что он не полетел из-за фильма...

Теперь о том, что «кто-то готовился к полёту, а вместо него полетела Пересильд!». На самом деле, это, простите, выдумка! Что касается Андрея Бабкина, то он на тот момент получил временную негодность – ему было проведено «инвазивное лечение», проще говоря, операцию человеку сделали. А некоторые старательно раздувают эту историю так, что это из-за «Вызова» он не полетел в космос. Нет, на самом деле, фильм тут вообще не при чём. И «Героя России» Пересильд никто не обещал. Просто некоторые «персонажи» в Сети очень активно начали ругать фильм. При этом, сами они, что интересно, фильма даже, скорее всего и не видели – увы, но такое бывает довольно часто. Как там… «Пастернака не читал, но осуждаю!», да? Помнится, похожая шумиха была после фильма «Майор Гром. Чумной доктор». Не скажу, что фильм – шедевр, но один раз посмотрел я его не без удовольствия. Так вот, некоторые «кинокритики» начали ругать фильм, только вот, говорили они о фильме, о главном герое и прочем такими словами, что было понятно, что они фильма даже не смотрели! Просто старались «словить хайп» на модной теме… Вот примерно так же и с «Вызовом» обстоят дела. Я могу понять тех, кто посмотрел фильм, и он им не понравился – в конце концов, все люди разные, кому-то нравятся, например, советские фильмы типа «Москва слезам не верит», а кому-то – нет, или что-то подобное. Но, есть и те, кто заранее начинает ругать фильм, даже попробовав разобраться, что с ним не так. И, к сожалению тот же Баженов – стал одним из таких вот людей.