БРАЗИЛИЯ: Владеющая рудовозными железнодорожными линиями горнодобывающая компания Vale изучает варианты перевода своих локомотивов на альтернативные источники энергии. В середине 2023 г. компания заключила контракт на поставку трех локомотивов FLXdrive с питанием от аккумуляторов разработки корпорации Wabtec, а также на проведение совместных исследований топлива на основе аммиака в качестве потенциальной альтернативы дизельному топливу. Это очередной этап в реализации амбициозных целей Vale к 2030 г. сократить на 33 % общее количество выбросов парниковых газов при эксплуатации локомотивов и при генерации потребляемой электроэнергии, а к 2050 г. достичь полной углеродной нейтральности. Локомотивы FLXdrive намечено изготовить к 2026 г. на бразильском предприятии и использовать на железной дороге Carajas, где формируются тяжеловесные поезда длиной до 330 вагонов общей массой до 45 тыс. т. Для вождения каждого из таких поездов применяются три-четыре тепловоза, а на участке с особо тяжелым профилем длиной 140 км на территории бразильского штата Мараньян еще и сплотка из двух тепловозов-толкачей. Предполагается, что замена тепловозов на локомотивы FLXdrive позволит уменьшить годовой расход дизельного топлива на 25 тыс. м3, а выбросы углекислого газа – на 63 тыс. т. Исследования компании в области применения аммиака в качестве топлива для дизельных двигателей предусматривают проведение в течение двух лет лабораторных испытаний в целях подтверждения эффективности нового вида топлива и сокращения вредных выбросов при его использовании. Важным для Бразилии преимуществом аммиака перед другими видами альтернативного топлива является наличие в стране развитой инфраструктуры для его хранения и транспортировки.
КИТАЙ: На новой городской линии Шанхая проходит испытания первый четырехвагонный электропоезд серии С, изготовленный в конце 2023 г. компанией CRRC на заводе в Чанчуне. Базовая составность электропоезда данной серии, предназначенного для эксплуатации со скоростью до 160 км/ч на линиях переменного тока напряжением 25 кВ, – четыре или восемь вагонов. Головные и промежуточные вагоны имеют одинаковую длину 24,5 м, что позволяет параллельно эксплуатировать восьмивагонные и работающие по системе многих единиц сдвоенные четырехвагонные составы, в том числе на линиях, оснащенных платформенными дверями. Данное техническое решение в Китае применяется впервые. Кузова и тележки вагонов электропоезда спроектированы с использованием элементов высокоскоростных поездов платформы Fuxing. В тяговом приводе применяются синхронные электродвигатели на постоянных магнитах, которые дают возможность сократить потребление электроэнергии на 12 %. Электропоезд оснащен системой автоведения с уровнем автоматизации GoA2. Предусмотрена возможность повышения его до наивысшего GoA4 – беспилотного. Интеллектуальная система мониторинга технического состояния электропоезда и инфраструктуры на основе собираемых данных обеспечивает контроль ключевых параметров, обнаружение препятствий на пути и прогнозирование неисправностей. Головные вагоны имеют две пары широких дверей, промежуточные – три пары. Между сиденьями, расположенными по схеме 2+2, имеется широкий проход, предусмотрены накопительные площадки и межвагонные переходы. Максимальная пассажировместимость четырехвагонного электропоезда составляет 1016 человек, а восьмивагонного – 2180. Уровень шума во время движения не превышает 72 дБ, что ниже требуемого для городского подвижного состава.
Электропоезда серии C будут работать на линии, связывающей аэропорты Хунцяо и Пудун в агломерации Шанхая. Ожидается, что 68,6 км они будут преодолевать за 40 мин, делая при этом семь промежуточных остановок. Пуск линии в эксплуатацию запланирован на конец 2024 г.
В перспективе указанный подвижной состав может стать базовым для сети городских и пригородных железных дорог в районе дельты реки Янцзы – одном из самых густонаселенных и экономически развитых регионов Китая.
ИНДИЯ: На Кашмирской железной дороге, строительство которой близится к завершению, сооружен мост через реку Чинаб – самый высокий железнодорожный мост в мире. Переход через реку Ченаб – одна из самых сложных частей проекта железнодорожной линии протяженностью 345 км, призванной обеспечить удобную транспортную связь территории бывшего штата Джамму и Кашмир на севере Индии с остальными регионами страны. Длина железнодорожного моста составляет 1315 м, а его высота над урезом воды – 359 м. Конструкция состоит из 17 подъездных пролетов общей длиной 530 м и арочного моста длиной 785 м. Главная арка над руслом реки Чинаб, имеющая пролет 467 м, является одной из самых длинных мостовых арок в мире и самой длинной аркой среди всех железнодорожных мостов. Настил шириной 13,5 м обеспечивает укладку двух путей. Стальные конструкции арки рассчитаны на скорость ветра до 260 км/ч и температуру ниже −20 °С. На мосту установлены датчики для контроля скорости ветра. Как только она превысит 90 км/ч, загорится красный сигнал, запрещающий движение поездов. В ходе проектирования моста была учтена повышенная сейсмическая активность района.
Все элементы конструкции покрыты специальными антикоррозийными составами, срок службы которых рассчитан на 15 лет. При строительстве были использованы крупнейшие в мире мостовые кабель-краны. Для того чтобы добраться до места возведения моста, пришлось проложить подъездные автодороги протяженностью 5 км. Стальные части моста собирались в мастерских, сооруженных недалеко от стройплощадки. Вблизи площадки отсутствовали линии электропередачи, поэтому на месте работ были установлены дизель-электрические агрегаты. Всего для строительства моста потребовалось более 25 тыс. т стали, 4 тыс. т арматуры, 46 тыс. м3 бетона, было извлечено около 8 млн м3 грунта.
Поскольку территория Джамму и Кашмир часто подвергается атакам исламистских террористов, конструкции моста и его бетонные опоры рассчитаны на противостояние ударной волне от взрыва 40 кг тротила. Вокруг моста создана бесполетная зона, охраняемая силами индийских ПВО. Расчетный срок службы моста – 120 лет.
Поддержите канал-поставьте лайк.