Сейчас много развивашек для памяти, внимания, мышления, ловкости ребенка. Но обратите внимание на то, что детей 5-7 лет можно еще знакомить с миром чувств и эмоций. Развивать их эмоциональный интеллект. Это помогает им понять, что чувствуют они и другие люди в разных ситуациях, выразить свою эмоцию наиболее приемлемым способом.
А как же природная детская эмоциональность, спросите вы? Дети и так испытывают массу чувств.
Да испытывают, но распознавать и регулировать их умеют слабо. Отсюда напрасные слезы и истерики, импульсивные действия на эмоциях.
Развитие эмоционального интеллекта принесет только пользу ребенку. В этом случае работа должна вестись в двух основных направлениях.
1. Знакомство ребенка с миром эмоций
Для этого подойдут карточки с изображением эмоций, настольные дидактические игры, книги сказок, рассказов, знакомящие детей с проявлением эмоций в различных ситуациях. Сейчас очень много выпускают материала для развития эмоционального интеллекта.
Но, выбирайте те материалы, которые вам кажутся качественными и логичными. Ваш опыт поможет с этим справиться, потому что сейчас очень много и не проработанного, «сырого» материала.
С карточками, например, можно проиграть несколько вариантов игр. Познакомив ребенка с эмоциями, изображенными на карточах, начните с самой простой игры «Угадай эмоцию». Играющие, по очереди, изображают какую-то эмоцию, тот, кого выбрали водящим, должен подобрать соответствующую карточку.
Представим, что в эту игру играет мама и ребенок. Мама улыбается, ребенок должен подобрать карточку «Удовольствие» или «Радость».
На следующем этапе можно перейти к более сложному варианту. Ведущий проговаривает какую-то ситуацию, а игрок должен подобрать соответствующую эмоцию. Вопросы могут быть такими:
- что чувствует ребенок, если кто-то без спроса взял его игрушку и сломал ее;
- что чувствует мальчик, когда папа купил ему мороженое;
- что чувствует мама, когда ей подарили цветы? А когда она зашла на кухню и увидела, что кто-то оставил на столе грязную посуду;
- что почувствует девочка, когда кто-то внезапно из-за угла крикнул ей в лицо;
- что чувствует папа, когда он спешит на работу, а машина не заводится? А когда его любимая футбольная команда забивает гол?
Целесообразно первое время использовать в этой игре какие-нибудь одобряющие «мотивашки». Например, за каждый правильный ответ ребенок получает маленький кусочек мармелада. Этим закрепляется радость победы, возникший интерес к миру эмоций.
Второе направление работы – это научить ребенка выражать эмоции приемлемым способом
Например, злиться можно, но не причиняя никому вреда: крикнуть в пространство, но не нагрубить, топнуть, но не ударить. После этого объяснить, что разозлило.
Родители могут быть примером управления своими эмоциями. Если будут при ребенке проговаривать их, объяснять, почему они это испытывают и как они поступят.
Например, мама, сообщает ребенку: «Я сейчас такая радостная от того, что ты мне помог с уборкой. От радости захотелось даже потанцевать». Или же, «Я чувствую злость, от того, что мне нужно было взять лишнюю работу на дом. Но ничего, сейчас отдохну, попью успокаивающего чая и придумаю, как лучше всего решить эту ситуацию».
А еще можно устраивать мини-тренинги, эмоциональные этюды, как дома, так и специально организованных психологических клубах для детей. В этом случае детям предлагаются, например, такие задания: «Покажи, как какой сердитый медведь, когда его кусают пчелы, а потом, какой он довольный, когда нашел мед?».
Еще можно рассмотреть вариант занятий в театральной студии – это самый естественный, планомерный путь для раскрытия эмоций ребенка. Но только в том случае, если ребенку нравится. Незабываете, что небольшие театральные постановки интересно ставить и дома.