В «Жизни Клима Самгина» Горького во время похорон Игоря Туробоева происходит жуткая сцена. Из переулка высыпает «два десятка возбуждённых и нетрезвых людей» и начинают придираться к похоронной процессии:
— Почему без попа? Жида хороните, а? Опять жида? Бога обижаете? Нет, постойте!
Носильщики, почуяв опасность, моментально испарились. Попытки утихомирить разбуянившихся черносотенцев ни к чему не приводили.
- Жид - жить, а мы его - бить!
Разумных объяснений они слушать не хотели. Становилось ясно, что зреет драка, но силы при этом были не равны.
— Из господ? Князь? Не допускаю — врёшь! Где поп? Священник, а? Князей хоронят с музыкой, сволочь!
Казалось участникам похоронной процессии быть битыми ни с того, ни с сего, однако им на защиту вдруг неожиданно откуда-то появился кудрявый парень, некий Сашка Судаков, которого толпа беспредельщиков окрестила вором. Он быстро и ловко разбросал распоясавшихся хулиганов.
Впоследствии, потчуя своего спасителя чаем, Алина спросила его, как он решил вступиться и полезть в драку, «один против всех». На это Судаков, помолчав, ответил:
— Мне всегда хочется бить людей.
На недоумённый вопрос Лютова, он чётко ответил:
— За глупость. За подлость.
Собственно, Сашка Судаков в данном случае мало чем отличался от черносотенных бандитов – и тем тоже было всё равно, к кому именно придраться. Главное влезть в драку. Естественно, из-за ненависти.
Допытываясь у Судакова, почему он так настроен, Лютов задал вопрос, в чём корень его такого отношения?
— Вы — что же? — усмехаясь, спросил Лютов. — Против господ?
Не взглянув на него, Судаков сказал:
— Я — не крестьянин, господа мне ничего худого не сделали, если вы под господами понимаете помещиков. А вот купцы, — купцов я бы уничтожил. Это — с удовольствием!
Ненависть… Она во всём… Она висит в воздухе, словно дымовая завеса…
С чего вдруг такая агрессия? Людей всегда хочется бить, купцов надо уничтожить… Что это? Почему?
Однако подобное удивление – от лукавого. Ведь многое случилось на нашей с Вами памяти – за примерами не надо ходить слишком далеко в историю…
Всего лишь 30 лет тому назад.
Как же так могло случиться, что «самая читающая в мире страна», страна всеобщего среднего образования вдруг опаскудилась и опустилась до уровня гопников, готовых перегрызть друг другу глотки в смертельной схватке?
Как же произошло, что вчерашние пионеры 70-80-х годов, марширующих на «смотрах песни и строя», переводившие через улицы старушек и собиравшие металлолом, в 90-х вдруг превратились в рвачей, карьеристов и казнокрадов?
Как же сделалось, что офицеры Советской Армии и КГБ, призванные защищать народ, вдруг стали наёмными киллерами, и начали с ожесточением взрывать и убивать друг друга на улицах на глазах простого народа?
Годы, а порой и десятилетия уходили на то, чтобы воспитать «правильных», а разрушилось и пошло прахом всего за какие-то четыре - пять лет.
Как же так?
Собственно, бандитизм 1990-х – это прямой результат того, что сначала раздули армию, а потом резко её сократили. На «рынок труда» выплеснули миллионы наших сограждан, часть из которых так и не смогли приспособиться к новым условиям. В этом многие винят последнего Генерального секретаря ЦК КПСС и первого и единственного Президента СССР М. С. Горбачёва, который армию сократил. Возможно, его вина огромна, но почему-то забывают про тех, кто раздул численность армии. И, главное, для чего?
Во 2-й половине 40-х годов в РККА числилось около 11 миллионов, в конце 80-х годов, в той армии, в которой служил я, было вдвое меньше (5 миллионов человек). Но всё равно, эта численность была просто невероятной даже для такой страны, как СССР.
Ненависть сейчас видна во всём. Особенно этим отличаются различные социальные сети, как будто их именно для этого и придумали. Достаточно почитать любые комментарии не важно на какую тему.
Люди буквально готовы глотку перегрызть! Я уж не говорю о том, что мы просто разучились вести нормальные дискуссии: не то, чтобы обосновать свою точку зрения, а обязательно растоптать и морально унизить собеседника, показать его никчёмность – вот что стало в итоге целью пребывания человека в соцсетях. Чужого мнения, отличного от своего собственного, не существует в принципе.
Об этом хорошо сказал тургеневский Базаров («Отцы и дети»):
«…Человек все в состоянии понять - и как трепещет эфир, и что на солнце происходит. А как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, этого он понять не в состоянии…».
Никакого обмена мнениями не существует. Никакого иной точки зрения априори быть не может. У каждого человека одна задача - как можно скорее и как можно сильнее унизить человека, растоптать его как личность, вылить ушат помоев и смешать с грязью. Думаю, если бы существовала какая-нибудь при этом личная встреча, то она наверняка бы перешла в мордобой.
Ещё с момента внутрипартийных дискуссий начала XX века в России пошла мода «вешать ярлыки» на неугодных. Кто вовремя не принял «генеральную линию партии» и не встал под крыло вождя, того моментально обклеивали всевозможными обидными ярлыками. Помню, что ещё в 80-е годы, читая учебник КПСС, представлял себе всяких Каменевых, Зиновьевых, Рыковых, Бухариных и прочих «уклонистов» злостными вредителями-шпионами, чьи руки так и тянутся к горлу каждого советского гражданина.
Собственно, традиция раздавать направо и налево оскорбительные эпитеты пошла от Владимира Ильича Ленина, который, провозгласив принцип демократического централизма, постоянно скатывался к диктатуре. Мол, ты вроде можешь иметь собственное мнение, но хорошенько подумай, прежде чем его иметь! А вдруг оно будет отличаться от моего? И тогда тебе не сдобровать! В результате уже следующее, недискуссионное поколение революционеров, решило своего мнения вообще не иметь! И наступило «полное одобрям-с»!
Таким образом, те, кто «вешает ярлыки» самоутверждаются в этом мире. Деление мира на чёрное и белое (на «блондинок» и выскочек, своих и чужих, плохих и хороших) делает жизнь вокруг сразу простой и понятной. Не надо вникать в тонкости. Этот подход напоминает схему. Не надо думать – всегда есть готовый ответ! Не поддерживаешь политику – враг народа, имеешь другое суждение – тем более враг народа!
В расход!
Собственно, на памяти многочисленные истории о том, как родители вначале повздорили в соцсетях из-за своих детей-учеников, а потом ссора перешла в поножовщину на улице.
Что, скажете, нет этого?
Истоки современной ненависти – в русской общине, где всё было общее и все были равны. Нельзя высовываться, будь как все, работай как все, иначе…
Любой человек со своим мнением становится «белой вороной», его начинают клевать со всех сторон, потому как его мнение выбивается из общего.
Так не должно быть!
- В мои лета не должно сметь своё суждение иметь! – говорил Молчалин и это кредо современного общества. Не только в его лета, а вообще лучше не иметь никакого мнения.
Армия! Всем стоять в строю. Быть однообразными.
У людей должен постоянно быть «образ врага» - кого, кто непременно виноват в том, что мы «живём плохо». Лучший в этом плане образ, конечно, находится «за бугром». Как мы понимаем, виноваты в происходящем могут быть кто угодно, но только не мы с Вами лично. Лучше, безусловно, такие, до которых рукой достать невозможно.
Все мы смеялись над ограниченностью Шарикова в «Собачьем сердце», но, позвольте, разве не с себя стоит начать?
Пресекая попытки доктора Борменталя «списать» весь происходивший кавардак на некую «разруху», профессор Преображенский уверенно говорит, что «разруха» сидит в нашей голове.
Напомню, этот исключительно ценный монолог:
«… Нет, – совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, – нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от употребления самого этого слова. Это – мираж, дым, фикция! Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы, отчего две тени, похожие на черепах, заёрзали по скатерти. – Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? – яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за неё. – Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» – я смеюсь. (Лицо Филиппа Филипповича перекосило так, что тяпнутый открыл рот). Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удаётся, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!...»
Не исключено, что это всё делается специально. Рабов стравливают друг с другом, отвлекая их внимание от гораздо более серьёзных проблем, стоящих перед обществом. Власти выгодно, чтобы терпилы вымещали зло друг на друге – образ врага должен присутствовать где угодно, но только не в верхних эшелонах. Там сидят заботливые и мудрые руководители.
Почему, спрашивается в последние 20 лет буйным цветом расцвели передачи, где трясут «грязным бельём» на всю страну? Народу больше нравится смотреть, читать и слушать о том, кто у кого четвёртый муж, кто любовник или любовница, кто получит наследство после знаменитого артиста и т.п. «Золотыми яйцами» для телеканалов стали ток-шоу, где люди льют грязь и помои друг на друга, нецензурно выражаются, хвастаются семейными проблемами и изменами. За это получают и платят большие деньги.
Поэтому так. Оступился человек – как будто только того и ждут: словно волчья стая накидываются на человека и начинают терзать его в клочья.
То, что наши сограждане готовы внезапно обрушить свой гнев на кого-то, кто резко «выпал из коллектива», меня уже давно не удивляет. Это, безусловно, наследие различного рода собраний времён СССР, где чехвостили в хвост и гриву провинившихся. Тот, кто не присутствовал на этих собраниях, не представляет себе той атмосферы, где стыд и позор накрывал виновного с головой под пристальными взглядами собравшихся, а грозные обвинительные речи прокуроров от общественности заставляли грешников принародно каяться во всех смертных грехах и молить о прощении.
А ещё раньше – были волостные и сельские сходы, где порой и до рукоприкладства дело доходило.
Вот, уехала за границу известная на весь СССР певица, кумир миллионов, так бывшие её поклонники слюной избрызгали, каких только эпитетов и проклятий в её адрес не посылали! От гнева, казалось, стены Кремля вот-вот сотрясутся и рухнут. Прокляли и, видимо, наступило облегчение - миссия выполнена!
Ниспровержение вчерашних кумиров, видимо, тешит самолюбие и доставляет немалое удовольствие толпе.
Зависть и ненависть. Хлеба и зрелищ!
Но почему именно таких?