В работе с клиентами достаточно часто возникает тема самопожертвования. Чаще всего она бывает деструктивная, но не стоит торопиться, чтобы отворачивать клиента от важной части себя. Давайте разберемся, какие есть позиции в психологии по этому вопросу.
Идея самопожертвования в рамках глубинной психологии:
✅1. Позиция К. Юнга: идея самопожертвования как неотъемлемая часть индивидуации. Однако об этом он пишет редко, придется поискать, чтобы обнаружить эти идеи в его работах.
Для Юнга самопожертвование представляет собой процесс полного открытия и предоставления своей личности в пользу развития и осуществления высших архетипических ценностей. В статье «Феноменология духа в сказках» он пишет: «Но в действительности завладеть душой можно только с помощью терпения, самопожертвования и преданности».
✅2. Взгляд Зигмунда Фрейда.
Фрейд относился к самопожертвованию с более критическим взглядом. Он связывал самопожертвование с мазохистическими тенденциями, где индивидуум мог намеренно приносить себе страдания и жертвовать своими потребностями для удовлетворения подсознательной наслажденности от боли. Фрейд рассматривал это как одну из форм комплекса мазохизма.
✅3. Самопожертвование как патология, связанная с непродуктивными идеалами или компульсивными поведенческими паттернами. В этой перспективе самопожертвование может быть связано с низкой самооценкой, неадаптивными механизмами самообороны или травматическими событиями, которые формируют неподходящие установки.
✅4. Самопожертвование как форма комплекса, где личность отказывается от своих собственных потребностей и жертвуется ради других. В этом случае самопожертвование может стать источником душевного и физического истощения, а также привести к чувству обиды и недовольства.
✅5. Понимание здорового самопожертвования.
В рамках здорового развития личности и отношений, самопожертвование может иметь положительное значение. Здесь самопожертвование рассматривается как выражение эмпатии, заботы и бескорыстной любви. Здоровое самопожертвование предполагает гармоничное балансирование своих собственных потребностей и потребностей других людей. Альтруизм относят к зрелым, невротическим защитам.
✅6. Позиция Сабины Шпильрейн.
Интересный, я бы сказала женский взгляд, внесла Сабина Шпильрейн. Она рассматривала самопожертвование как проявление жертвенности, связанной с архетипом богини и материнской энергией. Шпильрейн подчеркивала, что самопожертвование может иметь позитивные аспекты, когда оно рождается из любви и преданности. И корни этой идеи биологические: «При зачатии происходит соединение женской и мужской клеток. Каждая клетка при этом уничтожается как единица, и из продукта уничтожения возникает новая жизнь. Некоторые низшие живые существа, например, мухи-поденки, с произведением нового поколения лишаются жизни и умирают. Для них создание — это одновременно и гибель, что, взятое само по себе, есть наиболее страшное для живущего. Если собственная гибель служит новому созданию, то она становится для индивида желаемой».
🔆На мой взгляд, всё позиции имеют место быть как разные грани самопожертвования. Как любой феномен реальности, самопожертвование может быть разным: уместным и неуместным, угодным или нет, фанатичным и востребованным, с вторичной выгодой или разрушительным.
💕И задача аналитика обнаружить особенности самопожертвования клиента, не имея на входе предвзятого мнения хорошо это или плохо.
Автор: Панарина Олеся Владимировна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru