Найти тему
Большое Путешествие

Братская ГЭС (9 июня 2024 г.)

Маршрут на сегодня 718 км: Канск - Ангарская деревня - Братская ГЭС - Братск

Вчера (08 июня) ____________________________ Завтра (10 июня)

Восьмой день путешествия. Начинаю привыкать к ранним стартам. Сегодня наша цель город Братск, известный Братской ГЭС и проходящей по плотине ГЭС Байкало-Амурской ж/д Магистралью (БАМ). В Братск с запада ведут два пути: первый короткий от г. Тайшет параллельно БАМу через раб. пос. Чунский и г. Вихоревка, и второй - в два раза длиннее, идет по трассе "Сибирь" до г. Тулун и далее на север вдоль р. Ия и Братского водохранилища по трассе "Вилюй". Есть большие сомнения в качестве короткого пути. У Тайшета буду местных спрашивать.

Вот такая лесостепь с болотами.
Вот такая лесостепь с болотами.

А пока... замечаю, что лесостепь Канско-Рыбинской котловины переходит во всё более северный хвойный лес.

На автостоянке возле бензоколонки "Саяны" на западном съезде к Тайшету мне красочно описали прелести короткой дороги (а у меня даже не кроссовер) и я поехал в объезд. В Тулуне свернул с трассы Р-255 "Сибирь" на А-331 (трасса "Вилюй").

Деревни и сёла вдоль р. Ия очень похожи на средне-русские. И всё же местность чем то отличается... Гористость? Хвойный лес другой?

Выпас у села где то возле трассы Вилюй.
Выпас у села где то возле трассы Вилюй.

Плотина Братской ГЭС очень высокая и разливы водохранилища начинаются уже на р. Ия. Дорога по дамбе пересекает залив Тангуй, образовавшийся в долине р. Ирил при впадении в р. Ия. Очень красивое место с сосновым лесом и песчаными пляжами.

р. Ия впадает в р. Ока. Да, да, я не путаю - именно Ока - в Сибири много привычных названий средней полосы европейской части России. До прихода бурят сойоты называли реку «Ок хем» — «Стрела-река». Буряты назвали реку «Аха гол» — «Главная» или «Старшая река». Ну а русские переделали название просто в река Ока - привычно для русского уха.

Отмечу что ближе к г. Братск трасса "Вилюй" стала по две полосы в каждую сторону, но на ней оказалось три-четыре довольно продолжительных участка с покрытием плитами вместо асфальта. Как то странно для федеральной трассы. Если учесть, что участок от г. Тулун до г. Братск считается построенным. Опять пришлось сбрасывать скорость.

Объезжаем г. Братск по окраинам и сразу в Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня им. О. Леонова» - он закрывается в 18 ч., а мы опять переехали сегодня в другой часовой пояс и день для нас на 1 час короче.

Ангарская деревня

Музей под открытым небом основан в 1979 г., а открыт для посетителей в 1983 г. Первыми экспонатами стали постройки из зон затопления Братской, Усть-Илимской и Богучарской ГЭС на Ангаре. Музей очень похож на Тальцы под Иркутском. Река Ока впадает в р. Ангару как раз перед г. Братск. Вверх по Ангаре путь к г. Иркутск и оз. Байкал.

Ворота входа на лесную экотропу с информационными плакатиками. А нам правее по этнотропе. Две большие разницы ЭКОтропа и ЭТНОтропа. :))))
Ворота входа на лесную экотропу с информационными плакатиками. А нам правее по этнотропе. Две большие разницы ЭКОтропа и ЭТНОтропа. :))))

Нам правее ворот идти по ЭТНОтропе, где воссозданы элементы культуры эвенков. До 30-х годов XX в. эвенков называли тунгусами. Русское название "тунгус" произошло от якутского наименования эвенков - "тоҥ уус".
Самоназвание эвенков — эвэнкил, что означает «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов».

В VII—VIII вв. н. э. древнетюркский народ - курыкане (предки современных якутов) стали теснить эвенков на север. В XV в. в результате междоусобных войн в Монгольской империи Байкальский регион пустеет. Баргу-буряты уходят в Западную Монголию и участвуют в создании Ойратского ханства. В конце XVI начале XVII в. омонголившиеся баргу-буряты возвращаются в Прибайкалье и уже они теснят эвенков и якутов на север.

Зимнее стойбище эвенков

Эвенки были кочевыми и полуоседлыми. Зимой эвенки предпочитали жить в стационарных жилищах подобном на фото ниже. Называли его в разных местах по разному - (голомно, голомо утэн, угдама-дю). Жилище покрывалось сверху корой лиственницы, дёрном или землёй. Обогревалось оно чувалом — очагом в виде камина из жердей, обмазанных глиной. Дверью служил кусок ровдуги или шкура.

Ниже галерея с ловушками на зверя. Реконструкции сделаны хорошо - с одной стороны соблюдена безопасность, а с другой - почти всегда понятен принцип срабатывания.

Летнее эвенкийское стойбище

Здесь сооружались простые жилища для кратковременного пребывания.

Эвенки не имели своей письменности, но создали систему знаков в лесу. Например, на охоте положенная поверх следа палочка говорила — дальше идти нельзя. Ниже в галерее другие варианты знаков.

Деревянный чум эвенков.

Деревянный чум эвенков. Не совсем понятно чем обеспечивается устойчивость к дождю. Возможно шкурами. Именно так из бревен делаются стены якутского балагана, но он кубической формы и часто покрывался корой, дерном и землёй.
Деревянный чум эвенков. Не совсем понятно чем обеспечивается устойчивость к дождю. Возможно шкурами. Именно так из бревен делаются стены якутского балагана, но он кубической формы и часто покрывался корой, дерном и землёй.

Чум шамана для проведения обряда благополучия рода. Окружен галереей символических изображений птиц и зверей.

Шаманский чум с фигурами шаманских духов. Шаман совершал ритуал общения с духами - "камлание". Для каждого обряда строился специальный комплекс сооружений, который состоял из шаманского чума и галереи, окруженной скульптурами духов-помощников шамана в виде стилизованных животных, птиц, рыб и людей. Данный же комплекс предназначался для проведения обряда, посвященного благополучию рода.
Шаманский чум с фигурами шаманских духов. Шаман совершал ритуал общения с духами - "камлание". Для каждого обряда строился специальный комплекс сооружений, который состоял из шаманского чума и галереи, окруженной скульптурами духов-помощников шамана в виде стилизованных животных, птиц, рыб и людей. Данный же комплекс предназначался для проведения обряда, посвященного благополучию рода.

Для коммуникации эвенки часто использовали рисунки на камне или бересте.

Корьевой шаманский чум с галереей птиц и животных.

Захоронения

Даже летом земля здесь оттаивает на небольшую глубину. Поэтому у эвенков развился обычай воздушного захоронения. Хотя возможно причина была и в другом. Родственные эвенкам дальневосточные нанайцы, удегейцы и древние мохэ так же применяли воздушные захоронения.

Охотничий стан начала XX в.

И ещё ловушки уже на более крупного зверя.

Охотничий стан середины XX в.

Вышли из лесу на открытую поляну над Братским водохранилищем как раз в месте реконструкции Братского острога XVII века.

Братский острог

Первый Братский острог построили вблизи Падунского порога в 1631 г. Рядом у Падунского порога возникло маленькое старинное селение Падун. Сейчас это Падунский район Братска. Второй Братский острог возвели в 1636 г. вблизи впадения р. Ока в р. Ангара. А в 1654 г. острог возвели уже на месте, где стоял старый Братск до образования Братского моря. Карта и описание в галерее ниже.

О эвенках

Эвенки относятся к группе тунгусо-маньчжурских народов (языков), прародиной которых в эпоху неолита было южное Прибайкалье. Первым историческим народом тунгусо-маньчжурской группы были раннесредневековые мохэ. В VII—X вв. им удалось создать государство Бохай на Дальнем Востоке. Наибольшего развития достигли их потомки позднесредневековые Чжурчжэни, создавшие на Дальнем Востоке империю Цзинь (Золотая империя). В XIII в. империя Цзинь была покорена монголами. Часть населения империи бежало в глухую тайгу. Потомками чжурчжэней в XVII в. стали маньчжуры, которые даже захватили власть в Китае и поставили свою династию Цин. Однако эта часть тунгусо-маньчжурских народов сильно окитаилась.

Другие народы тунгусо-маньчжурской группы, которых не упомянул, это нанайцы, удегейцы и эвены. О расселении группы говорят российские топонимы тунгусо-маньчжурского происхождения: Алдан («рыбная» или «ледяная»), Амур («большая река»), Ангара («пасть»), Бурея («река»), Зея («лезвие»), Енисей («большая река»), Индигирка, Киренга («грязная»), Лена («большая река»), Сахалин («чёрная гора»), Селенга («железная»), Сихотэ-Алинь («хвойный хребет»), Таймыр («богатый»), Чита («глина»), Шилка («узкая долина»), а так же в Китае - Мукден («возвышенность»), Харбин («переправа») и Сунгари («молочная»).

Башня Аввакума

Реконструкция башни острога, где был заключен протопоп Аввакум (Петров), один из лидеров русского старообрядчества XVII века и подневольный участник Даурской экспедиции Афанасия Пашкова.

Изба приказчика середины XVII в.

Изба разделена на две части: служебную и жилую.

Церковь Владимирской Божьей Матери

На территории реконструкции Братского острога воссоздали Церковь Владимирской иконы Божьей Матери XVII в.

Аманатская изба

Это не тюрьма, но и не свобода. Аманаты это заложники. Наличие заложников как-то обеспечивало сбор ясака и безопасность на путях.

Проездная башня Братского острога
Проездная башня Братского острога

Михайло-Архангельская церковь

Церковь построена в 1873-75 гг. и привезена из с. Нижне-Карелино Киренского района.

Вид на Ангару фантастический. Как будто сопки плывут в небе. Поверхность воды от облачного неба трудно отличимо.

Вид на Ангару.
Вид на Ангару.

Братский острог в фас.

Вот так Братский острог выглядел почти 3 века назад. Хм. Рвы хоть какие то наверное тоже были. И колея дороги от ворот.
Вот так Братский острог выглядел почти 3 века назад. Хм. Рвы хоть какие то наверное тоже были. И колея дороги от ворот.

Собственно, "деревню" в музее слагают 4 крестьянских усадьбы. По сравнению со среднерусскими и даже северными, усадьбы сибирских крестьян поражают капитальностью, основательностью, добротностью. По-другому в Сибири строить нельзя, а то Дед Мороз накажет.

"Усадьба №1"

Это самая маленькая усадьба музея. В её основе изба-одноколок 1909 г. постройки с территории современного Братска.

Мангазея

В данном случае мангазея это общественный хлебный амбар начала ХIХ в. из д. Тушама Усть-Илимского района Иркутской области.

"Усадьба №2"

Усадьба с избой середины ХIХ в. привезёна из Красноярского края - видимо, из зоны затопления Богучанской ГЭС.

"Усадьба №3"

Эта усадьба привезена из села Старо-Балтурино Чунского района. Избе чуть менее 200 лет.

"Усадьба №4"

Самая большая и богатая усадьба аж с тремя дворами - чистый, хозяйственный и скотный. Изба 1891 г. вывезена из д. Петропавловка Киренского района, что на р. Лена, а хозпостройки - в основном из деревни Анчириково под Братском.

"Усадьба №5"

Последняя усадьба уже закрыта. Если не ошибаюсь это изба «Чайная» привезенная из старой Анзёби.

Кузница конца XIX в.

Братская ГЭС

построена сразу за Падунским порогом р. Ангара. Воды водохранилища скрыли Падунский порог, а также пороги Пьяный Бык и Похмельный.

Описание Падунского порога Василия Михайловича Рудых:
«Падунский порог название получил от русского слова «падать». И действительно, среди ангарских порогов этот великан наиболее крут, своенравен, величав с огромной силой переливающейся водной массы. Река Ангара здесь на расстоянии километра круто падала, образуя ступень падения в 6,2 метра.
На подходе к Падунскому порогу, Ангара разливалась вширь от берега до берега до четырех километров, образуя обширное плесо с целым рядом островов разных размеров и проток между ними. Далеко не всем было понятно, где проходило главное русло реки – фарватер.
От границы островов, вниз по течению река постепенно сужалась, ускоряла течение, попадала на скалистое дно порога и с грохотом, и шумом перекатывалась через огромные глыбы диабазовых камней, выступающих тут и там на поверхность, поблескивающей зеленоватой лысиной.
Порог был неукротим, ходил ходуном, бешено плескался, поглощая своим ревом все звуки ближней таежной окрестности. Люди не переставали удивляться: почему в таком неподходящем месте приживались тут поколения ангарцев, построив село Падун. Ответ дается один – это была лоцманская гавань, обеспечивающая проводку судов через порог.»

Строилась Братская ГЭС с 1954 по 1967 г. Высота плотины ГЭС - 124 м. Впечатляющее сооружение.

Пошёл не сильный дождь. Первоначально намечалось проехать ещё 330 км по трассе "Вилюй" до г. Усть-Кут при впадении р. Кута в р. Лена. Это всё исторические места, где практически ничего не сохранилось - только тайга, реки и сопки. К сожалению маршрут пришлось сократить. И всё же немного расскажу.

Братский острог на р. Ангара основали на пути из Красноярска к оз. Байкал и далее в Китай. р. Ангара вытекает из оз. Байкал и впадает в Енисей, на котором и стоит Красноярск. А на восточном притоке р. Ангары - реке Илим - основали в 1630 г. Илимский острог, от которого шел путь к Ленскому волоку. В XVII-XVIII вв. Ленский волок был ключевой транспортной артерией для освоения по р. Лена севера Восточной Сибири и Дальнего Востока. Из Илимского острога отправлялись казачьи отряды и экспедиции, в том числе экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова, Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского. Илимск стал отправной точкой и для восточных отрядов Северной экспедиции Витуса Беринга. Волок использовали до XIX в., а позже от Илима до Усть-Кута проложили Илимский тракт, маршрут которого почти совпал с волоком. Илимск сейчас залит водами Усть-Илимского водохранилища возле дачного кооператива "Строитель" севернее моста трассы "Вилюй" через р. Илим. Сохранившиеся Спасскую проезжую башню (1667 г. постройки) и Казанскую привратную церковь (1679 г. постройки) из Илимского острога перевезли в Иркутский архитектурно-этнографический музей "Тальцы".

Под дождём возвращаемся в Братск в гостиницу.

Вчера (08 июня) ____________________________ Завтра (10 июня)