Найти в Дзене
Легкое чтение: рассказы

Сватьи

— Ну, Варька! Благодаря тебе нам запретили общаться с внуком! Радуйся! — Марианна Ивановна исподлобья смотрела на сватью. — Я вам не Варька, а Варвара Викторовна! И, между прочим, эти базарные склоки провоцируете вы, уважаемая! — Вот об этом мы и говорим! Мама, Марианна Ивановна, вы можете обижаться сколько угодно... — Андрей взял жену Катю за руку, для уверенности. — Но либо вы прекращаете это дурацкое соревнование, либо мы перестаем с вами общаться! И Мише психику ломать не дадим! *** Каждая встреча Марианны Ивановны и Варвары Викторовны начиналась одинаково. — Ну что, Варя, опять ты с пустыми руками к детям?! — интересовалась Марианна Викторовна, мама Кати, снисходительно демонстрируя золотые коронки в улыбке. — Я вот им вазу привезла из богемского хрусталя. — Как я устала от вашей похвальбы. А если уж вам так хочется узнать, что я привезла сыну с невесткой, могли бы просто спросить! — закатывала глаза Варвара Викторовна, мама Андрея. — Так вот, дабы вы не умерли от любопытства, соо

— Ну, Варька! Благодаря тебе нам запретили общаться с внуком! Радуйся! — Марианна Ивановна исподлобья смотрела на сватью.

— Я вам не Варька, а Варвара Викторовна! И, между прочим, эти базарные склоки провоцируете вы, уважаемая!

— Вот об этом мы и говорим! Мама, Марианна Ивановна, вы можете обижаться сколько угодно... — Андрей взял жену Катю за руку, для уверенности. — Но либо вы прекращаете это дурацкое соревнование, либо мы перестаем с вами общаться! И Мише психику ломать не дадим!

***

Каждая встреча Марианны Ивановны и Варвары Викторовны начиналась одинаково.

— Ну что, Варя, опять ты с пустыми руками к детям?! — интересовалась Марианна Викторовна, мама Кати, снисходительно демонстрируя золотые коронки в улыбке. — Я вот им вазу привезла из богемского хрусталя.

— Как я устала от вашей похвальбы. А если уж вам так хочется узнать, что я привезла сыну с невесткой, могли бы просто спросить! — закатывала глаза Варвара Викторовна, мама Андрея. — Так вот, дабы вы не умерли от любопытства, сообщаю: я купила ребятам робот-пылесос.

— Да на кой им еще один пылесос?! В четыре руки пылесосить, что ли?

— Это робот-пылесос! Он все делает сам! А на кой им ваша ваза?! Орехи колоть?!

— Мамочки, ну хватит уже! Мы очень рады подаркам! Не ругайтесь! — просила Катя, сложив руки в умоляющем жесте.

— Давайте, хоть одна ваша встреча пройдет спокойно! — поддакивал жене Андрей.

Сватьи на время замолкали, лишь мерили друг друга недовольными взглядами. Но хватало их обычно ненадолго.

***

Когда Андрей и Катя решили пожениться, они догадывались, что их матери вряд ли станут подругами: слишком уж они разные. Но такого противостояния не ожидал никто.

Марианна Ивановна очень гордилась своим именем, полученным от матери — страстной любительницы сериалов и положением в поселке. Владелица продуктового магазина — это если и не олигарх, то что-то близкое к нему по сельским меркам. Были и другие причины для гордости: дочь Катюша — умница и красавица, а также дом — полная чаша.

Катя, окончив школу, переехала в город, чтобы продолжить учебу в торговом колледже.

— Учись хорошо! Будешь помогать мне в семейном бизнесе! — напутствовала дочь Марианна Ивановна.

Катя не противилась. Тем более, что мать создала ей все условия для учебы: сняла маленькую чистенькую квартирку, помогала деньгами.

— Ну как ты, доченька?! — каждый вечер справлялась Марианна Ивановна у Кати по телефону.

— Все хорошо, мам. Учусь... Только вот одиноко очень. Не привыкла я жить одна... — делилась Катя.

— Ты давай там без глупостей! Одиноко ей! Вот отучишься, вернешься домой и тогда уже будем думать, как прогнать твое одиночество! У меня даже кое-кто на примете есть...

— Ой, мама, ну я же не об этом! — отмахивалась Катя. — Просто хочется, чтобы дома кто-то был.

И однажды Катино желание осуществилось. Как-то, выйдя из магазина, Катя увидела на ступенях кота. Он был черен, грязен, тощ и несчастен. Катя выудила из сумки сосиску.

— Будешь? — она протянула коту угощение.

Тот подошел к ней на полусогнутых, принюхался, а потом впился в сосиску и заурчал.

— Ешь, бедняга, а то ты на скелет похож! — сказала Катя и сбежала по ступенькам.

Кот, моментально заглотив сосиску, последовал за ней. Он проводил ее до самых дверей квартиры и в обратный путь не собирался.

— Ну что ж, — вздохнула Катя, — видать, это судьба. Я мечтала, чтобы мне не было так одиноко... И вот вам, пожалуйста! Проходи, будем вместе жить. Надеюсь, квартирная хозяйка нас не выгонит.

Им повезло: квартирная хозяйка любила кошек, поэтому только взяла с Кати обещание блюсти чистоту и показать нового жильца ветеринару. Катя дала коту звучное имя — Граф.

Поход с Графом в ветклинику стал новой вехой в жизни Кати. Ведь именно там она познакомилась с Андреем. Он работал ветеринарным врачом, был на пять лет старше Кати и обладал такой харизмой, что сразил наповал и кота, и его хозяйку. Чего нельзя было сказать о Марианне Ивановне.

Когда Катя с восторгом рассказала матери, как она встретила Графа, а потом тот привел ее к Андрею, Марианна Ивановна только хмыкнула:

— Надеюсь, у вас это несерьезно...

— Почему? — удивилась Катя.

— Да потому! Ты дочь бизнесменши, а он кошачий доктор! Это же неравный брак во всей красе! — отрезала Марианна Ивановна.

— Мама, ну что за чушь?! Во-первых, ты так себе безнесменша... Деревенского разлива! А во-вторых, Андрей, не «кошачий доктор», а ветврач в дорогой клинике! — возмутилась Катя. — И вообще, откуда в тебе этот снобизм?!

Но переубедить Марианну Ивановну было делом непростым.

— Да не расстраивайся ты так! — утешал Андрей Катю. — Все образуется... Познакомим наших родительниц. Глядишь, они найдут общий язык, а там и мы с Марианной Ивановной поладим.

— Ох, Андрюшка, это вряд ли. Ты не знаешь мою маму. Дай бог, чтобы они хотя бы не переругались... — вздыхала Катя.

— А ты мою не знаешь. Она у меня спокойный, интеллигентный человек. Даже если твоя мама будет ее провоцировать, моя не поддастся и все будет хорошо!

Но он ошибся...

Познакомить Марианну Ивановну и Варвару Викторовну решили в теплой домашней обстановке, а именно в квартире Андрея, в которой теперь жила и Катя с Графом. Все утро Катя готовилась к званому ужину: мыла, убирала, готовила и... нервничала.

— Ну что ты так переживаешь? Вот увидишь, все пройдет замечательно, — в сотый раз повторял Андрей.

— Дай-то бог...

Но бог не дал. Конфликт начал нарастать, как снежный ком, прямо с порога. Варвара Викторовна пришла раньше. Как всегда элегантная: светлый брючный костюм, малюсенькие сапфиры в ушах, тонкое платиновое колечко на пальце, гладкая прическа... Катя ей даже залюбовалась.

Когда в дверь настойчиво позвонили, Варвара Викторовна посмотрела на кусающую губы Катю и сказала:

— Я сама открою... А то ты, того и гляди, в обморок хлопнешься. Расслабься, Катюша. — Она распахнула дверь и улыбнулась.

На пороге стояла Марианна Ивановна. Кате показалось, что она нацепила на себя все золото, которое нашла в доме... В ушах качались огромные цыганские серьги, пальцы были унизаны кольцами, цепь толщиною в большой палец украшала массивную шею. Дополнял это великолепие кричаще-алый костюм и высоченные шпильки... Катя про себя застонала.

А вот Варвара Викторовна не выказала никакого удивления.

— Здравствуйте! Очень рада видеть вас воочию! Проходите, Марина Ивановна!

Катя схватилась за голову: что сейчас будет!

— Марианна!!! — грянуло от дверей.

— Что?.. — опешила Варвара Викторовна.

— Меня зовут Марианна! Не Марина, не Маша, не еще как-то! — Казалось, Марианна Ивановна впечатывает каждое слово в мозг собеседнице.

— Извините... Я Варвара Викторовна! Не обижайтесь, пожалуйста. — Мать Андрея выглядела расстроенной.

Марианна Ивановна отодвинула ее массивным плечом и прошествовала в комнату, излучая недовольство каждой клеточкой своего обширного тела.

Когда неудобная ситуация осталась позади и Катя с облегчением пригласила всех за стол, Марианна Ивановна спохватилась:

— Молодежь, я ведь вам подарок привезла! — Она вытащила из сумки два золотых кольца: широких, тяжелых, блестящих.

«Мамочка как всегда, в своем репертуаре! — подумала Катя. — Дорого-богато это ее жизненное кредо».

— А вы чем детишек порадовали?! — победоносно глянула она на Варвару Викторовну.

— Сегодня ничем. Подарок за мной! — пожала та плечами.

— Я понимаю... — Марианна Ивановна изобразила напускное сочувствие. — Это я сама себе хозяйка. А многим зарплату сейчас задерживают... Да и зарплаты бывают разные.

— Да нет. С деньгами у меня все в порядке. Работаю косметологом. У меня своя клиентура. Просто я думала, что у нас сегодня обычное знакомство, а не вечер обмена подарками! — Варвара Викторовна невольно начала защищаться.

— Косметолог — это тот, который прыщи давит? — невинно поинтересовалась Марианна Ивановна. — Неужели за это хорошо платят?

— Мама! — буквально взвыла Катя, краснея до кончиков ушей.

— А что мама?! Спросить нельзя... Я же никого ни в чем не упрекаю. Всякие профессии нужны...

— А вы, наверное, на базаре торгуете?! Судя по вашему внешнему виду и поведению! — не выдержала наконец Варвара Викторовна.

— Хватит! — рявкнул Андрей, видя, как наливается краской лицо будущей тещи. — Мы вас позвали познакомить друг с другом, а не стравить! Прекратите! Вы же взрослые женщины!

За столом воцарилась тишина.

***

— Мама, что ты устроила?! Мы с Андреем собираемся пожениться и хотим, чтобы у вас с его мамой были нормальные отношения! Неужели это так сложно?! — говорила Катя Марианне Ивановне по телефону через несколько дней после легендарного знакомства.

— А я-то здесь при чем?! Она явилась в гости без подарка! Обругала меня рыночной торговкой! А сама-то кто?! Ноль без палочки! И сынок у нее «собачий доктор»!

— Мама, если ты не прекратишь так себя вести, то наша свадьба пройдет без тебя! Я не шучу! — пригрозила Катя.

Тогда Марианна Ивановна решила сменить тактику.

— Ой, ну ладно, Катюша... Только ради тебя. Сделаем вторую попытку. Приглашаю вас всех, включая Варвару, к себе в гости! Постараюсь исправиться!

— Без фокусов? — с подозрением поинтересовалась Катя.

— Без!

К великому удивлению, Варвара Викторовна согласилась на визит к Марианне Ивановне легко и даже с радостью.

«Хоть у Андрея мама умная женщина!» — благодарно подумала Катя. Но Варвара Викторовна ее удивила.

— Да... Хороший у вас дом. Только несколько старомодный, вы уж извините, — сообщила она, обойдя жилище Марианны Ивановны. — Техника устаревшая, ковер ну прямо ностальгия... Прошлый век!

Катина мама уже краснела, подбирая слова, но Варвара Викторовна будто этого и не замечала.

— А я тут нашим молодым привезла умную колонку. Так, мелочь... По случаю купила. Хотите и вам такую подарю? Будет развлекать вас! Да и вообще вещь полезная... — Варвара Викторовна посмотрела на будущую сватью своим самым доброжелательным взглядом.

Катя вцепилась в рукав матери. Та потихоньку «сдулась».

— Не надо! — Марианне Ивановне удалось выговорить это, почти не повысив голос.

***

С тех пор так и повелось. Казалось, что Варвара Викторовна и Марианна Ивановна вступили в какую-то гонку... На свадьбе Андрея и Кати они, как два безумных фокусника, вручали молодым одну коробку за другой, соревнуясь, кто сделает больше подарков.

Даже виновник этой свадьбы — кот Граф попал под колеса этой гонки.

— Я купила котику супервпитывающий наполнитель! — сообщала Варвара Викторовна.

— А я сверхполезный корм с витаминами, специально для черных котов! — тут же встревала Марианна Ивановна.

— Такого не бывает! — сомневалась Варвара Викторовна.

— Это для тебя не бывает! А для меня нашелся! — парировала Марианна Ивановна.

Переубедить мам в том, что они ведут себя, как два подростка, ни у Кати, ни у Андрея не получалось.

Совсем плохо стало, когда на свет появился долгожданный внучок Мишенька.

— Не смей дарить ему такие погремушки, Варька! У них состав подозрительный! Я в интернете читала! — свирепствовала Марианна Ивановна, отнимая у внука подарок.

Мишенька рыдал, а она тут же впихивала ему в пухлую ручку принесенную с собой «правильную» игрушку.

— Я вам не Варька! — злилась мать Андрея. — Погремушки мои не угодили! А дарить такие распашонки, как вы подарили, можно?! Они же линяют! Ребенок был весь в красно-зеленую крапинку! Где вы такое барахло взяли?!

***

— Так продолжаться не может! — однажды сказал Андрей, после того как обе бабушки, капитально переругавшись и оставив рыдающего Мишеньку, разъехались по домам.

Катя согласно кивнула.

— Я надеялся, что хоть моя мама не будет поддерживать эти скандалы и нелепую гонку подарков, но она с такой готовностью вписалась в нее, как будто только этого и ждала! Что будем делать?!

Катя задумалась, а потом предложила.

— Нужно напугать наших мамочек раз и навсегда. Мишеньку они любят! Но их постоянное перетягивание несчастного ребенка вредит его психике! Давай поставим им условие: пока не научаться себя вести, в гости мы их больше приглашать не будем! Причем даже поодиночке. Мне, например, неохота выслушивать, как они поносят друг друга!

Когда обе бабушки вновь приехали навестить внука, Андрей взял Катю за руку для храбрости и сообщил им о принятом решении. На минуту повисло гробовое молчание. Первой пришла в себя Марианна Ивановна.

— Что, Варька, допрыгалась?! Из-за тебя нам с внуком теперь нельзя общаться!

— Сколько раз говорить: я вам не Варька! Меня зовут Варвара Викторовна! И не я провоцирую эти склоки, как рыночная торговка!

Андрей устало воздел глаза к потолку и крепче сжал Катину руку.

— Вот об этом и речь! Вы же двух минут без скандала не можете. В общем, так: либо вы прекращаете эти глупые соревнования, либо мы больше с вами не общаемся! Наша семья устала!

***

Притихшие женщины вышли из квартиры.

— Марианна, может, нам все-таки стоит объявить перемирие? — тихо спросила Варвара Викторовна. — Ради детей.

Марианна Ивановна вздохнула и кивнула.

— Приходи ко мне завтра в гости. Попробуем пообщаться и при этом не поссориться! — уже увереннее продолжила Варвара Викторовна.

— Приду! И даже критиковать твою квартиру не буду! — с жаром пообещала Марианна Ивановна, а потом добавила. — Хороший ты все-таки человек, Варька!

— Да и ты ничего!

Варвара Викторовна улыбнулась и взяла Марианну Ивановну под руку.

---

Автор: Алена С.

---

---

Всё сначала

Боже, как меня всё достало! Эта никчёмная жизнь, эта убогая квартирка, муж-инвалид, ребёнок — тоже инвалид! Муж уже десять лет еле ноги волочит, но всё чего-то храбрится. Я, говорит, инженер с высшим образованием, ну и что, что плохо хожу, я головой зарабатываю. Вот и заработал — получил третью группу инвалидности и копеечную пенсию, не хватает даже за квартиру заплатить. Нет, чего он на своих халтурках зарабатывает — как раз чтобы с голоду не умереть.

Поэтому главный кормилец в нашей семье — умственно-отсталый сын. На его пенсию в основном и живём. Одна надежда — я тоже когда-нибудь выйду на пенсию и буду получать минималку. Это же для нас бешеные деньги! Но пока пенсия — как морковка для ослика. Сначала я рассчитывала оформить её в 55 лет, но в пенсионном мне сказали — недостаточно стажа для трудовой пенсии, только социальная, а это ещё через пять лет. А потом нас осчастливили пенсионной реформой. В моём случае это ещё плюс пять лет. Вот сижу и думаю — доживу ли?

Одна радость — квартира своя. Мужу однушка по наследству досталась, когда мы только поженились. Вот в ней и живём уже который год. Муж сначала всё планы строил — купим новую трёшку! Деньги сами в руки идут! Только это было двадцать лет назад, когда его ещё не скрючило. А потом почти все эти деньги ушли ему же на лекарства. Хорошо хоть ему, как инвалиду, положена компенсация по уплате за коммуналку — хоть какая-то копеечка.

Вы, наверное, скажете — а ты, здоровая дылда, чего работать не пойдёшь? У тебя ведь тоже диплом есть. Ага, охренительный диплом с ужасно востребованной специальностью — «инженер АСУ». Вы знаете, что такое АСУ? Если не знаете, значит, вы родились уже не в Советском Союзе. Потому что в Советском Союзе ещё помнили, что это «автоматизированные системы управления». Вот только вся эта фигня закончилась в 1991-м вместе с Союзом. Я только год и успела в НИИ поработать, а потом в декрет ушла. Через три года выходить на работу, а вместо нашего НИИ уже торговый центр. Ну, думаю, хрен с ней, с наукой, сейчас много других возможностей, и стала Вадика, сына то есть, в детский садик пристраивать. А заведующая на дыбы — он у вас какой-то странный. Не поленилась у наших соседей все сплетни собрать. Короче — выставили нас из садика и посоветовали обратиться к психиатру.

После чего, естественно, вся моя работа пошла побоку. Жили на то, что Лёшка, муж, получал. Его тогда тоже из НИИ пнули, но он сумел пристроиться на хлебное место. Я всё старалась Вадика в школу засунуть, чтобы всё было как у людей. Но его удалось с трудом пристроить только во вспомогательную. Естественно, родня стала коситься, и моя, и Лёшкина. Типа — гены неправильные. Моя родня на Лёшку баллон катила, Лёшкина — на меня. Поэтому общаться с ними перестали. После вспомогательной школы Вадику дали вторую группу. Естественно, ни о какой работе и речи быть не могло — он одевается по полчаса. До меня только потом дошло — какого я упиралась с этой дурацкой школой?! Сидел бы дома — дали бы первую группу, а это совсем другие деньги. Но сейчас-то уже поздно пить боржоми.

-2

Выпроводила Лёшку с сыном погулять, и сижу одна, даже реветь уже не хочется. А толку-то? Вот если бы понять — в какой момент всё пошло не так? Ведь сначала всё было хорошо. Ну там в школе — училась нормально, была как все. Потом поступила в институт, с Лёшкой уже на пятом курсе познакомилась, после института поженились. Вроде до этого момента всё нормально.

А потом забеременела, потом Вадик родился. Тоже всё как у других. Или это как в анекдоте, слышали? Спрыгнул мужик с небоскрёба, летит и орёт от ужаса. Уже половину до земли пролетел, а из окна ему кричат: «Чего орёшь, пока всё нормально». Так и в моём случае — я уже сделала роковой шаг, а мне все вокруг говорят: «Да чего ты переживаешь! Всё у тебя нормально». А асфальт всё ближе. . .

. . . читать далее >>