Более глубоко любовные отношения представлены в теории объектных отношений, коей я и придерживаюсь в своей практике.
Различные исследователи трактуют термин «объектных отношений» по-разному, но наиболее общий смысл данного термина объясняется как своеобразная психологическая структура. Несмотря на понимание того, что объектные отношения — это отношения с другим человеком, более важным является внутреннее отношение к данному объекту, включающее в себя множество различных компонентов.
Объектные отношения – это комплексный и сложный феномен, который характеризуется аффективной составляющей, включающей в себя любовь и ненависть. Представления и аффекты, возникающие в процессе формирования ранних объектных отношений, оказывают влияние на все последующие человеческие отношения.
Ведущие исследователи, разработавшие разные концепции объектных отношений предлагают множество вариаций.
М. Кляйн выделяла взаимодействие орально-либидных (происходящих наиболее ярко в период от двух до шести месяцев) и орально-деструктивных влечений (от 6 до 12 месяцев жизни).
Другую концепцию предлагает О. Кернберг, говоря о том, что объектные отношения становятся более заряженными энергией благодаря базовым инстинктам, особую роль среди которых занимает агрессия.
Третий взгляд на объектные отношения, принадлежащий М. Малер и Х. Кохуту, предлагает рассмотреть Другого в жизни младенца. Отношения, построенные со значимым Другим будут иметь особый характер, который позволит ребенку развиваться и строить отношения с окружающими. Здесь значимый период от 1 года до 2 лет.
Можно сделать вывод, что во главе угла стоит стремление к взаимоотношениям. Именно они определяют мотивацию, поведение, ценности и выборы человека. Эти взгляды базируются на предположении, что все наши мысли и эмоции формируются под влиянием интернализации внешних аспектов, связанных с первичными отношениями. В свою очередь, это приводит к выводу о том, что вероятное развитие функций психики может быть объяснено только через связи между интернализированными составляющими.
Среди множества работ, связанных с теорией объектных отношений, прослеживается ведущая идея – главная смыслообразующая идея в жизни это создание удовлетворяющих взаимоотношений. Особенное значение имеет то, что удовлетворяющие взаимоотношения не являются синонимом счастливых или «хороших/идеальных» отношений. В силу имеющегося опыта, каждый стремится создать особые взаимоотношения, которые помогут ему удовлетворить свои индивидуальные потребности, а они действительно могут сильно различаться.
Особенно ценным в изучении любовных отношениях становится труды О. Кернберга. Автор считает отношения любви наиболее важными объектными отношениями зрелой взрослой личности. В своем исследовании отношений любви в норме и патологии он указывает,
что на способность развития зрелой сексуальной любви влияют, с одной стороны, – регрессивная тяга к слиянию с объектом любви, поиск хотя бы мимолетного восстановления желаемого симбиотического единства; с другой, – интеграция «абсолютно хороших» и «абсолютно плохих» Я- и объект-реперезнтаций в единые, целостные концепции интернализованных объектных отношений.
Объект любви выбирается в зависимости от социально-психологического опыта человека, который он приобрел в ранних отношениях. Взрослая любовь строится на зрелых и инафантильных чертах, но всегда имеет тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализацию. Важными элементами любовных отношений являются способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости.
С теплотой и уважением к вам,
психолог-психоаналитик Яшанькина Екатерина.
Автор: Екатерина Яшанькина
Психолог, Психоаналитик групповой аналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru