Вот бы почитать какую-нибудь роад-стори с безумными приключениями, да по Вархаммеру, да в Ереси Хоруса, да чтобы еще и про Саламандр… Стоп. Есть такая книга. И у меня про нее даже есть немного очень личного мнения. Знакомьтесь — Ник Кайм, «Смертельный огонь».
Кто не в курсе, это 26-я номерная книга Ереси, прямое продолжение романов «Вулкан жив» Кайма и «Забытая империя» Абнетта. Основная фабула этой книги — Саламандры во главе с Артеллом Нумеоном доставляют убитого Вулкана на Ноктюрн с Макрагга. На самом деле в романе есть масса любопытных эпизодов помимо этого. Итак, Вулкан у нас действительно жив, более того — выяснилось, что он Вечный и неубиваемый… вернее, не убиваемый ничем, кроме оружия из фульгурита. И этим-то оружием его и пырнули.
Строго говоря, фульгурит должен быть необычным. Потому что обычный — это не более чем песок или другая горная порода, спекшаяся от удара молнии, формула SiO2. А этот — наполненный силой Императора и попавший в шаловливые ручки другого Вечного. Но историю смертельного ранения Вулкана нужно читать в «Забытой империи». А «Смертельный огонь» начинается с воспоминаний Артелла Нумеона о боях на Исстваане и о плену у Несущих Слово. Нужно понимать, что Нумеон — не простой офицер XVIII легиона. Он последний хранитель Погребального Огня. Фактически, последний хранитель легиона. Пережив жестокие испытания, он очутился на Макрагге, чтобы узнать: Вулкан умер.
Прежде чем поговорить об основном сюжете, стоит отметить флешбеки Нумеона о Несушках. Собственно, последние не являются моим любимым легионом… в том числе еще и поэтому. Жестокость и бесцельный садизм, обычно приписываемые Детям Императора и особенно Повелителям Ночи, в высшей степени свойственны и Семнадцатому. Надо быть ну очень крепким Саламандрой, чтобы выжить там, где погибли все остальные, — в лапах палачей Лоргара. Что же до Ультрамаринов, то у них с Несушками свои счеты, и их ярость совершенно понятна.
Ультрамаринов в первой части книги будет много. «Смертельный огонь» — история преимущественно о Саламандрах, но отнюдь не только о них. Мы встретим Эонида Тиэля — ироничного Ультрамарина с нестандартным мышлением. Библиария Тита Прейто. Самого примарха. Поймем, что в Ультрамаре тяжелые времена, хотя формально война против сил XVII и XII легионов выиграна: Тиэль отмечает засилье пропаганды, а Прейто — отсутствие безопасности даже на самом Макрагге, не говоря уж о фронтирах. Также мы встретим Сангвиния и Кровавых Ангелов, старого и не очень доброго знакомца Бартусу Нарека, примарха Льва — по определению Кайма, «мрачного и своенравного». И еретиков в количестве.
Нумеон адаптируется с большим трудом. Например, он возмущается, что на Макрагге ему отдает приказы чужой примарх. Кредо Саламандр отличается от тактической доктрины Ультрамаринов. Чувствуется, что даже союзные легионы на самом деле разобщены. Особенно тяжело Саламандрам осознавать, что их примарх был здесь живым — и умер, а они узнали об этом лишь постфактум. Очень пронзительные эпизоды, когда Саламандры навещают мертвого примарха и им кажется, что они слышат биение сердца. А вот эпизод с исчезновением Вулкана и дальнейшей аудиенцией Нумеона у трех примархов показывает, насколько «в товарищах согласья нет». Жиллиман оказывается «стрелочником» в собственном государстве, а Лев злорадствует из-за того, что все попреки и недовольство теперь направлены только на него, один Сангвиний старается сохранить зыбкий мир. По совести, Нумеон в этой сцене довольно несправедлив.
Саламандры в этой книге — уже не те отважные и жертвенные воины, каких мы видели в первых романах Ереси. Мы видим растерянных и отчаявшихся людей, которые пытаются собрать себя в кучку после смерти Вулкана, на чужом мире, среди примархов, которых они не понимают, перед будущим, которого они не видят. Кайм не боится прописывать своим Саламандрам обычные человеческие чувства, которые в ином случае могли бы быть приняты за слабость. Но это психологическая правда — даже астартес может горевать, и даже астартес может утратить смысл жизни. Выливается это и в хандру, и в раздражительность, и в явные признаки ПТСР. У Нумеона эта сломленность проявляется ярче всех. А ведь остальные нуждаются в его руководстве.
По жанру, как и большинство книг Ереси, «Смертельный огонь» — это космический боевик. Поэтому, если вы открываете эту книгу ради боевых сцен, то они там есть в преизрядном количестве — плюс флешбеки с Исстваана V. Со стороны еретиков Саламандрам противостоит Гвардия Смерти. Правда, там в числе офицеров деятель с очень говорящей для русскоязычного уха фамилией Рак… Однако неприятностей нашим героям, щелкая клешнями, он доставит изрядно. Но их направляют Несущие Слово! Разумеется, не обойдется без злодея с дурацкой мотивацией ака «стать первым легионером, который убьет примарха» и без варп-расчлененки. Из «злодейских» линий, на мой взгляд, самая интересная — все-таки Несущие, демонстрирующие примечательный макиавеллизм. И еще: в этой книге появится демонетка.
Кайм, как группа «Сабатон», с воодушевлением показывает достоинства всех противоборствующих сторон: силу и храбрость Саламандр, коварство и магические умения Несущих Слово, стойкость и неубиваемость Гвардии Смерти, вдобавок уже распространяющей амбре протухшего мяса.
А Саламандры, согласно воззрениям своего легиона, успеют еще и спасти кое-кого, впрочем, это особая линия. Вот попытка пролететь через Гибельный Шторм — это действительно драматично. И начинаешь сомневаться в правоте Нумеона. Он фанатично верит, что на Ноктюрне сумеет воскресить Вулкана, и готов пожертвовать ради этого жизнью. Но когда становится ясно, что он жертвует ради этого жизнями всей команды и всех выживших своих братьев… чем дальше, тем больше он производит впечатление безумца. Правда, изнутри ситуации он вроде бы обретает контроль над собой, принимает командование над легионом, но у себя в голове любой параноик вполне логичен.
Финал очень волнителен. Спойлерить не буду, но Кайм сумел сделать его высшей точкой всей книги.
В целом книга понравится тем, кто любит космические роад-стори с превозмоганием, боевками, варп-вторжениями, XVIII легион, драматическое превозмогание, пафос, упорство и размах. Но, на мой вкус, ей не хватает динамизма — кое-где автор забивает боевками провисший сюжет, логичности в поведении героев, особенно Нумеона, которых подчас так и хочется обозвать упертыми ослами, и разнообразия типажей.
Художник: niellustrate