Найти тему
Киберпоп ТВ

О прелести духовной

  • «Что значит впасть в прелесть?»

Прежде всего, что такое прелесть? Это состояние обманутости. Когда мы одно невольно принимаем за иное. Но речь идет о вещах духовных.

В человеческом смысле слова прелесть — это наше неправильное мнение о самих себе. Мы все немного мним о себе, все находимся в состоянии прельщенности, обманутости. Есть некая маска, которую мы сами на себя надели, наше мнение о себе, которое мы бы хотели сообщить окружающим нас людям. И мы уже думаем, что это и есть наше подлинное лицо. Существует несколько уровней, несколько таких масок. Для внешних людей — мы одно, для домашних — мы другое. И иногда задумываешься: а каков ты на самом деле? Когда мы принимаем одну из своих масок за подлинное наше лицо, а его самого не видим — это и есть состояние прельщенности, обманутости. И в этом отношении, мы все находимся в состоянии прелести. Кто-то больше заблуждается на свой счет, кто-то меньше. Но, тем не менее, все там находимся.

Как это преодолевается? Путем соблюдения Заповедей Божьих. Когда стараешься выполнять Заповеди Божьи, когда стараешься воплотить в свою собственную жизнь Евангельский образ святости, который нам провозглашен Господом, это открывает тебе собственную немощь и свое истинное лицо. Собственно говоря, христианство и призывает нас к тому, чтобы ты увидел, каков ты есть на самом деле. Вот это увидеть и принести Богу покаяние. Всё, больше ничего и не требуется.

Через соблюдение Заповедей Божьих, человек начинает видеть свое истинное подлинное лицо. Не сразу, постепенно. Поэтому наблюдается такой эффект, когда человек только воцерковляется: сначала всё хорошо, а потом он говорит: «Чем больше я стараюсь поститься, молиться, храм посещать, тем больше грехов у меня», то есть обратный эффект. Он думал, что, если он будет всё делать, то будет меньше грехов, а их наоборот всё больше. На самом деле их не становится больше, просто он начинает больше видеть. Раньше он это за грех не принимал, внимания не обращал, а сейчас, он более внимательным к своей душе становится и уже иначе оценивает свое состояние.

То есть идет процесс попытки воплотить в жизнь евангельский идеал святости, чистоты, и мы приходим к молитве, потому что, когда пытаемся это реализовать, то приходим к мысли, что не можем. И здесь рождается молитва. Во-первых: Господи, прости! А во-вторых: Господи, помоги! То есть просим у Господа помощи, чтобы Он силы дал, мудрости, направил, вразумил! Вот это основание молитвы — попытка выполнить заповеди Божьи.

К молитве цепляется и пост. Потому что пост — это крылья для молитвы. Цепляется пост и посещение совместных богослужений, совместные молитвы. Это важно: «Се, что добро, или что красно, еже жити братии в купе?»(Пс. 132:1). То есть одиночкой быть, это круто, но тяжело, сынок. Ты владеешь миром, как будто, но не стоишь в нем ничего. Одиночество — удел отдельных, избранных подвижников. Это затворники, пустынники, которые один на один выходили, а нам в основном в своей массе, надо друг другу как-то помогать, поддерживать, подбадривать на этом духовном деланьи: богослужение, молитвы, участие в церковных таинствах. Всё это, как раз призвано помочь нам воплотить тот евангельский образ, который нам Господь провозгласил. И это открывает нам наше подлинное лицо, понимание: кто мы есть на самом деле. Здесь важно не смотреть на себя самого через розовые очки, но и краски не сгущать. Это, что касается понятия прелести в таком, в общечеловеческом значении этого слова.

Но есть и другое классическое понятие слова «прелесть». Это удел людей духовных. Потому что прелесть, это состояние духовное. Это обман на почве духовной. А если человек вообще недуховный, например атеист, он в Бога не верит и совсем никакой духовной жизнью не живет, то, состояния духовной прелести в классическом понимании этого слова у него никогда и не будет. Это тоже состояние обманутости, но обманутости насчет себя и насчет Бога. Это когда человек может принять действие бесовское, за действие Божьей Благодати. То есть такая подмена может произойти.

Два примера для наглядности. Когда человек недуховный, нецерковный, он обращается к экстрасенсам, знахаркам, гадалкам, а они говорят: «Это легко, мой хороший. Только хлопну в ладоши, и всё сразу будет». Она это делает, и человек: «Ба! Как же! Да, конечно, у нее иконы, свечка горит и в церковь мне порекомендовала сходить». То есть человек настолько духовно нечувствительный, что он не понимает, что там могло быть бесовское действие. Человек грубо материальный и всеядный в этом отношении. Ему все равно: бесовское или нет, главное — потустороннее. И он за всё зацепляется. Это один вариант, как это может проявляться.

И другой пример, тоже классический. Это подвижник епископ Никита Новгородский, но в свое время он был затворником Печерским. Когда он ушел в затвор, стал усиленно молиться и делал он это неправильно. Имея неправильное отношение к самому себе, имея неправильное мнение о себе, возомнил о себе и сподобился бесовского искушения. Когда бес под видом Ангела явился ему и сказал: «Я послан Господом. Теперь ты не молись, я буду за тебя молиться. Изучай Священное писание!» Причем, Ветхого Завета. И подвижник согласился. Да, он отложил молитвы, перестал молиться и занялся Ветхим Заветом, учил его наизусть, подбадриваемый тем же лжеангелом и утешаем им, достиг каких-то таких состояний, что к нему стали люди тянуться, и он пророчествовал. Он был в затворе, никуда не выходил, Ангел ему говорил: там то-то произошло, а там то. А он это всё изрекал, а люди: «Ах, у него дар пророчества открылся!». Такая ситуация у него была. Потом старцы Печерские заметили в нем странность одну, потом другую и решили, что это действие не Божье, а бесовское. И совместной молитвой они бесов прогнали от него. Да так прогнали, что бедный Никита совершенно забыл не только Ветхий Завет, но и совсем читать разучился. И пришлось ему потом заново учиться читать. Полностью грамоту потерял. И конечно, ни о каких дарованиях, пророчествах речи уже не было.

Вот, пожалуйста, это состояние духовной прелести. От чего это так произошло? От того, что где-то глубоко в душе, глубоко в своем сердце, этот подвижник посчитал себя достойным, что с ним будет Ангел, что этот Ангел будет молиться за него. Что он действительно достиг каких-то высот, что Господь может ему вот такое послушание дать: изучать Ветхий Завет, а Ангел за него будет молиться. Вот где-то там внутри себя, он считал, в словах это не проявлялось, но в подсознании, он считал себя способным и достойным. Вот это как раз и есть состояние духовной прельщенности, которое зиждется на самообмане по поводу себя самого. Оно и в том и другом случае одинаково, мы все в постоянном самообмане пребываем в каком-то смысле. А когда подвижник или активный христианин, ведущий духовную жизнь, пробирается в глубину духовного мира, то там тоже можно ошибиться, и вот это в классическом понимании и называется духовной прелестью.

Мне на память пришел епископ, которому сказали про одного священника: «Владыко, говорят, что тот батюшка находится в духовной прелести». Он посмотрел на него и говорит: «Нет, нет. Прелесть это состояние духовное, а у этого батюшки ничего духовного нет». Это он говорил как раз в классическом понимании, что такое прелесть.

В общем-то, мы все с вами находимся в какой-то прелести. Нам и впадать-то в прелесть не нужно, нам нужно из нее выкарабкиваться. А как? Я вам рассказал.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.